Ссылки для упрощенного доступа

Ирак и ООН обсуждают возвращение инспекторов


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк:

Ирак, возможно, близок к отказу от своей многолетней практики саботажа решений Совета Безопасности ООН. В четверг высокопоставленная иракская делегация, проводившая переговоры с Генеральным секретарем ООН о возобновлении инспекций иракских военных объектов, сделала крайне несвойственное для Багдада заявление, назвав переговоры "конструктивными и позитивными". Этот жест, по мнению дипломатов, может быть предвестником больших перемен в десятилетнем противостоянии Ирака и ООН.

Чуть больше года назад последняя подобная встреча представителей Ирака и Генерального секретаря ООН закончилась тем, что министр иностранных дел Ирака, теперь уже бывший, публично резко отчитал главу ООН за несочувствие иракским интересам. Ныне, год спустя, роли магически переменились. Месяц назад Ирак сам запросил встречу с Кофи Аннаном, на что тот холодно ответил, что он посмотрит, найдется ли окно в его плотно заполненном расписании. Багдад не только предпочел не заметить скрытого афронта, но и не слова не высказал по поводу участия во встрече Ганса Бликса, главы реорганизованной комиссии по разоружению Ирака, за которой до сих пор иракские власти не признавали права на существование.

Кофи Аннан и Ганс Бликс перед встречей с иракцами заявили о том, что возвращение международных инспекторов в Ирак на их условиях, с мандатом, предоставляющим им доступ ко всем интересующим их объектам, будет непременным условием ООН. После встречи иракцы назвали переговоры конструктивными и заявили, что в апреле состоится их второй раунд. Что это может означать? Почему после 11 лет крайне рискованной игры с Соединенными Штатами и Объединенными Нациями, игры, целью которой, по мнению экспертов, было сохранение своего незаконного военного потенциала любой ценой, Саддам Хусейн вдруг поступился прежде несокрушимыми принципами? Что это - готовность действительно уступить ООН или завязка очередной иракской уловки? Дипломаты, кажется, склонны верить в то, что Ирак отступает всерьез, поскольку события последних месяцев могли по-настоящему встревожить даже диктатора типа Саддама Хусейна, страна и режим которого жили в течение 20 лет в мире его иллюзий. Он начал и проиграл несколько войн. Травил газом своих противников. Массово расстреливал оппонентов. Вдохновенно играл с огнем, провоцируя американские воздушные удары, сталкивая в Совете Безопасности ООН Россию и США, но чувствуя себя в полной безопасности. Теперь же ситуация иная. Теракты 11 сентября и последовавшие за ними события выставили в гораздо более зловещем свете иракский режим, лишив его последнего союзника, России. С другой стороны, президент Буш оказался лидером, готовым сделать все для защиты своей страны. Лидером, способным, в отличие от своих предшественников, перешагнуть через дипломатические табу ради достижения справедливой, по его мнению, цели. Разоружение Ирака или даже избавление его от Саддама Хусейна и есть громко заявленная США в последние недели благородная и справедливая цель.

Несмотря на то, что госсекретарь Пауэлл попытался развеять слухи о готовящейся антииракской акции, США продолжают обнародовать улики преступной деятельности Ирака. Вашингтон только что продемонстрировал спутниковые снимки грузовиков, незаконно переоборудованных Ираком для запуска ракет. Были продемонстрированы снимки секретного нефтепровода, связывающего Ирак и Сирию, и, быть может, наиболее тревожным для Саддама Хусейна жестом стало заявление министра обороны США Дональда Рамсфелда, который дал понять, что Вашингтон уже и не хочет, чтобы Багдад вернул инспекторов в страну - "это лишь позволит ему опять начать игру с ООН".

XS
SM
MD
LG