Ссылки для упрощенного доступа

Депутат Госдумы Илья Пономарев – о президентском послании


Депутат Госдумы Илья Пономарев
Депутат Госдумы Илья Пономарев
Ежегодное послание президента Дмитрия Медведева носило явный предвыборный характер. Он обещал распродажу государственных СМИ и партийные выборы в муниципалитетах. Но подобные инициативы вряд ли изменят соотношение сил в тандеме Медведев-Путин.

О президентском послании в программе Радио Свобода "Время гостей" рассуждает член фракции "Справедливая Россия", первый заместитель руководителя экспертного комитета Совета по развитию информационного общества при президенте России, советник Фонда "Сколково" Илья Пономарев:

– Популистский стиль послания президента России Дмитрия Медведева объясняется тем, что оно носит предвыборный характер?

– Это послание я воспринимаю исключительно в предвыборном контексте. Это была совершенно четкая заявка на то, чтобы идти на выборы. Это была электорально значимая, резонансная тема, которая не является конфликтной с точки зрения взаимоотношений в тандеме (Медведев-Путин – РС). Но президент четко сыграл на опережение. Хотя никакой агрессивной риторики я в его выступлении не увидел вообще. Я хотел бы видеть более жесткое с точки зрения тезисов послание, но это общий стиль президента. Медведев – это менеджер по своей сути. Он управленец, он не хочет жечь глаголом сердца.

На пост президента он пришел с должности вице-премьера по нацпроектам, именно как управленец. Сейчас в послании он еще раз сказал, что изменение демографической ситуации в стране – это результат реализации нацпроекта "Здоровье". Он с этого начал говорить и перешел на "детскую" тему. Это является преемственностью его политики: и образование, и здравоохранение.

– Медведев сказал, что и проект "Сколково" уже работает со страшной силой.

– Я активно в этом участвую. Я готов подписаться под тем, что сказал президент. Земля выделена, планы составлены, команда управленцев появилась.

– Вы хотите сказать, что с этого "Сколково" что-то и людям достанется?

- Я уверен, что достанется. Но это же не сразу произойдет, пройдет несколько лет. Еще одна причина, по которой Медведеву нужно идти на следующий срок, – "Сколково" надо закончить, сделать его общероссийским проектом.

– А это случайно, что рядом со "Сколково" оказались большие земельные угодья господина Абрамовича и госпожи Шуваловой (жены первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова. – РС)?

– Неслучайно.

– Администрация собирается покупать эти территории для своего расширения? Не связан ли выбор места для "Сколково" с тем, что большие бюджетные средства попадут в карманы и так уже очень небедных господ Абрамовича и Шувалова?


– Я думаю, что выбор в пользу "Сколково", безусловно, связан с тем, что там живет целый ряд видных представителей элиты: и Шувалов, и Волошин, и много других людей. Это факт был прямо обнародован: невозможно будет "втирать очки" этим людям, потому что они каждый день будут наблюдать, что происходит на объекте. Я думаю, что президент и премьер в значительной степени им доверяют. Одно дело – дать реализовывать проект какому-нибудь губернатору, который находится в нескольких тысячах километров. Совсем другое дело – когда "уважаемые товарищи" живут рядом со стройкой и заинтересованы в том, чтобы она как можно скорее закончилась.

– Партия "Справедливая Россия" готова помочь руководству страны решить проблему нового президентства?

– Мы не просто готовы помочь, мы считаем, что нынешняя конфигурация достаточно устойчивая, что она сохранится после следующих выборов. Это наша позиция – пусть будет тандем. Я не считаю, что у кого-то из членов тандема есть острая потребность изменить расстановку сил внутри этой структуры. Потому что Путин обладает всей полнотой экономических решений, его человек руководит всеми финансовыми потоками в стране, он принимает все решения, связанные с хозяйством.

Для внешнего же употребления у Путина есть президент, которого любят на Западе и который позволяет снимать огромное количество возможных экономических проблем из-за негативного имиджа нашего премьер-министра. Такая ситуация Путину объективно выгодна.

В свою очередь, Медведев имеет свой участок работы, на котором у него абсолютно развязаны руки. Вы видели, что свобода действий его достаточно широка, учитывая назначение губернаторов и так далее. Но, конечно, (у президента – РС) имеются определенные ограничения. Поэтому Медведев и развивает параллельную реальность – "Сколково".

