Ссылки для упрощенного доступа

Краматорск, 10 февраля
Краматорск, 10 февраля

Крым в понятийно-правовом пространстве. Удар по Краматорску. Зачем нужны "шпионы". Beryozka is back. Эмоциональный оппозиционер Красовский

Лайвблог о дискуссиях в Сети

14:34 10.2.2015

Утро в Крыму без интернета. Кто рад тому, что "Крымнаш"? Макаревич и севастопольский "бард". Понятийно-правовое пространство. Грядет ли дефицит продуктов

В Крыму утро началось вот с чего:

История, впрочем, темная - российские власти Крыма утверждают, что команду на отключение дал "Киев", а в Укртелекоме (принадлежащем, кстати, Ринату Ахметову), говорят, что офис компании в Симферополе захватили неизвестные не слишком вежливые люди. В общем, версии самые разные:

Вот этот твит "Слона" вызвал не только бомбежку в рядах "патриотов", но и легкую пикировку дорогих редакций:

В защиту "ватников" выступает Алексей Рощин.

Рассмотрим, как обозначают друг друга противоборствующие стороны. Одна сторона, назовем ее нейтрально «сторонники украинской власти и им сочувствующие», придумала и ввела в активный речевой оборот термины «колорады», «ватники», «вата», «Луганда», «Даунбасс». Эти слова прежде никогда не имели никаких острополитических значений, но буквально у нас на глазах, в 2014 году, от постоянного употребления стали «мемами». Есть еще слова «теры» (сокращенно от «террористов») и «сепары» (соотв. от «сепаратистов») – но это действительно простые сокращения, в них нет самобытности.
С другой стороны, сторонники «самопровозглашенных республик» употребляют в отношении своих противников вроде бы банальное, навязанное пропагандой слово «бандеровцы», от украинского политического деятеля Бандеры – но с одним не вполне понятным изыском – упорно говоря «е» вместо «а», «бендеровцы». Откуда там «е»? Попробуем во всем этом разобраться.

Разбирательство приводит к выводу о том, что люди, называющие врагов "ватниками", считают их "неполноценными", а вот слово "бендеровец" - от фамилии Остапа Бендера и вообще не слишком оскорбительно. Вывод - "руки прочь от жителей Донбасса". Почему эта логика несколько хромает, видно уже из первого комментария:

Artem Kvaratsheli

Дык бендеровцы - потому, что ватники. Они слышали слово Бендер, Бендеры - для них это тоже саиое, что и Бандера. Онт не проводят различий, не знают истории, не задумывпются о мотивах, логике - они вообще не думают. Схватили первое слово на букву Б, т.к. оно обозначет что-то плохое, и подходиь для обоснования своей позиции силой и глоткой. Ватники и есть....

Чуть менее легкая пикировка - и тоже на почве отношения к Украине - произошла между редактором "Спутника и погрома" Егором Просвирниным и публиковавшим на этом ресурсе свои репортажи Олегом Кашиным.

Обиделся интеллектуальный националист вот на что:

Речь идет о новой песне Андрея Макаревича, премьера которой состоялась на сайте "Кашин". Песня "Разговор с соотечественником" - как раз про Крым. Краткое содержание:

Резюме самого Макаревича:

Давным-давно, я помню, ещё Ельцин искал национальную идею. Собирал умных интеллигентных дюдей и искал. Не нашёл.
А вот Путин - нашёл. В народном исполнении звучит примерно так
: "Обама - чмо, америкосы - пиндосы, Европа - гейропа, всех уроем!" И ведь, судя по рейтингам, работает! Высоко...

Комментарии под роликом с песней на Ютьюбе большим разнообразием не отличаются:

Ну и разумеется:

Бард оказался не просто бардом, а членом совета Федерации от Севастополя. В своей песне он обещает Макаревичу кое-что "показать" (очевидно, отличное от "Кавказа" в стаканах и прочих субстанций).

Леонид Канфер на "Эхе" пишет о том, что как раз иллюзия того, что Россия "почти дотянулась рукою до звезд" и стала одной из причин нынешней войны:

Нефтедоллары ударили в голову. Путин в общем-то мыслил уже мировыми масштабами: пристегнутые к России окраины, подсевшая на иглу Европа, янки, вынужденные постоянно консультироваться с Россией, поскольку она смотрящая за всеми мировыми изгоями – от Батьки до Кима Третьего...

И вдруг…
Какая-то Украина, я уж дико извиняюсь…
Поворачивается задом, извиняюсь снова, выкидывает пророссийского Януковича, извинюсь снова, и собирается чесать на Запад. Какой к черту биполярный мир, если Россия не в состоянии удержать свою бывшую окраину?

Я вот уверен: Путин не хотел этой войны.
На фиг она ему? Представьте человека, который обставляет США и предотвращает бомбардировки на Ближнем Востоке, и вот ему теперь приходится разгребать какие-то Дебальцево и Мариуполи, извиняюсь снова. Что такое Путин человек года по версии «Таймс» и что такое Дебальцево?..

Все так хорошо шло: нефть, газ, восьмерка, Олимпиада… и тут Украина…
Кремль ввязался в эту войну только потому, что ему указали на его место. В общем-то справедливо указали. Но, повторюсь, нефтедоллары ударили в голову. Уж не знаю, кем себя возомнили – сталинским СССР, выигравшим Вторую мировую, Саудовской Аравией или Китаем…

В итоге Кремлю приходится расхлебывать свои непомерные амбиции в Украине и жестоко мстить за унижение.

Евгений Минченко тоже спорит с Макаревичем по существу:
Диагностируется поразительная амнезия у тонких впечатлительных натур из "либерального лагеря". Вот эта вся волна о том, как все было хорошо, почти дотянулись до звезд, и тут Путин все испортил со своим Крымом.
Не было ничего хорошо с Западом. Я же с 2004 года активно участвовал в международных конференциях. Было все то же самое, только в лайт-версии. И те же на манеже - поляки, шведы и прибалты со стеклянными глазами, агрессирующие грузины, американцы и англичане с приклеенными улыбками. И было то же - заученные фразы и пустые формулы, полное отсутствие диалога при его имитации. <...>

И когда Обама говорил о решении Путина по Крыму, как о спонтанной реакции, он ведь очень точно поймал суть. Это стало закономерным итогом нараставшего все эти годы взаимного недоверия.
Так что не надо нам рассказывать про "Давайте вернемся в пасторальный 2013 год, когда все было так прекрасно".

