Ссылки для упрощенного доступа

"Цыганская проблема" будоражит Чехию


Цыгане в лагере в Годонин-у-Кунштата
Цыгане в лагере в Годонин-у-Кунштата
В Чехии обсуждается возможность создания Мемориала памяти жертвам цыганского холокоста на месте бывшего концлагеря Годонин-у-Кунштата в Южной Моравии. В годы Второй мировой войны здесь от голода, сурового обращения и инфекционных болезней погибли около 200 человек - преимущественно, дети.

На территории немецкого Протектората Богемии и Моравии 1939-1945 годов находилось два трудовых лагеря для цыган: Леты (в сотне километров к югу от Праги) и Годонин-у-Кунштата. В эпоху коммунизма на их месте были построены свиноферма и база отдыха.

В докладе "Уничтожение цыган в Центральной и Восточной Европе" сербский социолог, активист цыганского движения Райко Джурич пишет, что "из 7000 официально зарегистрированных рома (цыган.- РС), живших в 1939 году на территории Богемии и Моравии, только 600 пережили Вторую мировую войну". Согласно указу рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера от 16 декабря 1942 года, многие цыгане были перемещены в Освенцим.

Председатель Комитета по компенсациям жертвам цыганского холокоста в Чехии Ченек Ружичка говорит, что уже 12 лет занимается этим вопросом и только в последние годы удалось добиться прогресса:

– Был придан уважительный вид месту захоронения жертв концлагеря Леты и выкуплена земля, на которой был Годонин-у-Кунштата. Для нас принципиальным является то, что в лагере Леты погибли наши люди. Они похоронены рядом со свинарником, которому там не место. Мы с этим никогда не смиримся, – предупреждает Ченек Ружичка.

Предполагалось, что, кроме памятника убитым в годы войны цыганам в Годонине-у-Кунштата, возникнет просветительский центр, где будут проводиться международные конференции. Однако министр образования Чехии Йозеф Добеш решил из соображений экономии отказаться от первоначальной идеи. На территории бывшего концентрационного лагеря сохранилась постройка времен Протектората. Этот объект планируется отремонтировать и разместить в нем постоянную экспозицию, рассказывающую о тяжелых испытаниях, выпавших на долю узников Годонина-у-Кунштата. Всего на мемориал было выделено свыше 4 миллионов долларов.

По мнению бывшего министра по правам человека и делам национальных меньшинств Чехии Джамилы Стегликовой, самое главное, что это место памяти и скорби сохранится в первоначальном виде:

– Спасены будут здания. В них жили люди, которые позднее были отвезены в газовые камеры. Создать на этой базе международный центр образования и воспитания можно и позднее. Потеря культурной памяти была бы невосполнимой. Я верю в то, что в будущем этот проект полностью будет реализован. Поскольку именно Годонин-у-Кунштата является местом, где следует знакомить школьников с тем, что такое холокост. Важно проводить эти встречи в атмосфере, напоминающей нам, что мы не должны допустить повторения истории, – уверена Джамила Стегликова.

Заместитель председателя Чешского Хельсинского комитета Михал Коцаб, в целом, проектом правительства доволен:

– Следует лишь настоять на том, чтобы Музей цыганской культуры города Брно оказывал на судьбу будущего мемориала максимально возможное влияние, – полагает Михал Коцаб.

Альтернативной точки зрения на необходимость строительства мемориала в Годонине-у-Кунштата придерживается Ченек Ружичка. По его мнению, этот поселок удален от инфраструктурных центров и ему вряд ли суждено стать местом паломничества. Просветительский центр следует учредить в Праге или в Брно, считает Ченек Ружичка – для того, чтобы доступ к информации получила максимально широкая аудитория. В центре внимания активиста – сбор средств на создание погребального сооружения на месте концлагеря Леты и придание должного вида окружающей территории.

С ним солидарен сенатор Яромир Штетина:

– Там рядом находится обыкновенный, дурно пахнущий свинарник. Оставить его в нескольких сотнях метров от места, где умирали люди в кошмарной ситуации холокоста Второй мировой войны – недопустимо. Поэтому господин Ружичка прав: надо не строить памятники, а накопить средства для того, чтобы устранить этот позор Чешской Республики.

Проблема национальных меньшинств актуальна и в современной Чехии. Яромир Штетина подчеркивает:

– У нас зарегистрированы партии с нацистской идеологией, и они стараются влиять, главным образом, на молодое поколение, культивируют презрительное отношение к цыганскому народу. Экстремистские политические взгляды культивируются у нас даже на интеллектуальном уровне. Это касается не только нацистов, но и коммунистов. Наступило, по-моему, время, чтобы демократия защитила себя, – говорит сенатор Штетина.

3 марта комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг в очередной раз призвал Чехию ускорить процесс интеграции цыган в чешское общество. Но, как напоминает Яромир Штетина, "цыганская проблема" существует не в одной только Чехии:

– Мы теперь живем, в принципе, в одном государстве, в шенгенском пространстве. Если Евросоюз хочет, чтобы была решена проблема расизма, ее надо решать глобально…

Активисты правозащитных организаций считают, что один из путей решения этой проблемы – уважительное отношение ко всем захоронениям, вне зависимости от того, люди какой расы или национальности там погребены.

Правительство Чехии, отмечают в Праге, пошло навстречу потомкам жертв цыганского холокоста. Однако проблема интеграции цыганского населения в чешское общество не теряет актуальности.
XS
SM
MD
LG