Ссылки для упрощенного доступа

Экономика легла на двойное дно


Приостановка экономического спада в июле и августе может оказаться временной
Приостановка экономического спада в июле и августе может оказаться временной

Летняя девальвация рубля отзовется дополнительным спадом

Спад экономики России, возможно, достиг дна, не исключают эксперты Всемирного банка (ВБ). В очередном "Докладе об экономике России", представленном в среду, они, в частности, отмечают: "Опережающие индикаторы внутреннего спроса и результаты опросов деловой уверенности за III квартал года указывают на зыбкую стабилизацию экономической активности. Это может свидетельствовать о том, что Россия достигла дна. Однако дальнейшее снижение цен на нефть и/или усиление волатильности валютных курсов могут отложить восстановление устойчивого роста". При этом базовый прогноз ВБ предполагает сокращение ВВП России в 2015 году на 3,8 процента, а в 2016 году – на 0,6 процента. И лишь на 2017 год прогнозируется рост – на 1,5 процента. Днем ранее Министерство экономического развития (МЭР) представило обзор текущей ситуации в экономике России по итогам первых восьми месяцев года. Из него следует, что в августе, как и в июле, помесячный экономический спад оказался нулевым, то есть объем ВВП не сокращался второй месяц подряд. Тем не менее, полагают эксперты, о достижении экономикой дна спада говорить рано – оно может оказаться и двойным.

После резких внешних шоков экономика сильно зависимой от них страны обычно достигает дна очередного своего спада примерно через 9-12 месяцев, показывают многие экспертные расчеты. В случае России пики сразу нескольких шоков сошлись в четвертом квартале прошлого года и начале нынешнего: и двукратное падение цен на нефть, и западные санкции, и двукратное же ослабление рубля.

В ближайшие полгода мы вряд ли можем рассчитывать на экономический рост. Скорее, продолжится умеренное сокращение экономики

Если следовать логике упомянутых расчетов, то дна очередного кризиса российская экономика должна была достичь как раз осенью 2015 года. И оценки Министерства экономического развития за июль и август вроде как раз об этом и свидетельствуют. Однако то, что экономика, как полагают эксперты МЭР, уже два месяца подряд не сокращается, может означать как достижение дна, так и всего лишь временную приостановку спада, который может возобновиться, полагают эксперты, к которым мы обратились в связи с представленными ВБ и МЭР оценками.

Алексей Девятов, ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Российской экономической школы:

– Думаю, шоки конца прошлого – начала нынешнего года экономика уже абсорбировала. И с этой точки зрения совершенно закономерна некоторая хрупкая стабилизация в последнее время. Проблема, однако, в том, что летом мы столкнулись с очередным девальвационным шоком, пусть и не таким мощным, как зимой. Тем не менее он вполне может привести к тому, что нынешнее хрупкое дно кризиса окажется двойным и экономика дополнительно сократится в ближайшие месяцы. Вряд ли новое снижение будет большим, но все же более ранние прогнозы придется корректировать в сторону снижения.

Именно "эффект базы" прошлого года окажется сейчас в России одним из главных факторов экономического роста, если можно так выразиться

Олег Кузьмин, главный экономист по России и странам СНГ инвестиционной компании "Ренессанс Капитал", Москва:

– До недавнего времени мы полагали, что дно текущего кризиса может быть достигнуто во втором квартале 2015 года. И последние данные за июль и август показывают, что так и могло быть. Однако новое снижение цен на нефть – ниже уровня 50 долларов за баррель, конечно, ставит такие оценки под сомнение. Как мы полагаем теперь, еще рано утверждать, что экономика прошла какое-то дно. Кроме того, на наш взгляд, более вероятно, что какого-то ярко выраженного "дна" у нынешнего кризиса не будет вовсе. Скорее, в экономике России и в третьем, и в четвертом кварталах этого года будет отмечен годовой спад ВВП более чем на 4 процента.

–​ То есть не сильно меньше, чем было во втором квартале, когда спад составил 4,6 процента?

– Да, как мы ожидаем, подобная динамика сохранится и во второй половине года. Поэтому, если какое-то дно у этого кризиса и будет, с точки зрения экономических показателей, то оно окажется очень слабо выраженным и, скорее всего, будет "распределено" в предстоящие кварталы более или менее равномерно, – отмечает Олег Кузьмин.

