Ссылки для упрощенного доступа

"Я думаю, что США окончательно осознали, что условия установления мира должны быть найдены самими участниками мира..."


Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с американским политологом, сотрудником фонда "Heritage" Джеймсом Филипсом.

Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:

Премьер-министр Израиля Эхуд Барак приступил в понедельник к переговорам о формировании правительства национального единства. В воскресенье Барак объявил, что Израиль приостанавливает участие в ближневосточном мирном процессе. Заявление стало, по сути дела, ответом на декларацию Лиги арабских государств, принятую на саммите в Каире. Арабский мир возложил ответственность за нынешний кризис на Ближнем Востоке на Израиль. "При этом саммит арабских стран показал, что продолжающиеся израильско-палестинские столкновения, скорее всего, не приведут к расширению конфликта, и шансы на заключение мирного соглашения все-таки сохраняются, так как на саммите возобладала более умеренная позиция Египта", - таково мнение американского политолога, сотрудника фонда "Heritage" Джеймса Филипса. У него взял интервью корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин:

Первые недели израильско-палестинских столкновений заставили многих экспертов заговорить о том, что мирный процесс, по американскому выражению, "мертв". Как вы оцениваете ситуацию сегодня?

Джеймс Филипс:

Мирный процесс, начатый в Осло, я думаю, закончен, поскольку Ясир Арафат нарушил фундаментальное его условие - отказ от применения силы, но когда этот приступ ожесточения пройдет, я думаю, появится возможность возобновить мирный процесс в некоей новой форме. С течением времени обе стороны осознают необходимость достижения нормального примирения. Правда, я подозреваю, что для этого, возможно, потребуется уход с политической сцены престарелого Арафата, который в силу ряда обстоятельств стал, судя по всему, препятствием для мирного процесса, отчасти инициировав последнюю волну столкновений и потеряв в значительной мере контроль над происходящим. Израильтяне утеряли доверие к Арафату, но с течением времени может появиться согласие двух сторон с новыми условиями мирного договора.

Юрий Жигалкин:

Как вы оцениваете результаты саммита арабских стран, события, которые ожидались с настороженностью и в Израиле и в США, учитывая прошлые антиизраильские и антиарабские акции ЛАГ?

Джеймс Филипс:

Я считаю, что саммит арабских стран оказал положительное влияние на ситуацию, в том смысле, что если палестинцы надеялись, что арабский мир поспешит им на помощь и объявит войну Израилю, то они просчитались. Этот саммит показал, что арабские лидеры осознают опасность возобновления израильско-палестинского конфликта, они не хотят войны с Израилем, они не хотят дестабилизировать обстановку ни в регионе, ни в мире. Поэтому мне кажется, что итоги саммита могут способствовать урегулированию ситуации, поскольку палестинцам, по сути, было заявлено, что они не могут рассчитывать на то, что арабский мир объявит джихад, борясь за их государство. Они должны идти на компромиссы.

Юрий Жигалкин:

Как может и может ли вообще измениться американский подход к мирному процессу с учетом последних событий?

Джеймс Филипс:

Я думаю, что США окончательно осознали, что условия установления мира должны быть найдены самими участниками мира. Вашингтон не в состоянии разработать и навязать участникам пути разрешения из проблем. Если они не будут готовы идти на исторические компромиссы, то мы не сможем их принудить к этому, но мы можем добавить аргументов в пользу мира, гарантировав, например, экономическую помощь. Можно уже сейчас предположить, что следующий президент будет наверняка менее расположен брать, как это делал Клинтон, на себя риск, протягивая руку дружбы палестинцам, которые не оправдали его доверия.

XS
SM
MD
LG