Ссылки для упрощенного доступа

Венеция любит троицу


С 29 августа по 8 сентября в Венеции пройдет 69-й кинофестиваль. В разные программы фестиваля попали три российских фильма: "Измена" Кирилла Серебренникова, "Я тоже хочу" Алексея Балабанова и "Антон тут рядом" Любови Аркус.

В основной конкурс Венецианского фестиваля взята картины Кирилла Серебренникова "Измена" (автора полнометражных фильмов "Изображая жертву" и "Юрьев день", лауреата "Кинотавра" и Римского международного фестиваля). По сюжету двое случайных знакомых узнают, что их супруги являются любовниками. Главные роли в фильме исполнили немецкая актриса Франциска Петри и македонский актер Деян Лилич. От России - солистка группы "ВИА-Гра" Альбина Джанабаева и Андрей Щетинин, дебютировавший в картине "Отец и сын" Александра Сокурова. Сценарий написала Наталья Назарова, известный кинодраматург. В этом году она деюбитровала как режиссер и ее (вместе с Александром Касаткиным) первый фильм - "Дочь" - завоевал награду "Кинотавра"-2012.

Наталья Назарова ответила на вопросы Радио Свобода:

- Фильм по вашему сценарию "Измена" попал в основной конкурс Венецианского кинофестиваля. Этот сценарий вы делали специально для Кирилла Серебренникова?

- Это происходило так. Мне позвонила продюсер Сабина Еремеева и сказала, что Кирилл ищет человека, который мог бы ему написать сценарий по некой статье, даже не по статье, а по новости, которая была опубликована на сайте. Речь шла об английской паре. Мужчина убил жену, которая ему изменяла. А его любовница убила своего мужа. И после этого они объединились. Мы пришли к выводу, что нам такое соединение кажется немножко банальным. И родилась идея - изменить сюжетную линию: не любовники убивают мужа и жену, а пострадавшие муж и жена убивают любовников. И после этого объединяются. Тогда сценарий пошел, потому что до этого он как-то не получался.

- И фильм называется "Измена", и сами вы изменили оригинальному сюжету.

- Да, потому что мы пытались исследовать серьезные вещи, связанные с глобальной изменой человека самому себе. Реальная измена - это просто некое событие в его жизни, которое заставляет обнаружить правду. Здесь измена во многих смыслах - измена самому себе, изменение глобальное, человеческое. Такая игра смыслов, на ней все построилось.

- В этом фильме снимались, в основном, европейские актеры. Когда вы писали сценарий, то понимали, что это будет история вне реалий определенного места действия?

- Да, конечно. Сабина Еремеева сразу обозначила эту историю как вневременную, универсальную. Тогда еще не было решения пригласить иностранных актеров, сперва перебрали очень много наших актеров. Но я понимала, что это будет притчевая вещь. Так как была какая-то соотнесенность с библейскими мотивами, было универсальное пространство. И сценарий был написан именно так, - говорит Наталья Назарова.

Во вторую по значимости программу венецианского фестиваля - "Горизонты" - попал новый фильм Алексея Балабанова "Я тоже хочу" - про людей, которые отправляются на поиски Колокольни Счастья. Стоит она будто бы между Петербургом и Угличем, рядом с атомной станцией и забирает себе людей, как хозяйка Медной горы. Главные роли в картине исполнили Олег Гаркуша (музыкант группы "АукцЫон", которой принадлежит музыка к фильму) и непрофессиональные актеры Александр Мосин и Юрий Матвеев (их Балабанов снимал в "Кочегаре" и "Морфии"). Олег Гаркуша утверждает, что "новая картина очень душевная и сильно отличается от всего того, что ранее снимал Алексей..."

В одну из программ отборщики пригласили документальную картину Любови Аркус "Антон тут рядом". Она посвящена "детям дождя" - так стали называть детей-аутистов после выхода в свет фильма "Человек дождя" с Дастином Хоффманом в главной роли. Любовь Аркус - главный редактор журнала "Сеанс", киновед и кинокритик, в этом году она появилась на экране в эпизодической роли в фильме Дуни Смирновой "Кококо".

Документальная лента "Антон тут рядом" - дебют Любови Аркус в документалистике, и это кино открытого социального действия, оно призвано привлечь общественное внимание к серьзнейшей проблеме. Любовь Аркус ответила на вопросы Радио Свобода.

- Понятно, что фильм "Антон тут рядом" - это кино и художественное произведение, иначе бы отборщики Венецианского фестиваля его не взяли. Но, с другой стороны, полагаю, что вас больше волнует другое - то, что мы называем "кино прямого действия". Каково должно быть действие этого фильма?

- Этот фильм родился из проекта, который мы придумали в 2008 году с Костей Шавловским и Еленой Грачевой и который назывался "Кино открытого действия". Предполагалось, что кинематографисты со звездами на безгонорарной основе делают ролики социальной рекламы, посвященные детям разных групп риска. Мы начали это делать. К сожалению, наступил экономический кризис. Инвестор ушел, хотя огромное количество людей пришли в наш проект. А потом я нашла это сочинение Антона, и следующие 4 года в моей жизни не было никаких проектов, почти не было "Сеанса", а был только Антон, дети-аутисты, родители детей-аутистов, социальные проблемы детей-аутистов.

Из этих 4 лет, как таковому фильму было уделено времени немного. Всего только год. А предыдущие три годы мы только снимали изредка, даже практически ничего не пытались монтировать. Все это время ушло на решение проблем самого Антона и его мамы Ренаты. Какую задачу я ставила перед собой, когда я делала фильм? Я хотела, чтобы зрители почувствовали, что никаких "других людей", на самом деле, нет, что аутисты должны жить как мы, что мы и они - это одно целое.

На что я надеюсь? На прокат в кинотеатрах у нас надеяться нечего, но я очень надеюсь на клубный прокат. А вчера Константин Эрнст подтвердил, что он покупает этот фильм для Первого канала. Это, конечно, очень важно, потому что охват аудитории будет несравненно больше. Это очень важно не только для меня, но и для всех родителей детей-аутистов.

- Строго говоря, для вас Первый канал важнее, чем Венецианский фестиваль?

- Для меня - да! Но я не буду кокетничать: приглашение в Венецию для меня очень важное событие.

- Едете ли вы сами представлять фильм в Венецию?

- Да, мы едем все вместе. Едет редакция журнала "Сеанс".

- А Антон поедет с вами?

- Это то, о чем я думаю бесконечно. Ответ был бы точно - да, если бы я не знала, что любая перемена, особенно самолет, чужая речь вокруг, незнакомое место может его слишком взволновать. Но я буду советоваться с его доктором. Его зовут Леонид Яковлевич Либин. Это совершенно молодой доктор, прекрасный, интеллигентный человек, который как и все наши психиатры не очень был сведущ в аутизме. Скорее из сострадания взялся нам помогать. С тех пор, как он появился, мы очень спокойны. Потому что он понимает Антона, очень хорошо с ним разговаривает, и очень помог ему. Я очень хорошо понимаю душу Антона, но я все-таки не врач.

Вместе с Дуней Смирновой, Ирой Меглинской и Катей Мень мы основали фонд помощи детям-аутистам. В сентябре или октябре будет открытие фонда, на котором, я думаю, мы покажем этот фильм, - рассказала Любовь Аркус.
XS
SM
MD
LG