Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты - о возрождении финансовой пирамиды "МММ"


Сергей Мавроди, 22 мая 2007 г. Проведя в СИЗО более 4 лет, он вышел на свободу через месяц после того, как суд приговорил его к 4,5 годам лишения свободы
Сергей Мавроди, 22 мая 2007 г. Проведя в СИЗО более 4 лет, он вышел на свободу через месяц после того, как суд приговорил его к 4,5 годам лишения свободы
Основатель скандально известной компании "МММ" Сергей Мавроди затеял очередную финансовую пирамиду. Эксперты говорят: пресечь новое мошенничество – еще до появления жертв – трудно, но можно.

Сергей Мавроди, долг которого перед вкладчиками и сейчас составляет около 1 миллиарда рублей, объявил о начале нового проекта, пообещав его участникам ежемесячно 20 процентов прибыли, а пенсионерам и инвалидам – и все 30 процентов. Потенциальным клиентам – как в России, так и за рубежом – предлагается открывать долларовые счета в электронных платежных системах, покупая некие виртуальные билеты, стоимость которых, по словам Мавроди, будет постоянно расти. При этом деньги физически никуда не переводятся, оставаясь на счетах того или иного участника.

Заявлено, что в любой момент любой вкладчик пирамиды может зафиксировать прибыль, получив свой вклад и доход со счетов других участников проекта. Таким образом, формально повторяется история двадцатилетней давности, только деньги и билеты пирамиды на этот раз будут виртуальными, а не реальными. В остальном, по словам депутата Государственной думы, финансового омбудсмена Павла Медведева, отличий нет:

– Это можно рассматривать как мошенничество. За то, что вы отдадите ему свои кровные средства, Мавроди обещает нечто, чего у него нет. Он обещает 20-30 процентов прибыли в месяц не случайно, а регулярно. Это абсолютно невозможно. Регулярно даже 20 процентов, а уж тем более 30 процентов в год нельзя обещать.

Мавроди либо как сознательный психолог, либо как психолог интуитивный в своих интересах действует правильно, затемняя электронными платежами существо дела. К сожалению, депутаты Государственной думы недостаточно осторожно себя ведут при принятии законов. Они открыли возможность неконтролируемых электронных расчетов. Это огромный соблазн, которым Мавроди пытается воспользоваться.

Я готовлю обращение в Генеральную прокуратуру. Двадцать лет тому назад я добивался, чтобы остановили Мавроди, и мне это удалось сделать, но, к сожалению, только на один день. Тогда, как говорили злые языки, позвонили высокопоставленные клиенты Мавроди и добились, чтобы его освободили. Теперь же у Мавроди просто никакого шанса нет. Говорят, что когда в России сталкивается политическое и юридическое начало, то побеждает политическое. Злые языки, конечно, врут, но в данном случае эти начала даже не сталкиваются: сегодня и политический, и юридический интерес – против Мавроди. Сейчас у него нет никаких высокопоставленных клиентов, да и вообще никаких клиентов нет. И государству абсолютно не нужен скандал.

Есть Уголовный кодекс, в нем – несколько статей о мошенничестве. Прокуратура и правоохранительные органы в целом (это они и сами говорят) нацелены не только на поиск преступников, уже совершивших правонарушения, но и на предотвращение преступлений. Вот прекрасный случай, когда они это, безусловно, сделают, – прогнозирует Павел Медведев.

Однако юристы не столь категоричны в квалификации возможных действий создателя новой финансовой пирамиды. Они отмечают, что Сергея Мавроди будет трудно обвинить в мошенничестве, поскольку его схема предполагает добровольность всех финансовых операций и формальную непричастность к ним самого автора проекта. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что правоохранительным органам было бы легче, если в стране существовал отдельный закон о противодействии финансовым пирамидам:

– В России к нашему стыду нет специализированного законодательства, которое запрещало бы пирамиды. Такое законодательство есть в США, оно направлено на то, чтобы деньги одних вкладчиков не шли на выплаты другим вкладчикам, которые в эту пирамиду включились раньше. Именно таким образом Мавроди в начале 90-х годов запускал "МММ", продавая сначала акции, потом какие-то билеты.

Отсутствие "антипирамидного" закона – очередной пример того, что, несмотря на монолитность Государственной думы, профессионалов там нет. Законодательство о пирамидах широко известно, но в нынешней Думе некому заниматься такими специальными законами, которые бы были направлены на защиту потребителей.

Сейчас повторение эксперимента Мавроди в тех же объемах, конечно, невозможно – жертвами станут не миллионы россиян, как это было в 1994 году, а несколько десятков тысяч. Но нужно, к сожалению, отметить, что судебная защита здесь тоже будет абсолютно неэффективна. Опыт 90-х годов показал, что вернуть деньги обманутым вкладчикам практически невозможно: изначально схема устраивается так, что если какие-то деньги собираются, то они непонятно куда исчезают.

Вместе с тем, в России есть статья "Мошенничество", по этой статье возможно проведение каких-то действий правоохранительными органами ранее, чем появились жертвы. Надеюсь, такие шаги будут предприняты. Мне кажется, что должна отреагировать Генеральная прокуратура и не дать разрастись этой пирамиде до каких-либо существенных масштабов.

То есть, сегодня нужно не только писать и принимать закон о пирамидах, но и параллельно искать основания, чтобы эту компанию ограничить в активности. Я думаю, правоохранительные органы найдут юридические основания для того, чтобы начать действовать. Мы будем выглядеть очень смешно, если при той очевидности проблемы, которая была 15 лет назад, продемонстрируем своим гражданам и всему миру, что в России ничего не поменялось – как существовали подобного рода схемы, так они и продолжают существовать, – отмечает Дмитрий Янин.
XS
SM
MD
LG