Ссылки для упрощенного доступа

Бунт в "Коммерсанте"


Обложка номера журнала "Коммерсант-Власть", посвященного выборам в Госдуму
Обложка номера журнала "Коммерсант-Власть", посвященного выборам в Госдуму
Коллектив Издательского дома "Коммерсант" обратился с открытым письмом к общественности.

Редакционная политика СМИ, входящих в холдинг "Коммерсант" (а это газета, журналы, радио и с недавних пор телеканал), в течение всего предвыборного года подвергалась тяжелому давлению со стороны властных структур. Увольнение Максима Ковальского с должности главного редактора журнала "Коммерсант-власть" стало последним в ряду событий, которые заставили журналистов ИД "Коммерсант" – по профессиональной природе не склонных к написанию открытых писем – обратиться к общественности. Это письмо – не декларация об отставках. Это обозначение позиции журналистов ИД "Коммерсант":

"13 декабря за публикацию в журнале "Власть" фотографии избирательного бюллетеня с нецензурным посланием премьер-министру России Владимиру Путину был уволен главный редактор журнала Максим Ковальский.

Мы, журналисты ИД "Коммерсантъ", протестуем против этого решения.

Нецензурный текст не являлся словами журнала, редакции или кого-либо из авторов. Это была фотография, фиксирующая реальное поведение избирателей на выборах. Судя по митингу на Болотной площади, куда пришло несколько десятков тысяч человек, такие настроения достаточно представительны в российском обществе, чтобы проинформировать об этом читателей.

Мы знаем Максима Ковальского как человека большого таланта и высокого профессионализма. Для него всегда были чрезвычайно важны честь и репутация издательского дома "Коммерсантъ". Для нас его защита – это защита нашей чести и достоинства.

Его увольнение мы рассматриваем как акцию запугивания, направленную на то, чтобы не допустить никакого критического высказывания в адрес Владимира Путина, даже в косвенной форме публикации фотографий текстов, где о нем высказываются без должного пиетета. Нас принуждают к трусости, что недостойно и непродуктивно. Особенно смущает попытка представить увольнение человека за профессиональную позицию борьбой за чистоту русского языка. Это та же фальсификация, которая оскорбила людей на выборах.

Нам трудно сохранять объективность, когда на нас давят и преследуют наших товарищей, и мы не понимаем, зачем в таких обстоятельствах мы должны ее сохранять. Недопустимо, чтобы конфронтация на улицах Москвы стала конфронтацией внутри нашего Дома."

Под обращением подписались:

Григорий Ревзин
Анна Наринская
Елена Нусинова
Олег Кашин
Григорий Дашевский
Ольга Алленова
Арина Бородина
Анна Толстова
Алла Барахова
Ксения Леонова
Роман Могучий
Татьяна Шишкова
Дмитрий Бутрин
Андрей Воскресенский
Иван Ждакаев
Ольга Ципенюк
Ольга Соломатина
Елизавета Кузнецова
Седа Эдикян
Александр Соловьев
Кира Долинина
Валерия Любимова
Константин Бочарский
Анна Шур
Анастасия Горшкова
Анастасия Каримова
Сергей Ходнев
Павел Шеремет
Дарья Смолянинова
Анатолий Гусев
Андрей Козенко
Юлия Гендина
Иван Сафронов
Екатерина Дранкина
Михаил Лукин
Дмитрий Ждакаев
Юлия Гордиенко
Александр Черных
Рената Ямбаева
Анна Васильева
Елена Гусева
Николай Зубов
Мария Заливанская
Игорь Гулин
Мария Семендяева
Ирина Парфентьева
Светлана Локоткова
Елена Сизова
Светлана Дементьева
Никита Баталов
Ульяна Малашенко
Олег Хохлов
Варвара Саранчук
Алексей Ходорыч
Александр Куколевский
Роман Рожков
Юлия Погорелова
Динара Мамемадова
Мария Бурас
Олеся Герасименко
Олег Скориков
Дмитрий Губин
Евгений Хвостик
Ирина Степачева-Бохенек
Виктор Хамраев
Тамила Джоджуа
Марина Прохорова
Александр Габуев
Павел Белавин
Анастасия Анисимова
Елизавета Биргер
Владимир Соловьев
Андрей Архангельский
Полина Никольская
Шамиль Идиатуллин
Наталья Радулова
Петр Кузнецов
Татьяна Кузнецова
Юрий Угринов
Дмитрий Полонский
Татьяна Маркина
Михаил Трофименков
Иван Кузнецов
Дмитрий Ладыгин
Максим Иванов
Геннадий Герасимов
Данила Жестарев
Екатерина Дударева
Сергей Соболев
Вячеслав Суханов
Алена Липатова
Евгений Бойко
Муса Мурадов
Юрий Львов
Александр Кабаков
Дарья Тимченко
Владимир Белов
Екатерина Любавина
Вячеслав Попов
Татьяна Трофимова
Елена Чекалова
Марина Иванющенкова
Анна Занина
Татьяна Салахетдинова
Сергей Яковлев
Олеся Емелянова
Марианна Власова
Анастасия Гидаспова
Анна Тарасова
Александр Любарский
Катерина Перепелица
Кирилл Белянинов
Елена Барышева
Ольга Филина
Екатерина Баяндина
Вячеслав Гаврилов
Владимир Тихомиров
Михаил Пророков
Алексей Киселев

