Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о пикете в поддержку "Стратегии-31"


Во вторник вечером, 15 июня, оппозиционеры по инициативе движения "Солидарность" провели пикет на Триумфальной площади. В пикете приняли участие до десяти человек. Они стояли рядом с небольшими стендами с фотографиями, сделанными во время разгона оппозиционной акции на Триумфальной площади 31 мая, сообщило агентство Интерфакс.

Владимир Кара-Мурза: Сегодня российская оппозиция успешно провела санкционированный митинг на Триумфальной площади в центре Москвы, посвященный событиям, происходившим 31 мая. Власть заранее согласовала с движением "Солидарность" проведение этой акции. Как известно, когда 31 мая оппозиционные партии и правозащитники так же пытались провести в центре Москвы митинг, его участники были разогнаны, а 150 человек привлечены к ответственности. Сегодня же митинг прошел спокойно. Движение "Солидарность" организовало на площади фотовыставку, посвященную разгону акции 31 мая, участники держали плакаты с требованием отставки главы МВД Рашида Нургалиева и лозунги "В Москве милиции нет". Сегодня же санкт-петербургская милиция задержала машину, на которой в город привезли сто тысяч экземпляров брошюры Бориса Немцова и Владимира Милова "Путин. Итоги. 10 лет". Машина была задержана при подъезде к петербургскому офису партии "Яблоко". Доклад "Путин. Итоги. 10 лет" оппозиционное движение "Солидарность" позиционирует как свой самый крупномасштабный оппозиционно-просветительный проект. Общий тираж брошюры составил миллион экземпляров, он выложен для свободного скачивания в интернете. Сегодняшний опыт санкционированного пикета в поддержку "Стратегии-31" и реакцию властей мы обсуждаем с координатором движения "Левый фронт" Константином Косякиным и адвокатом Вадимом Прохоровым, членом бюро объединенного демократического движения "Солидарность". Как прошла сегодняшняя акция?

Константин Косякин: Сегодняшняя акция прошла, как и предполагалось, нормально. То есть никаких эксцессов не было. Когда мы пришли на Триумфальную площадь, все было оцеплено, были турникеты, милиция довольно-таки приветливо вела себя. Мы туда спокойно прошли, что в общем-то непривычно как-то. Обычно, когда мы 31 приходим, не дают и двух шагов ступить, так что контраст разительный был. Сегодня акция была санкционирована, а когда акция санкционирована, естественно, милиция проверяет только на турникете, нет ли наличия каких-то предметов запрещенных и спокойно пропускает. В общей сложности на
Ей выгодно, когда проводится по Москве разные организации, точечные митинги, каждый в своем углу копошится, ей это абсолютно неопасно, как комариные укусы для нее
Триумфальную площадь прошло около 500 человек. Митинг вовремя был открыт, было много выступающих на митинге в основном по теме произвола милиции, которая действовала 31 числа и против того, что был один наш представитель в милиции был подвергнуть физическому насилию, у него был перелом руки, а второй представитель, участник 31 декабря, который заступился за женщину, ему сейчас инкриминируют, фактически два года дали наказание по статье уголовной. Он, получается, невольно пострадал. И был решительный протест против этого, юристы будут оспаривать это решение. Такой произвол, это ненормальное явление, и мы категорически против, чтобы такое творилось у нас.
То, что не 31 происходит, а 16, как сегодня, два месяца назад было по политзаключенным, власть согласна, пожалуйста, проводите в эти дни, ее устраивает. Но 31 то, что происходит у нас практически целый год, уже 9 раз мы пытаемся провести, подаем уведомление, власть нам отказывает, каждый раз, тем не менее, мы приходим, обычно встречает нас ОМОН и не дает пройти несколько шагов, всех хватает, и каждый раз все больше и больше задержанных. Власть чувствует, что в этом месте она начинает слабину давать. Ей выгодно, когда проводится по Москве разные организации, точечные митинги, каждый в своем углу копошится, ей это абсолютно неопасно, как комариные укусы для нее. Но когда уже получается целая стратегия, что именно 31 в 18 часов люди приходят туда, тот тут уже власть чувствует, что она не может руководить этим процессом, она хочет всех построить и командовать всеми, чтобы это шло. Тут, к сожалению, у нее никак не получается.
И что больше всего эту власть нервирует, то, что основной принцип "разделяй и властвуй", то, что она делает по партиям, по организациям, которые в разных местах устраивают, а тут наоборот идет процесс консолидации. То есть в этот раз у нас были, 31 мая автомобилисты пришли сюда, потом пришли обманутые дольщики, то есть люди понимают, что так как проблемы не решаются, можно сюда придти и решить проблему. Другим путем никак, законные пути не решают проблемы, и в суды, когда подается, тоже абсолютно никакого решения в пользу не бывает. Поэтому то, что происходит, люди чувствуют, что на сегодняшний день демократия кончилась, только здесь можно выйти на площадь и заявить свой протест. В судах бесполезно, суды зависимы полностью от государства, поэтому решения принимаются в пользу власти, мы убедились в этом в течение года. Неоднократно наши товарищи попадали под суд, под административные нарушения, все равно решения принимаются в пользу властей, в пользу милиции. Судья, который принимает решения, только принимает в расчет показания, которые милиция дает, наши не принимаются. Поэтому просто фактически мы не ходим на эти суды, и все это отмирает.
Сам процесс до абсурдного, до смешного доходит. Они каждый раз больше ста человек забирает милиция по омоновским автобусам, разводит по десяткам отделений, там часов 5-6 сидят, пыхтят, эти омоновцы, протоколы составляют, пишут, пот градом льет. Причем протоколы ложные с самого начала составляют. Мы видели, под копирку написанные, один к одному, только фамилию вписать, текст написанный тот же, нарушил одно и то же, кричал одно и то же. Потом они все это сверстывают, протоколы по пять штук на каждого, нас примерно через 4-5 часов отпускают, а эти протоколы в суды передают. Суды, как правило, смотрят на все это дело и возвращаются на доработку. А мы, как правило, знаем этот опыт, в суды не приходим. И получается, что вся машина работает: ОМОН нас забирает - свою работу выполнил, милиция протоколы написала - тоже выполняла, суд рассмотрел - тоже выполнил, все вроде свои обязанности выполнили. А что в сухом остатке получилось? В сухом остатке ноль. Государство затрачивает огромные деньги, как белка в колесе крутится, а на выходе пшик получается. Вот такая идиотская система у нас государстве сложилась.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, попыталась ли сегодня российская милиция взять реванш в Санкт-Петербурге, арестовав тираж Бориса Немцова и Владимира Милова "Путин. Итоги. 10 лет"?

