Ссылки для упрощенного доступа

Журналист Семен Мирский - о Сахаровской премии-2011


Логотип премии им. Андрея Сахарова "За свободу мысли"
Логотип премии им. Андрея Сахарова "За свободу мысли"
Присуждение Сахаровской премии Европейского парламента активистам "арабской весны" с одной стороны, можно расценить как признание Европой процессов, происходящих в арабском мире, стремлением к свободе. С другой стороны, в Европе существуют опасения, что к власти в странах, где произошли или происходят революции, могут прийти представители радикальных движений.

Об этой двойственности в европейском восприятии событий "арабской весны" рассказывает обозреватель Радио Свобода Семен Мирский:

- В официальном названии Сахаровской премии фигурируют, как мы знаем, слова "премия за свободу мысли". Начиная с 1988 года, когда эта премия была присуждена впервые, и до наших дней Сахаровская премия приобретала постепенно вес, приближающий ее по степени авторитета к Нобелевской премии мира. Но Сахаровская премия, как и премия Нобелевская, практически никогда не воспринимается общественным мнением без тех или иных возражений. Премия, присужденная сегодня Европарламентом пяти активистам "арабской весны" (одному из них, как мы знаем, посмертно) не составляет исключения из этого правила.

Если представители политического класса Франции за редчайшими исключениями приветствуют решения Европарламента, то из уст политических наблюдателей и особенно знатоков арабского востока во Франции можно услышать совсем другие мнения. Сошлюсь в качестве примера на специалиста по исламу Матье Дидьера, который в момент начала предвыборной кампании в Тунисе (выборы, напомню, состоялись в этой стране 23 октября) предсказал, что победу на выборах одержит исламская партия "Ан-нахда". Первым зримым результатом победы на выборах исламской партии является резкое увеличение числа женщин, появляющихся в последние дни на улицах Туниса в исламском платке-хиджабе, а также в чадре. Перефразируя известную пословицу, гласящую "цыплят по осени считают", можно сказать, что и о результатах "арабской весны" можно будет вынести окончательное суждение только через несколько лет, когда отгремят бои, прекратится кровопролитие и немного улягутся страсти.

Парижский еженедельник "Пуэн" напоминает в своем сегодняшнем номере, что так называемый духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил в феврале этого года, когда "арабская весна" еще только начиналась или набирала обороты, что это движение исламского освобождения. В те дни, пишет журнал "Пуэн", принято было смеяться над заявлением иранского аятоллы, но результаты выборов в Тунисе не дают оснований для смеха.

Большинство во Франции одобряют решение Европарламента, присудившего Сахаровскую премию пяти активистам "арабской весны". Приведу точку зрения французского философа Бернара-Анри Леви, который является сегодня, возможно, самой влиятельной общественной фигурой во Франции. "Да, - говорит Бернар-Анри Леви, - "арабская весна" - явление неоднозначное и полное противоречий. Но назовите мне мощное общественное движение, лишенное противоречий". "Арабская весна", - считает философ, - показала миру, что арабские страны, и шире - страны ислама, не обречены на вечную неподвижность, что и в этих странах действуют силы, стремящиеся к демократии и свободе". И жюри Сахаровской премии в Страсбурге поступило совершенно правильно и мудро, считает Анри-Леви, присудив Сахаровскую премию пяти активистам "арабской весны".

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
XS
SM
MD
LG