– Медведев заявил, что государство должно избавиться от своих СМИ. Вы верите в то, что государство может отказаться от таких ресурсов? Можно продать или отдать бесплатно по рублю всем желающим районные газеты, но трудно поверить в то, чтобы какой-нибудь губернатор отдал пару телеканалов людям, которых он не контролирует, или что Первый канал превратится в реальное общественное телевидение.


– В российских регионах существуют реально независимые телеканалы. Например, "ТВ-2" в Томске, "Афонтово" в Красноярске. У телеканала "Югра ТВ", хотя он подчиняется губернатору, эфирная политика абсолютно свободная. Схожая ситуация в Екатеринбурге.

– Маловато. На федеральном уровне вообще нет независимых телеканалов.

– Согласен. Но инициатива президента в целом правильная, потому что увеличит конкуренцию на медиарынке. Я согласен на 99,9 процентов, что это действие первоначально сведется к раздаче телеканалов приближенным к власти предпринимателям. И первоначально никаких изменений не будет. Но дело в том, что дальше-то экономические законы возьмут свое, и приближенные к власти люди неминуемо начнут ссориться. Мы наблюдали это при Ельцине в 1990-е, и сейчас так будет. Но "бабло" победит зло. Возможности просто уволить руководителя телеканала (у государства. - РС) не будет. Я лично за власть народа, но в качестве промежуточного шага - за то, чтобы Ковальчук конкурировал с Ротенбергом, а Ротенберг с Рейманом. Я уверен, что они никогда в жизни не договорятся между собой. Хотя все они будут лояльны верховной власти.

– Единственная предложенная Медведевым политическая реформа –проводить партийные выборы в муниципалитетах с населением более 30 тысяч человек. Вы будете поддерживать все эти псевдореформы
?

– Безусловно, будем поддерживать. Я убежден, что это правильно. Потому что на тех выборах, на которых действует пропорциональная система, мы имеем шансы провести наших кандидатов. Иначе стопроцентно избирается олигархат – представители бизнеса и власти.

– Нет демократического или консервативного способа уборки мусора на улицах. Должны быть люди, близкие к народу, выбранные в мажоритарных округах.

– Я вообще за прямую демократию, за то, чтобы власть осуществлялась без посредников. ЦИК ведет определенные эксперименты на эту тему. Но в данной ситуации Медведев знал, к кому он обращается. Предыдущее послание было в сильной степени политическим. Все меры, которые он предложил, с моей точки зрения, были половинчатыми и непоследовательными, тем не менее, они были осуществлены. В этом послании он упомянул про это, сказал, что предложил ряд мер, которые были реализованы, а теперь необходимо время, чтобы они заработали. Дальше можно сделать последний шаг – введение полностью пропорциональной системы на уровне муниципальных образований без ограничений выборов населенными пунктами в 30 тысяч человек. Политические инициативы президент озвучил в интернете, в своем блоге, где он говорил про застой.

– Вы в "Справедливой России" тоже боитесь конкуренции? На мой взгляд, все желающие должны участвовать в выборах.


– Мы постоянно говорим о снижении процентного барьера для партий. Мы не просто все время за это голосуем, мы всюду говорим о том, чтобы партий было больше. Я дружу с председателем партии "Яблоко" Сергеем Митрохиным, всюду, где можно, ему помогаю, делаю запросы по его просьбе по тем или иным проблемам. Почему вы считаете, что я боюсь конкуренции? Абсолютно нет. Большая часть "яблочников" выдвигается по нашим спискам, потому что они не могут этого сделать по "яблочным" спискам. Мы приглашаем к себе всех людей, которые разделяют наши взгляды.

– Дмитрий Медведев пообщался с патриархом Кириллом и сообщил ему о подписании закона о передаче имущества Русской православной церкви. Это еще один шаг к клерикальному государству?


– Кирилл выглядел на послании очень довольным. Я считаю, что все эти темы – относительно реституции, заигрывания с церковью – крайне деструктивны для нашей страны. Патриарх нынешний, в отличие от предыдущего, – это, прежде всего, политик, который строит свою империю, свою собственную силу. Сейчас власти хотят переманить его на свою сторону. Но, мне кажется, в долгосрочном плане – это проигрыш.
XS
SM
MD
LG