Ссылки для упрощенного доступа

Корни аргентинского кризиса


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

К концу дня в четверг кризис в Аргентине достиг критической точки. Поступили сообщения об отставках кабинета министров и президента страны, который днем раньше объявил о введении чрезвычайного положения, в попытке предотвратить массовые беспорядки, начавшиеся грабежами магазинов в беднейших пригородах Буэноса-Айреса.

В четверг владельцы многих аргентинских магазинов взяли правоохранительные функции в свои руки, вооружившись и выставив дозоры в ожидании возбужденных и возмущенных групп, начавших в среду грабеж супермаркетов в разных концах страны. Как говорят очевидцы, эта мера и 16 трупов, оставленных после столкновений толпы с хозяевами магазинов и полицией, слегка успокоили страсти к четвергу, по мере того, как страна продолжала сползать в экономической катастрофе. Бесконечные очереди выстроились у дверей банков - люди пытались снять со счетов хотя бы кое-что из сбережений, опасаясь девальвации песо и даже худшего - потери всего накопленного...

Беспорядки назревали несколько дней. Их катализатором стали толпы безработных, требовавших от владельцев супермаркетов рождественских подарков. Но проблемы второй по величине страны Латинской Америки и причины кризиса зиждятся в материях гораздо более глубоких, чем экономика - считает известный американский политолог, сотрудник Филадельфийского института внешней политики Майкл Раду:

Майкл Раду:

Прежде всего, это проблема культуры. В течение столетия аргентинцы сформировали в национальном самосознании свой коллективный образ как испаноязычных итальянцев с британским подходом к жизни. Иными словами, аргентинцы традиционно старались придерживаться европейской традиции потребления, которая зиждилась на экономическом базисе страны "Третьего мира". Из этого противоречия проистекали бесконечные проблемы Аргентины в ХХ веке. Ее нынешние проблемы стали производным процессов последнего десятилетия, отчасти - результатом демократизации. Местные власти, губернаторы, получившие много прав, стали раздувать общественные работы, покупая таким образом голоса избирателей и тратя на зарплаты деньги, которых у них не было, впав при этом в гигантский внутренний долг. И при этом они обвиняют Буэнос-Айрес, что он пренебрегает нуждами народа, не помогая им выплачивать государственные долги, пытаясь сократить государственные расходы. Второй серьезной причиной стала принципиальная ошибка, состоявшая в твердой увязке курса песо и доллара. Десятилетие назад это помогло стране победить гиперинфляцию страны, но потом нездорово высокий курс национальной валюты стал серьезным препятствием для экспортеров и мелкого бизнеса - из-за высочайших кредитных ставок. При этом поддержание искусственного курса стало непосильной задачей для страны с огромным бюджетным дефицитом. Словом, нынешний кризис - доказательство того, что страна не может позволить себе жить по стандартам преуспевающего общества, производя все меньше и меньше, и увеличивая общественный сектор, вообще ничего не производящий.

Юрий Жигалкин:

Сравнительным утешением в этой ситуации может быть лишь тот факт, что мировые рынки практически не отреагировали на коллапс Аргентины, поскольку этого события давно ждали.

XS
SM
MD
LG