Собственно, если вынести за скобки "геополитику", Минченко прав - Олимпиаду в Сочи как великое достижение год назад воспринимала вовсе не нынешняя аудитория Макаревича, а как раз скорее те, кто радуется тому, что "Крымнаш". Кстати, что это за люди? Варвара Турова отправилась на их поиски:

Регулярно натыкаюсь в ленте на риторический прием "для тех, кто радуется, что азатокрымнаш", хочу сказать, что ни разу не встречала людей, которые бы этому радовались,
По моему скромному мнению, споры наши это не споры двух, скажем, позиций, не споры между "крымненаш" и "крымнаш", это споры между позицией и отсутствием позиции,
Никто не радуется тому, что Крым наш. Никто не радуется, вот прямо Радость они не испытывают, не верю я в их радость. Они не радуются не потому, что они - против (как я, например), а потому что им просто всего лишь абсолютно полностью совершенно глубоко пофиг. Им всё равно, загадочная русская душа это, кажется, именно вот это, на грани фантастики виртуозное умение не замечать, не знать, не иметь мнения.
Так что я просто как бы не знаю, кого вы имеете в виду, с кем вы спорите, к кому вы обращаетесь в этих фб постах,
кто, так сказать, адресат.

Большинство комментаторов, однако, таких людей знают.

Максим Виторган

Нет, Варя, ты не права. Я знаю таких людей лично.

Alena Zlobina

И я лично знаю. Причем одна из радующихся вначале даже не могла поверить, что кто-то может этому не радоваться. Вот ровно так же искренне не могла. Говорила: ну признайтесь же, в глубине души - все-таки рады?!

Александр Архангельский

Знаю лично и многих. Даже не радуются, а удовлетворены. Наконец-то. Лучше поздно. Образованных и православных среди них большинство.

С манифестом выступил Дмитрий Ольшанский

Варя, ты меня знаешь, наверное, лет двадцать.
И мне - не просто не "пофиг", я не просто "рад", а я - счастлив.
И нас - таких - много.
Кто счастлив возвращению Крыма - поставьте лайк.
Варя потом увидит - и ей, правда, не будет приятно.
Но зато она что-то об этом поймет.

Лайков набралось больше 1000.

Елена Солянко

А я вот не знаю ни одного человека, который бы не радовался, удивительно.

Вывод, к которому приходит Турова:

Написала пост про Крым, схлопотала некий эпический перепост, почитала комменты к перепосту, в очередной раз убедилась, что аргументы сторон не отличаются. Они говорят и пишут про меня ровно то же самое, что я миллиард раз говорила и писала про них, что-то вроде "удивительно, насколько люди, придерживающиеся этой позиции озлоблены", и так далее. Если не читать изначальный пост, вообще невозможно никак определить, кто придерживается какого мнения <...>
То, что для меня белое, для них черное, и наоборот, и в этом такая есть грусть и одиночество такое, такая невозможность договориться, что.
Мы говорим одно и то же, мы имеем в виду разное, и мы совсем не умеем слушать друг друга.
Ни они меня, ни я их.
Я думаю, в каком-то смысле хорошо, что все так далеко зашло. Все проясняется, все становится четче,
И есть вещи, которые важнее фразы "ну только давайте не будем ссориться".
Некоторые вещи важнее и больше нашего этого миленького мира.
Не Крым, может быть.
Но честь - точно.

Согласны, впрочем, не все.

Ирина Павлова
Я подругу свою, Аллу Боссарт, просто обожаю.
С ней выпивать - суперско, про бытовую жизнь - зашибись, знакомым кости мыть - ваще класс.
С ней про шмотки - как ни с кем.
Она еще и на горных лыжах катается - что для меня приблизительно как в космос летает.
И, вот, скажите на милость, какая мне разница, что она - за крымих, я а - за крымнаш?

Зато

Нарочно не придумаешь.

От дел духовно-понятийных, впрочем, россиян все больше отвлекает проза жизни. Ольга Адамчук и карина Романова на Газете.ру предрекают, что к лету полки магазинов опустеют.

В этом году российские импортеры столкнутся со сложностями, которых они не встречали со времен перестройки. Из-за колебаний курсов валют иностранные поставщики отказываются отправлять в Россию продукцию без 100-процентной предоплаты. Сильнее всего это ударит по импортерам одежды. «Байеры сетей дорогой одежды и обуви на летний сезон закупили 15% от стандартного ассортимента. Магазины будут реально пустыми. Импортеры вынуждены предлагать живые деньги, а это еще существенно ухудшает их финансовые показатели. Поставок просто нет», — рассказывает зампредправления по корпоративному бизнесу российской «дочки» европейского банка.

«Никто из импортеров за наличные не работал с середины 90-х. Вы представляете? Это катастрофа», — говорит источник в отрасли.

Andrei Desnitsky
Просто ознакомимся с тем, как и почему это происходит.
(да-да, я знаю, и не такое переживали, проклятые девяностые и проч.)
Ну чтобы потом не удивляться: как это помидоры уже по триста рублей?!

Галина Стрельцова

Гораздо хуже, чем в 90- это точно... Тогда правительство давало людям зарабатывать всем чем могут. Теперь ничем нельзя- лицензии, штрафы- штрафы- штрафы , налоги... Все поголовно в кредитах... Зато Крым- Рымнаш!

Ну и популярный комментарий - по следам высказываний вологодского мэра:

Варвара Костина

ничего, уже крапива вырастет

Evgeny Ermolin
Крапива будет кстати, прав вологодский мэр. Да и кабачки на подоконнике пора уже посеять, по мудрому совету премьера. Честные чиновники аккуратно проговариваются, чтобы предостеречь. А нечестные продолжают дуть в победную дудку, как приснопамятный крысолов из Гамельна.

Известно, впрочем, кто виноват:

или так:

Есть, впрочем, разные мнения:

А сам Медведев стоит в очереди пока еще просто посещает магазины:

Ждем лета.

14:47 10.2.2015

Российские общественные дискуссии: остается только развести руками. Casus Sobchak. Эмоциональный оппозиционер Антон Красовский. Граф Максим Станиславович Ликсутов

Потому что подданные особым умом тоже не отличаются – что в реале, что в сети.

Глеб Сташков: В Калужской области школьников заставят каждый день исполнять гимн России.

Рассказываю об этом одному знакомому.

- Ну и что? Правильно. Надо прививать патриотизм.

- Даже до революции, - говорю, - гимназистов не заставляли каждый день петь «Боже, царя храни!»

- Вот поэтому революция и случилась.

Заметил, что в последнее время все чаще, а главное – все быстрее наступают такие точки в спорах, после которых говорить больше нечего. Остается только развести руками.

Разводить руками приходится и в связи с двумя главными общественно-политическими темами последних дней: выступлением Ксении Собчак на НТВ и выступлением Антона Красовского на «Эхе Москвы».

Ксению Собчак большинство в итоге решилось все-таки одобрить. Вот показательный пост Анны Наринской (с которым действительно трудно не согласиться):

Вы, конечно, можете, как сейчас пишут, от меня отфрендиться, но я собираюсь высказаться про Ксенью Собчак.