Сбор подписей продолжается.

Между тем, главный акционер издательского дома "Коммерсант" Алишер Усманов заявил, что считает свое решение об увольнении Максима Ковальского правильным и отказываться от него не намерен. "Еще раз хотел обозначить свою позицию: журнал "Коммерсант-Власть" – это респектабельное независимое общественно-политическое издание, которое пользуется авторитетом и влиянием на общественное мнение. Но в последних номерах авторы перешли грань, нарушили элементарные этические нормы, которые приняты в приличном обществе", – цитирует Усманова агентство "Интерфакс".

Алишер Усманов подчеркнул, что "речь не идет о преследовании журналистов по политическим или каким-либо другим мотивам", добавив: "Для этого я, как владелец издания, никогда не давал ни малейшего повода и оправдываться не собираюсь". Он сообщил, что "для полного понимания друг друга" собирается в ближайшее время встретиться "со всеми желающими из числа подписантов".

Встреча действительно состоялась – вечером 14 декабря. "Очень циничный, очень умный и очень жесткий", – так охарактеризовал Усманова впервые увидевший его живьем сотрудник ИД "Коммерсант".

По словам участников встречи, владелец издательского дома утверждал, что увольнение Ковальского – это его личное решение. Заявлял, что не позволит оскорблять Путина и Медведева. А заодно прокомментировал разговоры о о том, что ИД "Коммерсант" у него хочет перекупить Михаил Прохоров: "Не продам. Разве что, за миллиард" (по мнению некоторых экспертов, это в два раза дороже реальной цены).

Это был разговор с единственным результатом: он к ним приехал. Что будет дальше – покажет содержание изданий холдинга.
* * *

Обозреватель газеты "Коммерсант" Арина Бородина рассказала корреспонденту Радио Свобода Наталье Джанполадовой, почему журналисты решили написать это письмо:

– Таким образом мы стихийно решили выразить своё отношение к увольнению Максима Ковальского, с которым многие из нас работают долгие годы. Для нас он коллега и журналист, который выполнял свою работу. Это письмо – наша реакция на то, что, на наш взгляд, было сделано несправедливо. Мы считаем, что в такие минуты главное – не молчать. Мы не питаем иллюзий, что это письмо подпишет много людей. Это выбор каждого: кто считает нужным – подписывает...

Арина Бородина также подчеркнула, что журналисты не собираются выдвигать какие-либо ультиматумы или угрожать увольнениями (об этом раннее сообщали некоторые средства массовой информации):

– Никто не собирается увольняться. Я буду работать в "Коммерсанте" столько, сколько мне позволит это делать мой работодатель. Никаких ультиматумов мы не выдвигаем, мы просто выражаем своё отношение к несправедливому увольнению нашего коллеги…

Максим Гликин, редактор отдела политики газеты "Ведомости" прокомментировал по просьбе РС информацию о том, что "Коммерсант" может быть куплен Михаилом Прохоровым:

– Прохоров идёт в президенты и ему нужно наращивать своё присутствие в информационном поле. Для этого он каждый день делает яркие заявления: сначала неожиданно сообщил, что выдвигается кандидатом в президенты, на следующий день попал на первые полосы, потому что захотел стать владельцем "Коммерсанта"… Но не думаю, что он его действительно купит.

Дело не в том, что никто ему "Коммерсант" не продаст. Просто намерения Прохорова нельзя назвать серьёзными. Деньги любят тишину. И когда он, ни о чём толком не договорившись, вдруг выходит с объявлением о какой-то сделке, это наверняка означает, что никакой сделки не будет. Если только всё не было согласовано давно. Но, судя по реакции Усманова, это не согласовано. Прохорову важнее не купить "Коммерсант", а показать, что он либеральный кандидат, демократически настроенный, любящий "несогласных" и оппозицию.
XS
SM
MD
LG