Ссылки для упрощенного доступа

День призывника или день уклониста?


Среднестатистический российский призывник - это получивший среднее образование парень из небогатой семьи, чьи родители не нашли денег на то, чтобы откупиться
Среднестатистический российский призывник - это получивший среднее образование парень из небогатой семьи, чьи родители не нашли денег на то, чтобы откупиться
15 ноября в России отмечается день призывника. В этот день военкоматы устраивают празднично-патриотические мероприятия, проходят парадные смотры российских войск и показательные выступления бойцов спецподразделений. Однако эксперты констатируют, что в современную российскую армию идут лишь те, у кого не нашлось денег от нее откупиться.

"Всероссийский день призывника" установил в 1992 году президент России Борис Ельцин. Это было сделано "в целях повышения общегосударственной значимости и престижа воинской службы и улучшения военно-патриотического воспитания молодежи". В этот день военкоматы изо всех сил рекламируют прелести армейской службы призывникам и их родителям, их водят в музеи на экскурсии, показывают образцовые воинские части, чтобы поднять патриотический дух будущих солдат. Но российские юноши в армию не хотят и день призывника отмечают без особого энтузиазма. И глава Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова их прекрасно понимает:

– Это не праздник, это день всенародной скорби. К такому явлению, как призыв я отношусь с глубоким отвращением и подозрением и не скрываю уже 22-й год. Цель нашей организации – добиться перехода к добровольной военной службе. Поэтому все эти псевдопатриотические игры считаю совершеннейшим безобразием. Я просто прошу вспомнить всех мальчиков, пострадавших за три последних года, начиная с Андрея Сычева и заканчивая Романом Сусловым. Для чего это сделано, кто это придумал, почему это поддерживается, я не очень понимаю. Я считаю, что все должны стыдиться того, что Россия никак не может перейти к профессиональной военной службе в армии хотя бы так, как это сделала пограничная служба России.

– Как, по вашим данным, проходит нынешний осенний призыв?

– Призыв у нас, к сожалению, как всегда, проходит с большими нарушениями: больных признают здоровыми, ребят, у которых есть отсрочка по учебе, лишают этой отсрочки, некоторых просто "кинули" – другого слова не подберу. Когда они в 2007 году поступали, им нужно было оформить отсрочку, они этого не сделали, по разным причинам, а теперь говорят, "у тебя на нее нет права". И самое неприятное, что по-прежнему, так или иначе, пытаются получить с людей деньги. Действует целая сеть фирм, фирмочек, каких-то псевдоколлегий, псевдоконтор, которые везде рекламируют свои услуги: "заплати 200 тысяч и останешься дома". Все это мошенничество – люди платят деньги, а потом или в армии оказываются, или выясняется, что им документы выдали липовые. И хотя прокуратура работает в этом направлении, все равно на каждого такого афериста управы найти нельзя.

О том, что мешает российской власти отказаться от армейской службы по призыву, в день призывника рассуждает военный эксперт Александр Гольц:

– Как вы догадываетесь, относиться к этому празднику можно только с иронией – как, скажем, ко дню печника в эпоху всеобщего перехода на центральное отопление или что-нибудь в этом роде. Это явный атавизм. Проблема заключается в том, что главным противоречием нынешней, вполне либеральной военной реформы является то, что министерство обороны настаивает на наращивании призыва вместо его сокращения, что, в общем-то, бессмысленно даже с теоретической точки зрения. Смысл существования призывной армии заключается в том, чтобы готовить резерв, чтобы, в случае военных действий, можно было увеличить вооруженные силы в разы. Советская массовая мобилизационная армия предполагала усиление до 8 миллионов военнослужащих. Планы нынешнего руководства говорят о том, что у них нет никакого желания поддерживать такую мобилизационную модель. Именно поэтому сокращены избыточные офицерские кадры, которые в теории должны были бы возглавить эти батальоны, полки и дивизии резервистов. Упразднены части неполного состава, которые только и существовали для того, чтобы принять эти миллионы резервистов. Вместе с тем, министерство обороны сохраняет призыв в условиях, когда страна катится в демографическую пропасть.

Военный обозреватель газеты "Комсомольская правда" Виктор Баранец рисует портрет среднестатистического российского призывника и констатирует, что такой солдат вряд ли эффективно защитит свою Родину в случае военного конфликта:

– Это, безусловно, парень из небогатой семьи, которая не смогла откупиться от призыва в армию. Он имеет определенные заболевания, на которые для выполнения плана по призыву, призывная комиссия, возможно, закрыла глаза или сказала, долечишься, парень, в армии. У него, безусловно, есть школьное образование, он недавно встал со школьной скамьи, и не имеет представления о военной службе, поскольку начальной военной подготовки в школе не было, а тот карликовый курс, который встроен в систему ОБЖ, никаких серьезных представлений этому мальчишке о службе в армии не дал. Он мечтал бы откосить от армии, но у родителей денег на это не нашлось денег. Этот человек нас не защитит хотя бы только потому, что он зеленый гусь, он очень слабо владеет оружием и тех ускоренных курсов, которые он проходит в учебке, только-только приноравливаясь к оружию, явно не хватает. Таких у нас в армии набирается почти 600 тысяч, то есть, большая половина армии – это, в сущности, профаны, дилетанты и недоучки по военной части. По социологическим данным, только 20 процентов призывников с большими потугами хотят идти в армию, а 80 процентов считают это потерей времени, и парни эти хотят служить в контрактной армии.

В России продолжается осенний призыв в армию. По данным военкоматов, уклониться от службы попытаются 133 тысячи россиян. Эксперты считают, что таких несознательных призывников в стране значительно больше.
XS
SM
MD
LG