Ссылки для упрощенного доступа

Великий поэт как неизвестный солдат


Ирина Галкова
Ирина Галкова

Директор Музея Международного "Мемориала" Ирина Галкова – об Осипе Мандельштаме, Сталине, сохранении памяти и просветительстве

77 лет назад, 27 декабря 1938 года, во Владивостокском пересыльном пункте Дальстроя скончался Осип Эмильевич Мандельштам. К этой печальной дате на прошлой неделе была приурочена целая серия мероприятий, подготовленных силами Международного "Мемориала" и Мандельштамовского общества. На одном из них – выставке "Осип Мандельштам. Конец пути"– о памятных событиях вокруг годовщины смерти величайшего русского поэта XX рассказала сокуратор экспозиции Ирина Галкова.

Куратор выставки – историк, писатель и литературовед Павел Нерлер (Полян), художник – Петр Пастернак. Кроме того, над ней работали Алена Козлова, Алексей Макаров и Светлана Фадеева.

На выставке представлены материалы из Музея Международного "Мемориала", собрания Мандельштамовского общества, Российского государственного архива литературы и искусства, Центрального архива ФСБ, Архива Магаданского УМВД и других хранилищ, а также из частных коллекций.

В "Стихах о неизвестном солдате" у Мандельштама есть такие строки: "Год рожденья, с гурьбой и гуртом, я шепчу обескровленным ртом..."

"Мы живем, под собою не чуя страны..." Копия автографа из следственного дела, 1934 год
"Мы живем, под собою не чуя страны..." Копия автографа из следственного дела, 1934 год

Мандельштам говорил, что он сам – неизвестный солдат. Точное место его захоронения, как и многих других безвинных жертв, неизвестно.

Вопрос о судьбе близких, исчезнувших в жерновах ГУЛАГа, был мучительнейшим для людей поколения Большого террора. Пройти через эти поиски, пережить испытания и сомнения – чьему свидетельству доверять – пришлось и Надежде Яковлевне Мандельштам. Благодаря ее титаническому труду мы сейчас можем наслаждаться и стихами поэта, которые были способом выживания в эпоху сталинских репрессий.

"Животный страх стучит на машинках, животный страх ведет китайскую правку на листах клозетной бумаги, строчит доносы, бьет по лежачим, требует казни для пленников", – писал Мандельштам в 1930 году.

Из стихов Мандельштама, написанных в заключении, до нас практически ничего не дошло, хотя, по свидетельствам, они были. Сохранились отдельные строчки: "Черная ночь, душный барак, жирные вши...", "река Яузная, Берега кляузные"...

Мандельштам разделил судьбу миллионов

Мандельштам разделил судьбу миллионов, стал той самой "лагерной пылью". И вместе с тем он стал одним из ярчайших символов в истории и культуре ушедшего столетия.

Конец пути Мандельштама, рассказывает Ирина Галкова, сотрудники "Мемориала" восстанавливали, в частности, по эшелонным спискам осужденных, подлежащих отправке в "Севвостлаг" НКВД – сначала во Владивосток, а оттуда на Колыму. Начальником этого эшелона был командир 1-й роты 236-го полка Конвойных войск старший лейтенант Романов. Эти списки теперь представлены на выставке.

Маршруты этих эшелонов охватывали географию всего огромного Советского Союза.

Еще одно ценнейшее свидетельство тех трагических событий, того тернистого пути, для многих, как и для поэта, ставшего последним, – письма, которые писали домой заключенные. На выставке представлены оригиналы, и они создают свою совершенно особую ауру.

По мнению Ирины Галковой, будучи оправленными в определенные даты, они позволят проследить график следования эшелона.

Важны письма не только самого Мандельштама и не только его родственников, но и других людей, которые приблизительно в то же время, осенью 1938 года, ехали в том же эшелоне, а затем

удерживались в том же пересыльном лагере.

Примечательно, что среди них показаны свидетельства человека, который бросал свои записки с поезда, и их подбирали местные жители, а затем отправляли адресатам. Один и тот же человек отправил свои письма даже дважды с разных станций – из Иркутска и Владивостока, – и оба они дошли.

Нашлись и живые свидетели, бывшие попутчики, солагерники. Один из них – учитель физики Константин Евгеньевич Хитров. Его Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях назвала псевдонимом "физик Л.".

Среди документов и фотографий экспонируется и камень из того самого карьера, в котором работал Мандельштам, о чем он упоминает в своих письмах.

– Осип Эмильевич действительно разделил судьбу миллионов. В чем же причина популярности Сталина сегодня, когда столько людей пострадало от репрессий, о чем свидетельствуют в том числе ярчайшие судьбы XX века?

– Мне сложно ответить на вопрос: "Почему?", наверняка у каждого есть своя версия. Я не могу говорить за всех, мне трудно это понять. Я могу только это констатировать и выразить большое сожаление, что это происходит.

Как с этим бороться? Конечно, просветительством, тем, чем занимается "Мемориал". Нам, может быть, очень хотелось бы поговорить в эти мандельштамовские дни и о творчестве Осипа Эмильевича. Но такая выставка накануне начала работу в Литературном музее, а наша основанная тема – это репрессии.

Кроме экспозиции "Осип Мандельштам. Конец пути" в "Мемориале", 26 декабря на доме номер 3 по в Нащокинскому переулку Москвы, где жил и был арестован в мае 1934 года Мандельштам, установлена табличка. Это сделано в рамках мемориального проекта "Последний адрес". Это не специальная форма, изобретенная для Мандельштама, не мемориальная доска, к сожалению, хотя она там тоже могла бы быть. Такие же таблички изготавливаются для всех людей, которые погибли в ходе волны репрессий.

А в день смерти Мандельштама члены "Мемориала" и Мандельштамовского общества уже в третий раз возлагают цветы к Соловецкому камню на Лубянской площади в Москве как дань памяти. Такие встречи на том месте проводились в 1991-м в 2001 годах.

Выставка "Осип Мандельштам. Конец пути" будет работать с 28 декабря, с 11:00 до 19:00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней в офисе Международного "Мемориала". Адрес: Москва, ул. Каретный ряд, д. 5/10. Вход свободный.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG