Ссылки для упрощенного доступа

Ближний Восток: нестабильность растет


Акция сторонников движения ХАМАС в Секторе Газа, 26 января 2011 г
Акция сторонников движения ХАМАС в Секторе Газа, 26 января 2011 г
В последние дни обострилась ситуация на границе между Израилем и Сектором Газа, контролируемым радикальным палестинским движением ХАМАС. В этом районе произошло несколько столкновений, палестинские боевики обстреляли ракетами израильскую территорию, в том числе, впервые за долгое время, город Беэр-Шеву.

Это лишь одна из многих неприятных новостей для Израиля последнего времени.

Перспективы израильско-палестинского урегулирования выглядят крайне неопределенно – переговорный процесс зашел в тупик. Два иранских военных корабля прошли через Суэцкий канал, вызвав израильские протесты. В Египте после свержения президента Хосни Мубарака активизировалось прежде запрещенное влиятельное движение "Братья-мусульмане". Смена египетского режима, с которым Израиль более 30 лет был связан мирным договором, может грозить ему новыми сложностями, как и возможная смена режимов в других странах арабского мира, грозящая приходом к власти радикальных исламистов.

О том, что значат для Израиля и перспектив израильского-палестинского урегулирования народные волнения в странах арабского мира, говорят израильский политолог Зеев Ханин и обозреватель "Времени новостей", эксперт по Ближнему Востоку Елена Супонина.

Валентин Барышников: Зеев, как арабские волнения повлияют на израильско-палестинское урегулирование и какова точка зрения на эту ситуацию в Израиле?
Израилю придется существенным образом пересмотреть свою доктрину национальной безопасности

Зеев Ханин: В лексике израильской военно-политической элиты опять появился термин "южный фронт". Граница была сравнительно спокойной и устойчивой, хотя "холодный мир" с Египтом и позволял высвободить ресурсы для решения других проблем. Но сейчас, планы, которые, что называется, "лежат в ящике", опять поступили в оперативную разработку. В Израиле с тревогой следят за событиями, понимая, что существует негативный вариант их развития, когда либо к власти придут исламисты, либо квазидемократические режимы станут фиговым листком над структурами, которые контролируются исламистами, как это происходит сегодня в Ливане.

В этом случае Израилю придется существенным образом пересмотреть свою доктрину национальной безопасности, которая сформировалась после того, как стала приносить плоды концепция мирных соглашений с устойчивыми суннитскими режимами по модели "мир в обмен на территории". В Израиле понимают, что попытка перенести эту концепцию на урегулирование не с устойчивыми режимами, а с такими движениями, как "Организация освобождения Палестины", в общем и целом провалилась. Поэтому если прозападные суннитские режимы, которые нам казались устойчивыми, не устоят, и вместо государств появятся территории, на которых, как это происходит в Ираке, господствуют те или иные движения, то вся доктрина ближневосточного урегулирования, которая формировалась в Израиле, начиная с 1967 года, будет нуждаться в пересмотре. И очень может быть, что придется вернуться к точке зрения, которую всегда разделял правый лагерь, – о том, что только концепция сдерживания, то, что называется в Израиле "мир в обмен на мир", может обеспечить в стране должный уровень безопасности.

Валентин Барышников: Елена, вы разделяете опасения, что волнения в арабском мире могут привести к обострению отношений арабского мира с Израилем?

Елена Супонина: Я эту точку зрения вполне разделяю, но вижу еще и другие причины. Например, в Египте усилится влияние исламистов, даже если они не придут к власти. Я неоднократно беседовала с руководителями "Братьев-мусульман" и знаю, как они ненавидят мирный договор с Израилем. Они открыто говорят о том, что если у них будет достаточно голосов в парламенте, они поставят этот вопрос на повестку дня и будут настаивать на проведении в Египте референдума по поводку того, считают ли египтяне необходимым сохранять этот договор. В Египте основная масса населения настроена враждебно к Израилю, и результаты этого референдума можно предвидеть заранее.

Во-вторых, и Египет, и Иордания, где тоже прошли демонстрации протеста, были очень активными посредниками в урегулировании как между израильтянами и палестинцами, так и между самими палестинцами, я имею в виду радикальных исламистов, которые сидят в Секторе Газа, и светские власти во главе с Махмудом Аббасом на Западном берегу реки Иордан. Вот это посредничество сейчас будет менее активным и в плане возвращения палестинцев к единству. Это сыграет отрицательную роль.
Регион вошел в стадию очень серьезных потрясений, которые чреваты в том числе и региональными конфликтами

Хамасовцы в Секторе Газа сейчас вдохновлены успехом "Братьев-мусульман" в Египте. Можно сколько угодно говорить о том, что локомотивом протестных движений там была молодежь, левое движение, но все-таки "Братья-мусульмане" поднимают голову, а ХАМАС по структуре и идеологии создавался поначалу даже как некоторый филиал этой международной группировки. И вот сейчас я не исключаю попыток расползания влияния ХАМАСа на Западный берег реки Иордан, где эта организация присутствует, но к власти не пришла. Такая опасность тоже существует, тем более, что Махмуд Аббас сталкивается с теми же проблемами, хотя и в миниатюре, с какими сталкивался Хосни Мубарак. Это и обвинения в коррупции, и разговоры о том, что лидер далеко не молод (он 1935 года рождения), не полностью контролирует ситуацию. Можно подумать и о том, не состоятся ли со временем на Западном берегу реки Иордан такие же демонстрации протеста?

Зеев Ханин: Я абсолютно согласен с оценками, которые сделала Елена Супонина по перспективам развития ситуации распространения исламизма, в том числе и на палестинских территориях. Мне думается, что традиционные доктрины 1990-х годов сегодня устарели. Мы находимся перед непростым выбором. И надо полагать, что большая часть участников ближневосточного процесса, включая Израиль, четверку посредников и те суннитские прозападные режимы, которые устоят, должны будут найти новую формулу взаимного сотрудничества – чтобы удержать ситуацию под контролем.

Елена Супонина: Мне кажется, что даже удержать ситуацию под контролем очень многим режимам не удастся. Ситуация на Ближнем Востоке будет развиваться только к худшему. Регион вошел в стадию очень серьезных потрясений, которые чреваты в том числе и региональными конфликтами. На этом непростом и даже кровавом фоне создание независимого государства Палестина откладывается на неопределенный срок. Более того, ситуация на палестинских территориях чревата еще большими новыми внутренними конфликтами. Палестинцы в свое время упустили шанс создать свое государство. И те израильтяне, которые добивались этого, этот шанс тоже упустили.
XS
SM
MD
LG