Примерно 70 процентов общего объема экономики России приходится на две главных составляющих – потребительский спрос (более 50 процентов) и внутренние инвестиции (20 процентов), то есть вложения компаний и предприятий в собственное развитие. Пока признаков возобновления роста и того, и другого не видно. Скажем, реальные доходы населения, которые и определяют потребительский спрос, в августе оказались почти на 5 процентов меньшими, чем в августе прошлого года, согласно представленным во вторник оценкам Росстата, а реальная среднемесячная зарплата – почти на 10 процентов меньшей. В условиях резкого сокращения нефтяных доходов бюджета пенсии и социальные пособия в стране были повышены намного меньше, чем выросли цены. "Это ускорило уже тревожную тенденцию повышения уровня бедности, который повысился с 13,1 процента в первом полугодии 2014 года до 15,1 процента в первом полугодии 2015 года", – отмечается в последнем докладе Всемирного банка.

Поэтому, если какое-то дно у этого кризиса и будет, то оно окажется очень слабо выраженным и, скорее всего, будет "распределено" в предстоящие кварталы более или менее равномерно

​В свою очередь, внутренние инвестиции российских компаний, по данным Росстата, за первые восемь месяцев года сократились на 6 процентов к уровню января-августа прошлого года. То есть по двум крупнейшим составляющим российской экономики реального роста пока ожидать трудно.

Более того, продолжающийся спад потребительского спроса формирует своего рода замкнутый круг: сокращаются объемы производства компаний и предприятий, следствием чего становится дополнительное снижение доходов населения, приводящее в итоге к новому сокращению его спроса.

С другой стороны, не исключено, что чисто арифметически в российской экономике уже в ближайшие месяцы может быть отмечен и некий рост – исключительно за счет низкой базы осени прошлого года, когда он уже был близким к нулевому…

Алексей Девятов:

– Думаю, следует ожидать все-таки какого-то сокращения экономики в ближайшие месяцы – за счет второго девальвационного шока. Потребительский спрос будет оставаться слабым. В этом смысле именно "эффект базы" прошлого года окажется сейчас в России одним из главных факторов экономического роста, если можно так выразиться.

Но в принципе, как мне представляется, все не так уж и плохо. Девальвация отчасти обеспечила рост прибыли российских предприятий, особенно весной. И, думаю, частью этих прибылей предприятия "поделятся" со своими работниками. В результате определенное оживление потребительского спроса мы все же увидим в перспективе шести-восьми месяцев или одного года. Если, конечно, не будет каких-то новых шоков. Но в ближайшие полгода мы вряд ли можем рассчитывать на экономический рост. Скорее, продолжится умеренное сокращение экономики, которое будет связано со вторым девальвационным шоком этим летом.

Олег Кузьмин:

– Не стоит пока ожидать роста внутреннего спроса, и, соответственно, заметного экономического роста в следующем году. По нашим оценкам, например, в 2016 году потребительский спрос может вырасти примерно на 1 процент, а инвестиционный спрос – чуть более чем на 2 процента. Но после спада в нынешнем году на 7 и 11 процентов соответственно, согласитесь, это весьма слабые результаты.

Тем не менее он вполне может привести к тому, что нынешнее хрупкое дно кризиса окажется двойным, и экономика дополнительно сократится в ближайшие месяцы

​–​ Очередное падение цен на нефть, случившееся в последние месяцы и вызвавшее новую волну девальвации рубля, заставило многих экспертов пересмотреть свои прогнозы относительно перспектив роста экономики России в 2015 году, сделанные еще в конце весны –​ начале лета. Вы тоже их изменили?

Алексей Девятов:

– В конце мая мы опубликовали прогноз, в котором предусматривали спад российской экономики в 2015 году на 3,3 процента и слабый ее рост, на 0,9 процента, в следующем году. Теперь, наверное, прогноз на этот год придется снизить до 4 процентов падения ВВП. А в следующем году, возможно, мы увидим совсем уж слабый рост – в районе 0,5 процента.

Олег Кузьмин:

– Наши прогнозы на 2015 год мы не сильно меняли в течение года. До недавнего падения цен на нефть мы ожидали сокращения ВВП на 3,6 процента. Теперь же наш текущий прогноз на нынешний год предполагает спад на 4 процента. Куда заметнее мы поменяли прогноз на 2016 год. Ранее, ожидая более высоких цен на нефть, мы полагали, что рост может составить около 2 процентов. Но сейчас мы уже не видим возможностей для роста более чем на 1 процент – исходя из того, что цены на нефть могли бы вырасти до 60 долларов за баррель в следующем году. Тогда как при 50 долларах за баррель мы ожидаем крайне слабого роста российской экономики – на 0,2-0,3 процента.

XS
SM
MD
LG