Я с ней мимолетно встречалась в жизни и пару раз пересекалась здесь в фб-дискуссиях и, понятно, не то чтоб она меня восхитила - слишком уж разная у нас стилистика. Но все же невозможно не держать в голове, что вообще то -- по тому, как у нас тут устроено -- она, при своих связях, родственниках и прочем, сейчас должна была бы либо безмолвно на Лазурке сидеть, либо быть тиной Канделаки, причем помноженной на сто. И ела б она с куда более золотой тарелочки, чем сейчас и лабутены ейные были б не в стразах сваровски, а прям в брильянтах настоящих. Она – один из немногих людей, кто сделав «либеральный» выбор реально пожертвовал самыми разными приятными вещами. А получила взамен вещи неприятные – типа обыска в квартире и брызгающего слюной в лицо Кургиняна. Как это можно не ценить, не понимаю.

В комментариях – смертельная схватка между (мужчинами почему-то) находящими Ксению Собчак крайне неприятной и глупой и находящими ее же смелой и разумной. В общезначимую плоскость обсуждение телеинцидента попытался перевести Олег Кашин – его текст публикует «Свободная пресса»:

Люди, которые сочувствуют Ксении Собчак, так ей и говорят — зря, мол, ты туда ходила. Которые не сочувствуют, говорят, что ладно, допустим — действительно она в большой студии была одна с «неправильной» точкой зрения, и ведущий вел себя по-хамски, и ее перебивали, и договорить не дали, все так, но ведь было время, когда в таких ток-шоу было все наоборот, то есть сидит много людей с одинаковыми либеральными взглядами и среди них один, допустим, сталинист. И вот он так робко скажет — «Сталин хороший», — и все остальные сразу же — «У-у-у-у, да как ты смеешь, негодяй, мерзавец, давайте его побьем». Действительно, в наше время многие отказывают либералам в сочувствии именно на том основании, что когда-то либералы доминировали в медиа и в политике, и тоже, в общем, не отличались какой-то толерантностью к своим оппонентам.

Какие-то вещи, которые сейчас уже давно стали анекдотом, пародией, — ну не знаю, что-нибудь вроде «Мне стыдно быть русским», — двадцать лет назад такие вещи были железобетонными и неоспариваемыми штампами, то есть натурально могли собраться в телевизионной студии сто человек, и наперебой говорить, что им стыдно быть русскими. «А вы как считаете, Мариэтта Омаровна?», — и дальше что-нибудь про вековое рабство. Это сейчас Александр Проханов — завсегдатай всех политических телепередач, а представьте Проханова в «Пресс-клубе» в девяносто втором году? Если бы и пустили, то только чтобы потоптать — так же, как сейчас топтали Собчак на НТВ. Что изменилось? Да ничего, формат же остался прежним — собираются мученики догмата и топчут толпой одного оппонента. Нынешнего Проханова — вот этого, с «черной спермой фашизма», «алтарями и ракетами» и прочим невозможно понять без прошлого его опыта, когда он называл себя «духовной оппозицией» и был ею как минимум в той же мере, в какой сейчас ею стала Собчак. <…>

Я не хочу, чтобы завтра, когда в России все изменится, опять было ток-шоу, на котором толпа демократов будет перебивать одного Проханова. Нет, когда в России случится новая оттепель, коллективной задачей всей ответственной части общества должно стать максимальное затягивание этой оттепели. <…> Чтобы оппозиционный телеканал «Лайфньюс» не испытывал недостатка в рекламе, чтобы книги Проханова переиздавались в модных издательствах, чтобы в каждом ток-шоу про политику участвовало как минимум десять убежденных единороссов, и чтобы отставной министр Мединский всегда имел публичную трибуну, даже если это возмутит режиссера Звягинцева. У нашего общества достаточно опыта, чтобы знать, к чему приводит единомыслие даже самых хороших людей. Это не должно повториться, и это в наших силах, я уверен.

Реплика Кашина, в свою очередь, вызвала неприятие.

Глеб Морев: "Стыдно быть русским" и Мариэтта Омаровна никак не стыкуются, это нехороший штамп. Мариэтта Омаровна сделала для русских и русской культуры несравнимо больше Проханова и Ольшанского - и это не вопрос вкуса, это вполне объективные, верифицируемые вещи из области исторического наследия.

Олег Кашин: А это же не пересекающиеся прямые, то есть гражданская позиция вообще никак не зависит от вклада в культуру или чего-то еще.

Вклад в культуру и гражданская позиция вещи действительно разные, но в данном случае надо ведь прежде удостовериться в наличии такой позиции – скажем, у министра культуры Мединского. Сколько шансов из ста, что в присутствии Мариэтты Омаровны Мединский стал бы отстаивать те, скажем, взгляды на историю России, которые он отстаивает сейчас? Я бы оценила их примерно в три из ста. Потому что бывают позиции, которые отстаиваются ради истины, и убежденность в их истинности как-то отражается на деятельности человека, а есть позиции, которые высказываются «просто так» или по сотне других причин. Это не значит, что надо запрещать высказывать такие позиции – это значит, что нужно создавать условия, в которых можно было бы публично демонстрировать их несостоятельность.

В эфире «Эха Москвы» у Александра Плющева как раз это и не получилось. Гостем у него был Антон Красовский и вот несколько цитат из его, так сказать, экспертного мнения:

(об инициативе Навального об уголовном преследовании чиновников за незаконное обогащение): Если я правильно понимаю эту историю, все-таки действительно отменяет презумпцию невиновности, то есть тебе говорят, если у тебя есть дом за миллион долларов, ты точно украл. Мы, конечно знаем, что украл, ну знаем. Ну, а вдруг нет? <>

А вдруг у жены отец зарабатывает научными исследованиями 50 миллионов долларов в год и у него есть все налоговые декларации. Я вообще, считаю, что все-таки любая система правоохранительная и любые законы должны основываться на презумпцию невиновности. А главное, я не люблю спекуляцию, я ненавижу спекуляцию, а все, чем занимается Алексей Навальный, с моей точки зрения, это спекуляция. Я это говорил всегда, всю свою жизнь. Когда со мной не соглашались, когда со мной соглашались, когда считали меня кремлевским мурзилкой, потом перестали считать, теперь снова начнут, но мое мнение относительного всего того, что делает Алексей Анатольевич Навальный и так называемый Фонд борьбы с так называемой коррупцией, я считаю чудовищной спекуляцией. И мне это глубоко не нравится, я считаю, что это вредно. Прежде всего, это вредно тем, что ничем не отличается от путинской парадигмы, от того, что Путин, когда приходил в 99-м, в 2000-м годах к власти: борьба, кары, тюрьмы, отмена презумпции невиновности, мочить в сортирах – вот это то, от чего Россия должна избавится, наконец-то, в 21-м веке и то, за что Россия, которая никогда не избавится от своего Ивана Грозного, пытается из последних сил хвататься. То есть ей придетнормальный человек, который ей предложит демократические свободы, социал-демократический путь развития, а она все равно будет вот это: «борьба с коррупцией», «сажать», «казнить», «вешать», «Алексей Навальный», «Леша – наш президент!». Я против. Вот, если Алексей Навальный – за, я – против. Вот я, как Вознесенский в ЦДЛ.

И в эфире не обнаруживается никого, кто был бы готов исправить фактические ошибки в этом пассаже – хотя бы авторов законодательный инициативы, которые уж точно способны объяснить Красовскому, что такое презумпция невиновности и почему предложенный законопроект ее не нарушает.

(о марше оппозиции 1 марта): Я, конечно, против этого марша. Я призываю всех не ходить на этот марш, к этому не иметь никакого отношения, и хочу, чтобы… Мне странно, что вы со своего пика уже исторического, взгляда на события 11-12-го годов вы не видите, что этого не надо делать. Тогда просто поинтересуйтесь, как, например, люди, которые организовывали митинги 6 мая, помогали людям, которые там сели в итоге по делу 6 мая, и поинтересуйтесь, например, в «Руси сидящей», кто реально помогал людям,которые сели по делу 6 мая, которые судились по делу 6 мая, и какое к этому имели отношение люди, которые эти митинги учреждали. <>

У нас, ты знаешь, есть новая поправка: два административных дела, третье – уголовное. Я знаю, что есть некоторое количество людей – таких людей много, - у которых есть два административных дела. Я их призываю не выходить 1 марта на этот марш, потому что вас задержат и ни один из учредителей, пяти заявителей этого марша за вас не впряжется – есть научные доказательства, исторические доказательства.

По этому пункту некоторые фактические ошибки в речи Антона Красовского исправил Сергей Пархоменко – правда, пост-фактум, в фейсбучном посте:

Все-таки какие-то странные сомнения меня временами обуревают.

Вот есть такой человек по имени Антон Красовский, который страстно и яростно обличает губителей и предателей жертв несправедливого процесса по "Делу 6 мая".

И есть еще один человек по имени Антон Красовский, который в декабре 2012 создал на кремлевские деньги и по кремлевскому заказу специальный пропагандистский телеканал "Kontr-TV" вместе с кремлеслужащим Сергеем Минаевым. Причем, этот канал они вдвоем создали в тот момент, когда суд по делу о "массовых беспорядках на Болотной" был уже в самом разгаре, и одним из основных свидетельств обвинения был вот этот комментарий, сделанный по ходу событий тем же самым Минаевым.

Так вот, мне иногда чудится, будто эти два совершенно разных человека по имени Антон Красовский, - на самом деле один и тот же человек. Но ведь этого же не может быть, правда же? Это же какая-то фоменковщина? Мы же не верим, что Рюрик, Юрий Долгорукий и Святой Георгий - одна и та же историческая личность, просто потому что их звали одинаково?

Вот и я говорю. Два Антона Красовских, причем оба на одно лицо, - а что тут такого? Бывает. Мало ли совпадений на свете. А то может это близнецы, разделенные при рождении, но случайно названные одинаково? Ну и что? И не такое еще случается.

Александр Осовцов пишет о том же, только без горькой иронии:

Послушал по ЭМ Антон Красовский. Коротко суммировать можно так.

1. Антон - оппозиционер, власть не поддерживает, во власти - жулики и воры.

2. Нынешнюю оппозицию он тоже не поддерживает, там тоже жулики и воры.

3. Борьба с коррупцией в предлагаемом Навальным варианте - это новый 1937-й год.

4. Единственный человек, который искренно любит Россию - это Путин.

При всём своём несогласии со многими лидерами протеста, особенно с Навальным, по ряду важнейших вопросов, я абсолютно обалдел от такого оппозиционера.

Есть еще вот какие оппозиционеры:

Нина Клочко: Я тоже послушала Красовского. Мне понравилась теза о том, что организаторы мирного марша, совершенно правового действия, должны быть ОБЯЗАНЫ предусмотреть и нейтрализовать последствия для отдельного гражданина, который посетит это мероприятие. Это круто. Может, организаторы должны купить заранее мед страховку всем участникам. Что-то я не помню, чтобы кто-то что-то мог гарантировать на Майдане в Киеве, в Харькове... Да, у нас, по сути и организаторов-то не было. Люди тащили сами по себе шины, строили баррикада, приносили продукты, и без разнарядки становились разливать чай. Не знаю, как мы пережили без мед страховки. Кстати, и адвокаты, которые помогали задержанным - САМИ пришли, никто их не организовывал.

Демьян Кудрявцев: О чувстве времени. Замглавы информационного департамента МИДа Захарова пишет, что десять с чем-то лет назад "осмысленность встречалась в Европе чаще".

А уж насколько чаще она встречалась в России, даже и говорить не приходится. Потому что теперь «средний ум», транслирующийся СМИ, равен даже не болтовне Плющева с Красовским, не имеющей ни предмета, ни ясных тезисов, ни фактической базы, ни убежденности, а, скорее, вот этим вот:

Ольга Романова: А по телевизору (канал "365 дней") сейчас сказали, что над Спасо-Ефимиевым монастырём в Суздале никогда не идёт дождь. Спаси Господи.

Навальный тем временем продолжает «чудовищно спекулировать» на борьбе с коррупцией:

Подробный разбор – у Навального в блоге. Общий смысл такой: Частная компания Аэроэкспресс получает льготу от государства. Вместо полной ставки аренды, они платят льготную, разница покрывается из федерального бюджета. Компания экономит на этом порядка 1.5 миллиардов рублей за 2.5 года. Эти же 1.5 миллиарда они имеют в качестве чистой прибыли за аналогичный период и с этой прибыли выплачивают себе дивиденды.

Долгие годы разного вида ликсутофаны рассказывали всем про замечательную эффективность и бизнес-таланты Ликсутова, который "построил прибыльный бизнес". Как это всегда и бывает с "окологосударственными" предпринимателями, все эта эффективность держалась на тайной государственной дотации.

Спешу огорчить всех, кто читает этот пост не из Москвы или области и Аэроэкспресса этого в жизни не видел, а на электричках не ездит. Субсидия выплачивается из федерального бюджета - дивиденды акционерам Аэроэкспресса выплачивают все налогоплательщики.

Иван Беляев вспоминает Некрасова:

Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил этот "Аэроэкспресс"?

Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Максим Станиславович Ликсутов, душенька!

Извечный горький парадокс. "Аэроэкспресс" одна из немногих вещей во всём российском транспорте вообще, которыми удобно, легко и приятно пользоваться.

Ну само собой разумеется, что где-то за фасадом должен скрываться отжим у государства полутора миллиардов, КАК ЖЕ БЕЗ ЭТОГО.

А, может быть, не только полутора.

17:55 10.2.2015

Удар по Краматорску, дебальцевский "котел", наступление на юге: подготовка к Минским переговорам? Между профессионализмом и пропагандой. Хотят ли с русскими войны? Московский Патриархат и его пиар. Зачем нужны "шпионы"

Видео обстрела, снятое из окна жилого дома:

Под удар попал военный аэродром Краматорска, где расположен штаб АТО, и жилые дома. Погибли не менее 7 человек, в том числе и мирные жители.

Юрий Бирюков
Краматорск, штаб АТО: 2 погибших и 9 раненых - это по военным.

Все пока развивается по стандартной схеме, известной, например, по обстрелу Мариуполя - сторонники сепаратистов сперва радуются "удачному" обстрелу, затем в "ДНР" начинают говорить об украинской "провокации".

Александр Васильев
Пишут из Краматорска. (подтверждается и другими сообщениями в ленте)

"У нас сейчас в 12.30 что-то непонятное в городе было. Вроде как самолет летал,потом очень громкие взрывы,типа РСЗО. Сейчас на аэродроме пожар. Народ многие по подвалам попрятались. Телефоны плохо работают. Пытаемся узнать,что и где произошло".

"взрывы мощнее града,что у нас 3 июля был. Хотя и дальше,а слышно было громче. Штукатурка у людей вблизи аэродрома сыпалась".

"До аэродрома 5 км,а слышали-будто за стеной. только связь появится,сразу узнаю что и как."

Я так понимаю, это обратка за Точку У по Донецку. Только средство доставки непонятно. Это к вопросу об использовании "летального оружия", как способа потушить костер керосином. Это именно то, чего панически боятся Меркель и Оланд.

Собственно, это важный вопрос. Краматорск - в нескольких десятках километров от линии фронта. На такую дальность стреляет разве что российские РСЗО "Смерч" или "Торнадо". Именно удар "Смерча" со стороны Горловки - официальная версия украинской стороны.

Konstantin Mashovets
Надеюсь никому не надо объяснять, что удар по штабу АТО был неслучайным...?

И что стреляли всё-таки из Смерча...?

Недоумение Дмитрия Бавырина -

Когда ВСУ <бьют> по городам из артиллерии, одна половина ленты заходится в крике "кошмар, фашисты".

Когда сепаратисты <бьют> по городам из артиллерии, другая половина ленты кричит ровно то же самое.

Мой компромисс типа "пусть тогда все будут - фашисты" никого не устраивает. Что я делаю не так?

И понятный ответ:

Alexey von Alexeyev

В Второй мировой все <стреляли> по городам. Но фашисты были только с одной стороны. По другим признакам определяют фашистов.

Помимо военной цели (надо полагать, что удар наносился по штабу АТО - но, как и в случае с Мариуполем, стрелявшие были не вполне точны), многие видят и политический подтекст.

Борис Рожин

Это вполне ожидаемый фон перед завтрашней встречей в Минске.

@ReggaeMortis1

Когда вы будете возмущаться переговорами на фоне наступлений и обстрелов, помните: ваше возмущение - возможная цель наступлений и обстрелов.

Подготовка к встрече в Минске продолжается. На манеже все те же:

Очень популярен сегодня текст Андрея Мовчана на "Слоне" под заголовком "Хотят ли с русскими войны". Смысл его такой, что войны с русскими никто не хочет, и очень удивляется тому, что Россия - в современном мире никакая не сверхдержава - вдруг стала такой воинственной. С одной стороны, это не очень хороший знак для Украины -

Извне Россия и ее окрестности воспринимаются не так, как изнутри. Для нас (и то далеко не всех) пять тысяч погибших на Украине являются апокалиптической новостью. А для развитого мира это конец очереди: впереди Франция (погибли свои), Сирия (погибло много), Нигерия (опять много), Ирак – Афганистан (много, и есть свои) и так далее по списку. Логика «Украина – это почти Европа» не работает: в Нью-Йорке трущобы от фешенебельных районов часто отделяет узкая улица, и никто на это не обращает внимания. Развитый мир не сентиментален. С его высот территория бывшего СССР напоминает холодную Африку: большие территории, малая плотность населения, экспорт только сырья, низкий уровень жизни, национальные государства с пожизненными диктаторами, что говорить – в России даже ВВП на душу населения в долларах скоро подойдет к уровню Ботсваны. Конфликт на Украине ничем не примечательнее конфликта в Судане (кто помнит героев суданского конфликта, кто назовет лидера одного из Суданов «мировым злом и угрозой человечеству»?), только жертв существенно меньше. Мариуполь и Малакаль – похоже звучат. И события в них происходят похожие. Вы знаете, где Малакаль и что там творится? Не знаете? Не требуйте от американцев знаний про Мариуполь.

В дни, когда на Украине идут бои, в Думе призывают отменить признание объединения Германии, а с высоких кремлевских трибун кричат о крепости нашего ядерного оружия и скором появлении Wunderwaffe; в США и Европе, когда люди слышат наше «we are from Russia», говорят: «О, вы знаете, на этой неделе в Метрополитен-опера выступает Мариинский театр, Гергиев дирижирует!»

С другой стороны понятно, что если терпение Запада все же не окажется безграничным, в гипотетическом конфликте с ним у России примерно такие же шансы, как у упомянутого Судана. В ловушку конфронтации россияне загоняют себя сами, а рецепт, по Мовчану - осознать свое место в мире (на периферии оного) и заняться самими собой - прежде всего, повысить цену человеческой жизни.

чтобы российский человек был готов признать реальность, нам надо повысить его уровень защищенности. Изменения во всех странах, участвовавших в прорыве XX века, начинались с существенного повышения эффективности судебной системы (доступность, компетентность и независимость суда), увеличения ответственности за преступления против личности, исключения возможности преследования за убеждения и неотъемлемые свойства человека (национальность, пол, сексуальная ориентация и пр.) и, конечно, принципиального улучшения базового социального обеспечения.

Только снижение уровня страха – за счет эволюции системы в сторону лучшего правосудия и социального обеспечения – двигает страну вперед. Те, кто с замиранием сердца ждет, что в результате сегодняшнего безумия Россию постигнет катастрофа и, пройдя через катарсис, Россия воскреснет к новой жизни, мало отличаются от пропагандистов мании величия. Во-первых, социальные катастрофы несут такой вал горя и страдания, что никакие последующие воскрешения их не стоят. Во-вторых, катастрофы ничего не гарантируют – Россия только в ХХ веке пережила их минимум две и сегодня вернулась фактически на век назад.

Нужна планомерная работа по развитию у общества чувства защищенности.

Есть, впрочем, те, кто надеется на продолжение войны, и Дмитрий Ольшанский - из их числа:

А еще молимся о мужестве и непреклонности властей вашингтонских и киевских, об их твердости в том, чтобы покарать вату колорадскую, и не соглашаться на уловки порождений ехидниных - берлинских и парижских.
Молимся о верности властей вашингтонских и киевских борьбе с Путиным кровавым, об их послушании праведному старцу Маккейну, во вьетнамском плену умученному, и о том, чтобы шли они в стоянии своем против сепарского зла до конца, до конца.
Пока наши Киев не возьмут.
Аминь.

Такое мнение:

Oleg Liakhovich
Надо очень ясно понимать, что те, кто мечтает о "взятии Киева" и "взятии Львова" - мечтают о геноциде. И таких, откровенно желающих геноцида украинцев - тут миллионы.

Другие надеются на мирный исход, но не очень в него верят.

Глеб Морев

Все идет по плану. По плану передачи летального оружия.

Аркадий Бабченко
В последние дни ощущение, что времени осталось уже совсем немного, почти не отпускает.

Ostap Karmodi
Не скажу, что для Украины то, что сейчас происходит в Дебальцево - win-win, вовсе нет. Но для Путина это loose-loose, хотя он сам этого явно не понимает. Сам факт, что Россия за день до переговоров демонстративно пытается заглотить кусок чужой территории говорит Западу не "надо идти на уступки", а "с ними не о чем разговаривать". Думаю, мира не будет. А оружие Украине будет, и скоро.

Сепаратисты сообщают о том, что им удалось закрыть зак называемый "Дебальцевский котел" - то есть окружить украинских военных в Дебальцево. С украинской стороны подтверждают, что проблемы под Дебальцево есть.

Семен Семенченко
Мне надоели сказочники еще со времен УглегорскНАШ. Среди них есть люди искренне заблуждающиеся, которым кто-то рассказал сказку про белого бычка. Но гораздо опаснее люди, профессионально втирающие баки вышестоящему начальству.
Так вот. Трасса Артемовск - Дебальцево блокирована террористами в Логвиново. Параллельная трасса Дебальцево - Луганское блокирована террористами в Нижнелозовое. Дороги заминированы фугасами. Никаких "деблокирований" дороги не происходило. Часть батальона Донбасс находиться на передовой в этом районе.

За свои слова - отвечаю.

Несколько репортажей о том, как "ополченцы" перерезали трассу на Дебальцево, в эфире российского ТВ растрогали Олега Кашина.

Вообще российское телевидение сейчас помимо всех понятных определений про пропаганду - оно безумно крутое, просто космическое. Вот этот чувак с грузинской фамилией, корреспондент - ну вот хрен знает, я не помню таких корреспондентов про Чечню у нас в двадцатом веке, а сейчас таких на одной ВГТРК человек пять. Мне кажется (вот сейчас кажется, сразу после того, как я посмотрел ролик, возможно я неправ), профессиональное мастерство и личный героизм, готовность рисковать жизнью, бесстрашие, не знаю, как это правильно назвать - эти вещи нейтрализуют, по крайней мере, многие понятные определения про пропаганду и прочее.

Разгорелась дискуссия на сотни комментов о профессиональных и этических стандартах.

Valentin Żurakowski

Если репортаж о такой войне будет когда-нибудь снят в России, можно будет тоже, неторопливо и вдумчиво, на фоне звучащих выстрелов и смертей, пообсуждать работу оператора и профессиональну актерскую игру журналиста. Стервятники, <...>

Oleg Kashin

Нене, погодите. Когда добро одержит победу над злом, их всех, конечно, поувольняют с волчьими билетами. Леся Рябцева поувольняет, которая ни войну ни разжигала, ни убийства не поддерживала. Она добро, они зло, я с этим не спорю.
Но при этом. Эти чуваки в своей картине мира - они не сидят у монтажного стола и не думают "ну вот мы сейчас наврем, чтобы больше кровушки пролилось". Они уверены, что война, на которой они находятся - это война добра со злом, причем зло - это фашисты, бандеровцы, Запад, кто угодно. И на этой войне они работают так профессионально, как никогда российское телевидение не работало. Если сюжет постановочный, то сравните его с постановочными сюжетами Невзорова, которые на фоне этого видео - полнейший колхоз.

Mikhail Golub

Олег, круче всего снимают террористы в Исламском государстве. Но и их, как и русских, отправят на свалку истории

Julia Ioffe

Т.е., рисковать жизнью ради пропаганды нейтрализует...ту самую пропаганду? это как?

Oleg Kashin

Ну грубо говоря, на страшном суде чуваку зачтется "рисковал жизнью", а не "работал у Киселева".

Tikhon Dzyadko

Олег, он может себя мыслить хоть Пазолини, но если редакционное задание и результат - пропаганда, то он останется пропагандистом, разжигающим войну, даже если с камерой прыгнет на украинский танк. Просто бегать надо - и тут и там. Как Тимур Олевский. В противном случае - это работа на одну из сторон.

Oleg Kashin

Вот я и настаиваю, что военные корреспонденты ВГТРК говорят то, что считают правдой. Киселев занимается сознательной ложью, они - не занимаются.

Sergei Loiko

Олег, журналист должен писать правду, а не сочинять ватную <...>. По-твоему выходит, Геббельс тоже был журналистом года в свое время.

И так далее - кажется, участникам дискуссии не хватает договоренности о терминах (например, что такое пропаганда - только ли сознательная ложь?)

Между тем, на юге, в районе Мариуполя, украинский полк "Азов" перешел в наступление.

Ну а в России за вторник пока еще не разоблачен ни один "шпион".

Громкое дело с обвинением в "измене Родине" бывшего сотрудника Московского Патриархата прокомментировал собственно Патриархат.

В связи с судебным разбирательством в отношении Е. Петрина, ранее работавшего в Отделе внешних церковных связей, Синодальный информационный отдел уполномочен заявить нижеследующее.

Евгений Петрин, выпускник юридического вуза, в прошлом – военнослужащий, в 2013 году обратился с прошением о приеме в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, заявив о знании иностранных языков и желании приносить пользу Церкви через работу в ОВЦС. Священнослужителем никогда не являлся.

Скоро выяснилось, что качество работы Е. Петрина не соответствует требованиям ОВЦС. В начале июня 2014 года он подал прошение об увольнении по собственному желанию, которое было удовлетворено.

В сфере внимания правоохранительных органов Е. Петрин, как явствует из комментария пресс-службы Лефортовского районного суда о предъявленной ему статье обвинения, оказался в связи с этапом его жизни, предшествовавшим поступлению на работу в ОВЦС.

Все по законам корпоративного пиара. Андрей Кураев только руками разводит:

Не могу не заметить, что это еще одна информационная кампания, вчистую проигранная патриархией.
Уж в руководстве патриархии и ОВЦС давно знали о скандале с Петриным. Могли бы заранее подготовить пресс-релизы. Но все официальные медиа-ресурсы патриархии хранят мужественное (или испуганное?) молчание. А интерпретации прессы в результате выходят без презентации церковно-официальной точки зрения. Как этот повод отработают укро-медиа, и так понятно...

Николай Сванидзе, впрочем, с МП согласен:

Господи, ну что в бескорыстной и прозрачной, как слеза младенца, деятельности РПЦ может заинтересовать американскую разведку?

Ясно, что "дело Петрина" чрезвычайно темное, фактов мало, домыслов много. Но на его примере можно обсуждать внезапно активизировавшийся "тренд" на разоблачение "врагов народа". Антон Орехъ на "Эхе":

История может принять совсем пикантный оборот, если выяснится, что Евгений Петрин и в самом деле майор ФСБ. Во всяком случае, мало кто удивился бы, узнав, что под рясой некоторые святые отцы носят погоны, а рядом с Молитвословом хранят красную книжечку служебного удостоверения.

Офицер ФСБ, который прикрывается рясой, едет работать в Киев, и там вступает в сомнительные контакты с какими-нибудь бандеровцами – тоже ведь сюжет. В общем, упражнять мозги догадками и версиями мы можем сколько угодно. Но во всех свежайших, действительно уже почти ежедневных, шпионских историях есть одна важная вещь: обвинить человека в измене стало очень легко, а отмазаться от обвинений стало гораздо труднее, чем прежде. Именно потому, что измену можно при желании обнаружить практически в любом контакте с иностранцами. Уже не обязательно быть именно носителем гостайны и располагать подлинно секретными сведениями.

Иван Давыдов на "Снобе" пишет о том, что все это "прощупывание почвы" вполне может перерасти в массовый террор - логика развития событий именно такая. Впрочем, пока цель властей иная - не массовый террор, а массовый испуг:

Достаточно ли этого всего, чтобы однозначно утверждать, что нас ждет в ближайшем будущем волна «шпионских дел»? Нет. Можем ли мы, однако, предполагать подобный вариант развития событий? Конечно, да. Например, потому, что государство на всех уровнях давно уже живет влогике собственной пропаганды, а логика пропаганды — это в первую очередь логика кампании. Пропаганда не мыслит единичными событиями, события должны воспроизводиться до бесконечности, вписываясь в целостную картину мира, которую пропаганда навязывает потребителю.

И тут нужно правильно понять, что именно государство пытается сказать гражданину, объявляя сезон охоты на предателей. Государству не нужны «точечные репрессии», потому что с этой задачей оно и так справляется. Государству в эпоху нестабильности нужно то, от чего государство в эпоху стабильности старательно бегало: заразительная массовая истерика. Важно не точечно карать, а массово пугать.

И вывод:

Нужен враг понятный и близкий, нужен посредующий элемент, который позволил бы запихать в единую формулу мировое зло и подорожавшие кабачки. Нужен шпион по соседству.

А раз нужен, значит, вероятность его появления велика. Тем более что благодаря поправкам, еще в 2012 году внесенным в статью 275 УК, шпиону не нужны ни специальные навыки, ни допуск к государственным тайнам. Шпион — это просто человек, в уголовном деле которого написано, что он шпион. Вы, может быть. Или я. Или мой сосед. Или ваш начальник (хорошо бы, правда, уж не позвонить ли по правильному номеру?).

А там и вредители подтянутся, дорожка-то протоптанная. И значит, следователю Свинолупу не придется сидеть без работы. До тех пор, пока не выяснится, что он тоже шпион.

У Кирилла Рогова такие же предчувствия.

Тут важно понимать, что история Светланы Давыдовой, которую мы все здесь защищали, и история Евгения Петрина, с точки зрения КГБ - части одного проекта. Он называется "легализация репрессий". Идея в том, чтобы приучить общество к посадкам "за измену". Сажать будут странных типов, не консенсусных для обществах, таких, что "большинству" себя с ними идентифицировать сложно.

В методической разработке предполагается, что таких посадок (получающих огласку) будет от 20 до 30. После чего будет выступление первого лица. Первое лицо возмутиться: при том, что попытки сыграть на руку врагу и нанести вред безопасности России действительно имеют место, (есть такие случи, и мы все их хорошо знаем) у отдельных правоохранителей наблюдается желание заработать галочку, выслужиться, мы сталкиваемся с ситуацией, когда граждан пытаются привлечь к уголовной ответственности за политические мнения или оценки; сразу хочу сказать: подобные перегибы недопустимы, и будут жестко пресекаться, конституционные права граждан должны быть повсеместно защищены.

После этого высказывания, широко растиражированного, через месяц примерно, интенсивность арестов возрастет на порядок, сведения о чем также будут просачиваться. Слава богу, теперь уже без перегибов.

Ну а дело Давыдовой продолжается - сегодня она была в Москве на допросе.

Ольга Романова
Светлана Давыдова и Анатолий Горлов. Съездили на допрос, уезжают обратно в Вязьму, передают всем большую искреннюю благодарность. Они очень симпатичные, Света улыбчивая, милая и добрая.

20:01 10.2.2015

Арам Ашотыч и решение судьи Карпова. Проблема сидит в Кремле. Антимайдан в госадминистрации. Beryozka is back. Грядущая ненависть всех ко всем. Крем «Буренка» и немого о сотрудничестве с Египтом

Анна Качуровская: А судья Карпов тем временем, поел, посидел в своей комнатке час и вышел с решением: оставить в СИЗО Савченко до 13 мая.

LifeNews об этом знали заранее:

Обжалует-то она обжалует, но есть вот такая проблема:

«Людоеды» - самый распространенный отклик на продление ареста в среде «либералов». «Патриоты» шутят так:

В общем, аргументы в темнике со времен Пусси Райот не поменялись, их по-прежнему два: «никто на самом деле не голодает» и «Фейгин пиарится».

Все факты, касающиеся дела Надежды Савченко, - на «Медузе», петиция за освобождение Надежды Савченко – на сайте «Новой газеты», а размышлений в фб немного.

Евгений Левкович: Позвонила Яна Чабовская, она сейчас сидит в басманном суде, куда привезли Надежду Савченко. Говорит, что народу - никого, одна пресса. В начале заседания мама Нади хотела к подойти к дочери - её силой вывели из зала. Сама Савченко на вопрос судьи "где вы работаете?" ответила: "в российской тюрьме, в клетке сижу". Отвод судьи адвокатами поддержала, но грустно добавила, что "всё равно получится шило на мыло, они все клоуны". В общем, держится. Но похудела сильно.

Плохо, конечно, что мы туда сегодня не поехали (( С другой стороны, дел столько, что успеть всё невозможно физически, и на каждый суд не набегаешься.

Проблему нужно решать комплексно.

Проблема сидит в Кремле, а не в басманном, тверском или таганском.

В комментариях, конечно, проклятья украинских пользователей. В российской сети наблюдается явная усталость – что по части решения проблемы Надежды Савченко, что по части решения главной проблемы. Андрей Синицин в «Ведомостях» объясняет, почему – власть успешно маркировала протесты «майданом», с ними связано все негативное:

Россиян убедили, что майдан — это 1) фашисты, 2) происки ЦРУ, 3) угроза государству, 4) будет жестоко караться силовиками.

Но майдан оказывается универсальной угрозой, борьбой с которой можно оправдывать все более широкое поле деятельности и на борьбу с которой можно просить у власти все больше ресурсов. МВД явно считает, что реальная коррупция — меньшее зло, чем гипотетический майдан. Во всяком случае бороться с коррупцией может только само государство: участие общественности слишком опасно. На культурном фронте обвинения в майдане позволяют убрать конкурентов за бюджетное финансирование. ФСБ, продуцируя украинских шпионов, доказывает необходимость приоритетного финансирования своей работы. Все это вполне в духе известной теории политолога Симона Кордонского о формулировании угроз как основном методе работы на административном рынке ресурсного государства.

«Оранжевая угроза» образца 2005 г. позволила создать новые подразделения в силовых структурах и освоить средства на развитие массовых молодежных движений, но тогда время было спокойное и сытное. Сейчас ресурсов меньше, напряжение и испуг — больше (то, как испуг Кремля усиливается благодаря кремлевским же СМИ, — отдельная история). Возгонка угрозы майдана до невероятных высот, на которую власть пошла в целях мобилизации общества, создает новые риски.

Растет аппаратная конкуренция за ресурсы на борьбу с майданом, а оценка других угроз сильно падает, как и ресурсы на их предотвращение. <…> Службы, созданные государством для нейтрализации определенного типа угроз, могут реагировать на новые угрозы только как на когда-то бывшие. Это значит, что майдан — не обязательно верно идентифицированная угроза. Но старые идеи удобно продавать власти. К тому же компетентность госменеджеров снижается вместе с ростом лояльности, отличать реальные угрозы от фантастических все сложнее.

Побочный эффект пропаганды угрозы майдана — экономия социальных расходов: граждане готовы потерпеть ради победы над воображаемым врагом. Но в то же время все новые агенты хотят заработать на своем патриотизме, а на подтверждение угрозы надо тратить все больше средств. Это игра с очень высокими ставками, поменять майдан на, допустим, землетрясение невозможно, поскольку за майдан страна уже платит, и платит все больше.

Вот несколько подтверждений верности такого размышления:

Рустем Адагамов: Вот это да, не верю своим глазам.

Сергей Лопатин: Возвращается на только березка. Подождите чуток, и эти березки поедет пилить много-много недовольных царем "сельчан"

Михаил Маяцкий: Уменьшенная действующая модель ГУЛАГа будет введена в строй в Коми АССР еще в этом году, отрапортовали местные строители.

Дефицит коснется, кстати, не только сыров:

Правительство, однако, работает, решает проблемы:

Вот, кстати, идеальные товары для массового российского потребления – крем «Буренка» и шампунь «Лошадиная сила»:

Это не шутка. Вот отзыв довольной кремопользовательницы с соответствующего сайта: Этот крем "очеловеченная" версия знаменитого ветеринарного крема "БУРЁНКА" для вымени коров. Оригинал продаётся в ветаптеках и стоит около 50 рублей за такую же большущую банку. Знаменит он стал своим мегареанимирующим действием - спасает самую-самую сухую проблемную кожу, заживляет трещины и прочие чудеса, да чуть ли не с первого применения... Пожалуй ни одного негативного отзыва, сплошные хвалебные оды спасителю даже в очень запущенных случаях.

Маркетинговая стратегия явно учитывает антизападные настроения, которые культивируются сейчас в российском обществе. Николай Сванидзе на «Снобе» предрекает скорый провал антизападной политики врачей, но как-то не очень верится:

Пропагандистский аппарат продолжит работать — другого варианта я не вижу. Власти уже настроили людей на то, что мы победители, нас боятся, мы мачо, и если правительство сегодня сделает что-нибудь, что будет воспринято как прогиб, это будет засчитано ему как прогиб. Поэтому сейчас самый главный страх высшего эшелона нашей власти — сделать что-то, что потянет на прогиб. Сейчас сделать то, что не будет похоже на «поступок настоящего мужика», равно политической смерти, потому что отыгрываться будет не на чем. Во внешней политике разве что попытаться забить очередной гвоздь в Украине, вот только мы знаем, что эти гвозди дорого стоят. На внутренней не отыграться тем более: если раньше упор делался на стабильность, процветание и рост уровня жизни, то сейчас процветания нет, уровень жизни будет падать, а крики — становиться все громче и все злее. <…>

При этом для отечественной экономики антизападничество абсолютно бесполезно. Импортозамещение не имеет к нему никакого отношения — это удел экономистов, а не пропагандистов. Экономисты меж тем в импортозамещение не очень верят по чисто экономическим причинам, потому что для этого нужно не только чтобы тебе отказали в импорте или чтобы ты от него отказался — нужно, чтобы в импортозамещение были вложены деньги, субсидии, а их-то сейчас и нет. Поэтому думать, что от ненависти к Америке удастся американские товары заменить на свои собственные, наивно.

Анекдоты про санкции давно кончились. Может, их рассказывают где-то в глубинке, и то не уверен. Шутить перестали с ростом цен в магазинах. Когда люди видят, как меняются ценники и как тают их денежные накопления, когда люди из среднего класса, которые ездят с георгиевскими лентами и кричат «Крымнаш», понимают, что им теперь сложно отдыхать на зарубежных курортах, у них меняется настроение, но только не к Америке и к Западу — пожалуй, они еще больше его ненавидят. Но от этого они не начинают еще больше любить власть. За последний год удалось сделать перевод стрелок с внутренних проблем на внешние. Но это продолжалось до тех пор, пока экономика не начала пикировать. Людей собственная жизнь заботит куда больше, чем международные успехи. Поэтому ненависть к Западу уже не сможет заместить претензии и вопросы, задаваемые собственной власти.

Осталось только задохнуться в дикой смеси ненависти к Западу и ненависти к Путину. Есть, правда, слабая, но все-таки надежда на международное экономическое сотрудничество:

Андрей Положенцев: Чтобы конвертировать Египетский фунт в российский рубль всё равно нужна какая-то база... Вырванный язык, скальп или доллар, например. Но это вопрос второй. А первый: чем мы будем обмениваться?

Ну, например, музыкальным опытом:

И в завершение дня – два самых прекрасных сегодняшних твита:

XS
SM
MD
LG