Ссылки для упрощенного доступа

Wikileaks приравняют к террористам?


29 ноября главной информационной пищей западных изданий стали утечки, полученные порталом Wikileaks
29 ноября главной информационной пищей западных изданий стали утечки, полученные порталом Wikileaks
Беспрецедентная, по словам специалистов, в дипломатической практике утечка конфиденциальной информации спровоцировала резкие заявления в Вашингтоне и заверения о готовности новых систем хранения и обмена служебными документами в ведущих министерствах. 29 ноября министр юстиции США Эрик Холдер объявил, что американская прокуратура ведет следствие по уголовному делу о передаче Wikileaks засекреченной информации и виновные будут преданы суду.

Один из влиятельных законодателей, конгрессмен Питер Кинг обратился к Госдепаратаменту с официальным запросом по поводу того, есть ли в деяниях Wikileaks признаки, позволяющие отнести эту организацию к разряду террористических групп, а Государственный секретарь Хиллари Клинтон заявила, что обнародование сведений, подлинность которых она отказалась подтвердить, бьет не только по интересам США, но и международного сообщества:

– Разглашение этой информации бьет не только по американским внешнеполитическим интересам, это атака на международное сообщество: на союзнические отношения и партнерства, на систему дискуссий и переговоров, которые обеспечивают глобальную безопасность и экономическое преуспевание. Я верю, что партнерские отношения, к установлению которых администрация Барака Обамы приложила столько усилий, устоят перед лицом этого вызова.

Госсекретарь выразила сожаление по поводу этого инцидента и заверила американцев и друзей, партнеров Соединенных Штатов в том, что администрация готова выявить и наказать виновных в воровстве документов и сделать все необходимое для того, чтобы подобная утечка не повторилась

Интересно, что в первой партии американских дипломатических донесений, обнародованной 29ноября несколькими газетами, не содержится, по словам специалистов, крупных секретов, которые бы могли произвести впечатление разорвавшейся бомбы. "Нью-Йорк Таймс", например, делает акцент на том, что среди четверти миллиона дипсообщений нет ни одного с грифом "совершенно секретно", лишь десятая часть отнесена к "секретным конфиденциальным". Из некоторых опубликованных документов были удалены имена собеседников американских дипломатов, делившихся с ними, что называется чувствительной информацией. Наиболее неприятной в этих документах может оказаться откровенность их авторов в оценке людей, с которыми они имеют дело и откровенность многих собеседников американских дипломатов. Вот что говорит директор исследований американской правозащитной организации "Фридом Хаус" Арч Паддингтон:

– Я не думаю, что это имеет хотя бы что-то общее с журналистикой. Как не имеет ничего общего и с разоблачением. Здесь речь идет о непомерном эгоцентризме основателя Wikileaks Джулиана Ассанжа, его самолюбовании, его желании прославиться любой ценой. Такие публикации могут иметь ужасные последствия, причем не только для США. К сожалению, одним из последствий может быть установление барьеров на пути открытости общества, открытости деятельности правительств. Думаю, эффект будет обратным тому, что провозгласил сам портал Wikileaks. США придется установить особые меры охраны своих государственных секретов.

Теперь, что касается ущерба, какой может быть нанесен работе американских дипломатов. Во-первых, мы еще не знаем, что конкретно станет известно. Ожидается дополнительная публикация сотен тысяч документов. Не исключено, что мир не узнает ничего нового, ничего такого, чего мы уже не знаем. Например, что правительства арабских стран воспринимают Иран как враждебное им государство и ожидают от США более решительных действий по нейтрализации ядерной программы Тегерана. Но это уже известно. С другой стороны, публикации могут нанести очень серьезный вред нашим отношениям с правительствами некоторых государств или с главами этих государств, а также с другими политическими лидерами, частные беседы с которыми могут попасть на страницы Wikileaks. Если мы не можем гарантировать конфиденциальность переговоров в верхах, переговоров между дипломатами, между нами и нашими союзниками, между нами и мировыми лидерами – это, конечно, нанесет огромный политический ущерб нашим дипломатическим отношениям.

Какие выводы эти документы позволяют сделать о взглядах в Вашингтоне на Россию? На этот вопрос отвечает профессор Мичиганского университета Владимир Шляпентох:

– Американское руководство имеет абсолютно трезвую оценку характера положения дел внутри России. Они прекрасно понимают, что в России нет демократического общества, очень четко, с моей точки зрения, представляют себе соотношение сил в тандеме Путина с Медведевым. И я очень рад, что никаких романтических или иных взглядов на Россию у США нет. Очень реалистичная оценка положения дел внутри страны.

– Отразятся ли эти взгляды, как вы считаете, на отношении Вашингтона к Москве?

– Мы должны отличать взгляды американского руководства на положение дел внутри России от внешнеполитической позиции США, которая такова: у нас нет оснований вмешиваться во внутренние дела России, нерационально давить на российское руководство с целью демократизации общества, хотя этого и ожидают многие критики Путина внутри страны. Лично я, например, согласен с такой позицией.

Не исключено, что публикация очередных американских дипломатических депеш даст дополнительную информацию и о России.
XS
SM
MD
LG