Вадим Прохоров: Вы знаете, я не уверен, что милиция, если вообще пошла туда по своей инициативе изымать эту брошюру, а не принималось решение где-то в ином месте, воспринимает это как реванш за 31 или за что-то, просто есть патологическая боязнь власти к распространению любой правды о себе, прежде всего о неприкасаемой персоне Путине. Потому что власть понимает, если люди увидят, а они уже видят, что в общем-то без критики этого человека и его деятельности никакое дальнейшее движение невозможно, это нарушение каких-то их сакральных устоев, и вне зависимости от 31 или не 31, они будут стараться максимально, где это возможно, нарушая закон, изымать соответственно текст этой брошюры, будет другая брошюра, иные печатные материалы. К сожалению, это не новое явление.
Я напомню, что, в частности, Союз правых сил в последний период своей деятельности, еще не слившийся тогда под Кремль, в свои последние выборы в конце 2007 года, сделавший упор на печатно-агитационные материалы, столкнулся с той ситуацией, когда милиция по всей стране, везде, где на них натыкалась, случайно обнаруживала или выслеживала в каких-то гаражах, на складах, в офисах, автомобилях и так далее, материалы изымались, потом отправлялись на проверку на предмет наличия экстремизма. Через несколько месяцев, когда выборы заканчивались, выяснялось, что никакого экстремизма нет, их можно получить назад, но выборы к тому моменту уже прошли. Вот я думаю, что нечто подобное власти попытаются сделать и сейчас. Вряд ли они там найдут какой-то экстремизм, а если найдут - это еще интереснее, это совершенно однозначно будет дальнейшая дорога в Страсбург, который увидит, что по уровню свободы Россия ничуть не дальше какой-нибудь Саудовской Аравии, где нельзя критиковать монарха, а здесь вообще премьер-министр получается. Я думаю, им это невыгодно. Но то, что будут стараться изымать и под предлогом проверки держать на каких-то своих складах, а потом всячески может быть даже печатные материалы исчезнут, как вышло с ввозимой в Россию книгой Литвиненко "ФСБ взрывает Россию", которую органы изъяли, и ее судьба дальнейшая неизвестно где. Я думаю, что нечто подобное попытаются сделать и сейчас. Конечно, мы будем с этим бороться.

Владимир Кара-Мурза: Лев Пономарев, исполнительный директор общероссийского движения "За права человека", констатирует сегодняшнее поражение властей.

Лев Пономарев: То, что они согласовали акцию в защиту тех, кого задерживали 31 мая, я считаю, что это реальный наш успех. Потому что сама власть поставила себя в такие условия, что в следующий раз, очередной раз запрещать акции "Стратегия-31" им будет труднее, потому что надо каким-то образом дополнительно оправдывать себя, почему иногда они разрешают, согласуют, а иногда не согласуют. Поэтому прежде всего я считаю это нашим достижением. Я доволен тем, как прошла акция, потому что пришло около 500 человек, по нашим московским условиям не так мало. Это меньше, чем последний раз 31 мая приходили в рамках "Стратегии-31", но это понятно, потому что люди заранее планируют приход 31 числа. Более того, власти нам помогают даже увеличивать популярность этой акции, потому что они делают вызов обществу, когда не разрешают проводить акции 31-го. Поэтому много молодежи приходит, как бы отвечая на этот вызов. И молодым людям может быть не очень интересно приходить на согласованную акцию.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG