Ссылки для упрощенного доступа

"Причину не отпускать найдут всегда"


Денис Луцкевич на Болотной площади 6 мая 2012 года
Денис Луцкевич на Болотной площади 6 мая 2012 года

Суд в Туле отказался освободить условно-досрочно одного из фигурантов "Болотного дела" Дениса Луцкевича

Тульский областной суд 24 августа отклонил апелляционную жалобу на отказ в условно-досрочном освобождении одного из фигурантов "Болотного дела" Дениса Луцкевича. Он был осужден на 3,5 года лишения свободы.

Денис Луцкевич, 23-летний студент Университета гуманитарных наук, был задержан во время первой волны арестов, практически сразу же после событий на Болотной площади – 9 июня 2012 года. Как и другим фигурантам той волны, Луцкевичу предъявили обвинения в участии в массовых беспорядках и в применении насилия по отношению к сотрудникам полиции. По версии следователей, Луцкевич сорвал защитный шлем с одного из полицейских и кидал камни в сотрудников правоохранительных органов. Молодой человек вину отрицал, а его адвокаты демонстрировали в суде видео, где было видно, что Денис Луцкевич не отнимал шлем у полицейского.

Более того, на Болотной площади молодой человек сам был жестоко избит сотрудниками правоохранительных органов – по словам очевидцев, у него была исполосована спина.

Несмотря на эти факты, зимой 2014 года Замоскворецкий суд признал Луцкевича виновным. В августе прошлого года его этапировали в колонию в Тульской области. В июне Центральный суд Тулы уже отказал Луцкевичу в УДО.

На апелляционное заседание близкие осужденного больших надежд не возлагали и теперь ожидают увидеть его на свободе лишь по истечении полного срока наказания – 9 декабря 2015 года.

– Последний раз я к нему ездила недавно, но я просто отвозила передачу, свидания не было, – рассказывает мама Дениса Луцкевича Стелла Антон. – У него есть доступ к телефону, он мне периодически звонит, мы общаемся, и я в курсе всех его дел. 1 сентября останется 100 дней до конца срока, поэтому мы все в ожидании. А так все нормально, он не жалуется, всегда говорит, что у него все хорошо. Я из него сама постоянно выдергиваю, по сто вопросов задаю, прежде чем он что-то ответит. Были у него некоторые нюансы, но я не хочу об этом говорить, потому что ему еще сидеть.

Как вы оцениваете шансы на условно-досрочное освобождение?

Я как мама всегда надеюсь, вернее, мне хочется, чтобы его отпустили, но надежда слабая

– Мне кажется, шансов нет. Первый суд по УДО у него должен был быть в апреле, но его перенесли на июнь. Там отказали. Суд каждый раз откладывали, и уже не знали, что еще придумать, чтобы его не отпускать. У него было три поощрения, поведение нормальное. В концов концов они придумали: посадили его в ШИЗО, в карцер – на 10 суток. По факту, правда, оказалось, что в карцере он просидел 15 суток. Поэтому теперь, раз он сидел в ШИЗО, никакие поощрения не будут иметь веса. Я как мама всегда надеюсь, вернее, мне хочется, чтобы его отпустили, но надежда слабая. Причину не отпускать они найдут всегда, поэтому мы настроены на весь срок. Молю Бога о здоровье, чтобы это уже быстрее закончилось. Все уже сильно устали.

А как его здоровье, все в порядке?

– Он говорит, что в порядке, что все хорошо. Не жалуется. Недавно ногу, вроде, вывихнул, но уже проходит – в футбол он играл.

Насколько я понимаю, в колониях всех определяют на какое-то производство. Денис чем занимается?

Стелла Антон и Денис Луцкевич, фото из личного архива
Стелла Антон и Денис Луцкевич, фото из личного архива

– Денис сначала работал в автосервисе, потом какое-то время что-то шил, ручки для каких-то пакетов. Но потом, когда он понял, что его не отпустят по УДО, он, видимо, перестал ходить на работу. В последнее время я не слышу, чтобы он мне говорил, что ходил на работу, рассказывает, как ходил в спортзал.

А это не приведет к каким-то негативным последствиям?

– Он с самого начала старался, ходил как положено на работу, надеялся, что отпустят по УДО. Но потом, когда его ни за что посадили в карцер, он понял, что его не отпустят. Нам адвокат Светлана Сидоркина говорила: давайте подадим апелляцию на отказ в УДО. И мы все-таки решили подать. По словам адвоката, шансы есть, потому что в ШИЗО его посадили ни за что. Но это, конечно, все равно не докажешь.

Если оценивать в целом, с Болотной три года прошло. Насколько изменилась за это время ваша жизнь? Когда я говорила с Ксенией Косенко, она мне сказала, что для нее все разделилось на до и после. У вас также?

– Наверно, так оно и есть. До "Болотного дела" я была среди тех многочисленных процентов людей, которые не интересовались политикой и чем-то еще, кроме собственной личной жизни. Про Дениса я этого не скажу, потому что он по-другому реагировал, я ему постоянно говорила: "Не лезь, зачем тебе это". Но после Болотной, естественно, появилось большее понимания того, что происходит, я стала очень много читать, интересоваться. Теперь по-другому уже невозможно. Мне даже стыдно, что до того момента я столько не знала и не то что не понимала, а просто не хотела понимать, что происходит в стране. Сейчас у меня открылись глаза и я уже удивляюсь тем людям, которые не хотят видеть и не хотят понимать. Сейчас я удивляюсь: как так можно? Хотя несколько лет назад я была среди них.

А если говорить о Денисе, насколько он изменился? Он вообще раньше был как-то вовлечен в политику?

Это большая школа жизни

– Нет, он никуда не был вовлечен, ни в каких организациях не состоял. Но да, на митинги ходил. На Болотную вот, и в декабре, оказывается, ходил на другой митинг. Я только потом об этом узнала. Мы все думали, что Болотная была его первым митингом. Но оказывается, он скрывал от нас, чтобы мы не переживали. Как изменился? Когда я ему говорю: "Вот, Денис, три с половиной года жизни можно вычеркнуть", он наоборот мне говорит: "Мам, нельзя так говорить. Все имеет свои плюсы и минусы". Теперь мне не надо будет ему говорить: "Денис, не ходи туда, не делай то", думаю, теперь он сам знает, что делать. Теперь даже если у меня есть какой-то вопрос, я ему звоню, и он мне начинает объяснять. Мне кажется, он знает все, ответы на любые вопросы. Конечно, это большая школа жизни. Он много читал все это время и продолжает читать. Конечно, информации он получает не столько, сколько ему бы хотелось, но все-таки он остается в курсе всех событий. Что он будет делать дальше и чем заниматься, я не знаю. У нас 12 сентября будет длительное свидание, и он мне говорит: "Мам, давай не по телефону, приедешь – обсудим”.

Я правильно понимаю, что до ареста он учился на факультете культурологии и подумывал поступать в полк ФСО, об этом все пишут.

Денис Луцкевич во время службы в армии, фото из личного архива
Денис Луцкевич во время службы в армии, фото из личного архива

– В полк ФСО он собирался после армии. Он служил в десантно-штурмовом батальоне морской пехоты Балтийского флота. Он был еще в знаменной группе из 12 человек, они шли по Красной площади во время парада 9 мая 2011 года. В феврале их привезли в Москву, и они здесь три месяца учились маршировать. В это время к ним приходила Федеральная служба охраны президента и предложила работу. Говорили, что они хорошие ребята, прошли такую службу, что те 12, что в знаменной группе, были выбраны из тысячи людей. Им предложили дальнейшую учебу и потом должны были обеспечить работой в ФСО. Когда Денис вернулся из армии, он захотел попробовать – у него осталась визитка. Ну, романтика еще, молодой. Но его не взяли, потому что у него отец на Украине и он только недавно получил российское гражданство. Он родился не в России и гражданство получил буквально за год до 18-летия. Потом он поступил в гуманитарный институт и там устроился на работу, работал помощником декана. На митинги он ходил со всеми студентами, учителями. Но не доучился. В июне 2012 года он закончил 1-й курс, и в июне же его арестовали, – рассказывала мама Дениса Луцкевича Стелла Антон.

На свободу из фигурантов "Болотного дела" уже вышли 6 человек. 5 августа был освобожден Илья Гущин – закончился срок его наказания. В конце июня по УДО был отпущен из колонии Степан Зимин, в декабре и в сентябре 2014 года соответственно на свободу вышли Артем Савелов и Ярослав Белоусов, отбывшие также полный срок наказания. Кроме того, ранее домой был отпущен отправленный на принудительное лечение Михаил Косенко. Также на свободе находится Константин Лебедев.

Всего к ответственности по "Болотному делу" были привлечены 33 человека. Осуждены в рамках дела 18 человек. 10 из них до сих пор находятся в колониях, шестеро уже освободились, двое были осуждены условно. 13 человек были амнистированы. Никто из фигурантов дела оправдан не был. Срок давности по "Болотному делу" истекает в 2022 году.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG