Ссылки для упрощенного доступа

Сойлент: цифровая еда будущего?


Создатель "Сойлент" Роб Райнхарт со своим продуктом в руках
Создатель "Сойлент" Роб Райнхарт со своим продуктом в руках

Сергей Медведев: Сегодня в студию Радио Свобода будущее приехало в виде порошка под названием «smartfood». Мы хотим поговорить о новой форме еды или, как называют ее некоторые, пост-еды под названием «сойлент». Эта вещь пришла из Америки, но возникла она еще в научно-фантастических романах в 60-70-е годы. Это такая своего рода быстрорастворимая пища, которая потом принимается в виде напитков.

Но зачем я все это рассказываю, когда у нас есть гость - Владимир Фальков, основатель компании «SmartFood», который принес мне на пробу эти порошки? Мы хотим поговорить о том, откуда берется идея быстрорастворимой еды и в какой степени она может поменять наши привычки потребления. Скажите, как вы вообще первый раз об этом услышали?

Я всегда искал сбалансированное питание

Владимир Фальков: Поскольку я веду активный образ жизни, с растворимым питанием я знаком давно — это было в виде спортивного питания в юношеском возрасте. Когда становишься взрослее, спорт уходит на задний план, появляются вопросы, связанные с тем, как вести здоровый образ жизни, особенно в бешеном темпе мегаполиса. Поэтому я всегда искал сбалансированное питание. Были какие-то варианты для себя, мешал, экспериментировал и в какой-то момент стал замечать, что мое окружение, друзья начали этим интересоваться. Увидев, что круг ширится, я подумал, почему бы это хобби не вывести в разряд небольшого стартапа.

Сергей Медведев: Вам давали пробовать американский сойлент?

Владимир Фальков: Мое знакомство с американским сойлентом произошло позднее, до этого я использовал то, что можно купить в спортивных магазинах, плюс были эксперименты с другими ингредиентами, которые используются в питании. Выход в продажу американского сойлента - это где-то май 2014 года. До этого я не знал, что то, что у меня получалось, это категория продуктов сойлент.

Сергей Медведев: Поясню, что это не обязательно одна брендированная вещь, а целая категория продуктов, которая возникает сначала в научно-фантастических романах, а затем появляется американец Роб Рейнхарт, который создает такой растворимый продукт и выводит его на рынок в 2014 году. Изначально то, что он вывел, было сделано на основе зерновых и, по-моему, там было много морских водорослей.

Выход в продажу американского сойлента - это где-то май 2014 года

Владимир Фальков: Нет, морские водоросли — это уже последняя рецептура. Первое — это был рисовый белок. Затем у них были очень большие проблемы с источниками жиров, в первых рецептурах жиры нужно было жевать, что неудобно. Сейчас там есть ингредиенты, которые являются носителями неплохих средних и длинных углеродов. Водоросли — это уже более новая история.

Сергей Медведев: Сейчас, как я понимаю, появился сойлент 2.0. «Сойлент» — это соя и чечевица, белки и углеводы берутся из сои и чечевицы. Сейчас это существует в виде бутылочек, уже готовых растворов?

Владимир Фальков: В данный момент у них две формы — это порошок и уже приготовленная в бутылочках форма.

Сергей Медведев: Давайте посмотрим на социологию этого дела. Это прежде всего, конечно, жители большого города?

Владимир Фальков: Зачастую – да, и те люди, которые интересуются чем-то новым. Сейчас география наших продаж - это практически вся Россия, за исключением Калининграда (почему-то так сложилось). Те люди, которые уже стали нашими любимыми пользователями, делают повторные заказы, это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Белки и углеводы берутся из сои и чечевицы

Сергей Медведев: Это, видимо, занятые городские менеджеры, люди креативных профессий, которые живут в очень быстром ритме, и в течение недели у них нет охоты тратить время на покупку продуктов, походы по магазинам, готовку и мытье посуды.

Владимир Фальков: В общем, да. Они уже осознают, что питание все-таки должно быть сбалансированным.

Сергей Медведев: Понятно, холостяк, холостяцкий образ жизни…А семьи заказывают?

Владимир Фальков: Вы знаете, да. По статистике в Америке 17% людей, которые вовлечены в это сообщество сойлента, — это люди с детьми.

Сергей Медведев: Очень интересную справку написал мне перед эфиром мой добрый знакомый, наш бывший студент, аспирант, сейчас живущий в Америке - он пишет, почему они перешли на сойлент. В Калифорнии сложно найти нормальную еду, для того, чтобы был хороший сбалансированный рацион, приходится раз в неделю объезжать этнические, корейские, кошерные, мусульманские магазины. Вся остальная еда, которая есть в ежедневном обороте, невероятно жирная и нездоровая. В связи с этим они перешли на сойлент.

Владимир Фальков: Сейчас мы получаем все больше и больше информации о том, что все-таки традиционные продукты питания не без изъянов с точки зрения способов выращивания и приготовления. Поэтому, несомненно, дефицит качественных продуктов растет. Люди, которые задумываются о качестве продуктов у себя на столе, испытывают достаточно большие проблемы.

В Калифорнии сложно найти нормальную еду, в связи с этим они перешли на сойлент

Сергей Медведев: То есть вы считаете, что этот продукт более сбалансирован, чем среднестатистическая еда горожанина?

Владимир Фальков: Я в этом уверен. Дело в том, что одно из неформальных названий сойлента — это «цифровая еда»: можно сказать, что в этой еде все посчитано. Это посчитано для среднего нормального российского человека, это баланс, который вы вряд ли найдете в любой другой приготовленной традиционной еде.

Сергей Медведев: Естественно, потому что люди покупают «докторскую» колбасу, пельмени, сосиски, заедают это картошкой, чтобы остаться в традиционной парадигме с полным набитым желудком.

Владимир Фальков: И с ненавистью к себе.

Сергей Медведев: А это сопоставимо по цене? Человек, холостяк хочет поесть, но одно дело - навернуть сосиску с картошкой и запить бутылкой пива, а другое - выпить бутылку сойлента. Что будет дешевле?

Владимир Фальков: Я думаю, с сойлентом будет подешевле.

Сергей Медведев: Если целиком перейти на сойлент, сколько будет стоить дневной набор?

Владимир Фальков: Если взять среднего человека, то порядка 750 рублей в день - это пять порций по 400 калорий. Один прием пищи - порядка 150.

Одно дело - навернуть сосиску с картошкой и запить бутылкой пива, а другое - выпить бутылку сойлента

Сергей Медведев: Сколько стоит американский сойлент?

Владимир Фальков: При условии подписки - около двух долларов один прием пищи.

Сергей Медведев: То есть порядка пяти-шести долларов в день.

Владимир Фальков: Около восьми-девяти долларов.

Сергей Медведев: Это не как диета - если ты употребляешь сойлент, то только сойлент? Можно брать его по необходимости, когда есть возможность, и есть человеческую еду?

Владимир Фальков: Несомненно. Это просто инструмент повседневного питания. Если посмотреть на исследования (это американская статистика, в России, к сожалению, пока нет комьюнити вокруг сойлента), то для 70% потребителей сойлент составляет 25-50% их рациона - это один-два приема пищи в день.

Сергей Медведев: Это не то что какая-то секта - ты просто отказываешься от обычной еды, еду на ходу или бизнес-ланчи заменяешь быстрыми и эффективными приемами?

Владимир Фальков
Владимир Фальков

Владимир Фальков: Именно так. Еда, помимо ее функционального назначения, это еще и общение, это и социум, и вкус. Мы на это не покушаемся. Мы сами вовлечены в это удовольствие.

Сергей Медведев: Есть движение людей, которые готовят местные продукты и используют это как средство коммуникации, социализации.

Владимир Фальков: Некоторые более радикальные пользователи сойлента говорят: подождите, все-таки мы же не пьем алкоголь в одиночку, алкоголь — это социальное потребление. Мы понимаем, что подход к еде у человека будущего такой же: традиционная еда будет как сейчас алкоголь: мы собираемся с друзьями, получаем удовольствие от общения. Но когда я остаюсь сам с собой, я использую рациональное питание. На мой взгляд, это достаточно радикальная концепция, каждый выбирает свой подход.

В жизни постпатриархального общества с распадом семьи люди сочетают периоды общения и одиночество

Сергей Медведев: В этом что-то есть. Все равно в любом случае в жизни современного мегаполиса, в жизни постпатриархального общества с распадом семьи люди сочетают периоды общения и одиночество, и периоды одиночества все больше и больше. В период одиночества может быть акцентирование на том, что ты один себе все покупаешь, готовишь, повязываешь крахмальную салфетку, наливаешь стопку водки и в одиночестве все это ешь. Если у меня в жизни случаются периоды, когда я один и сам себе готовлю, признаюсь, я ем, стоя между плитой и холодильником - по-быстрому, чтобы не акцентировать этот момент.

Владимир Фальков: Я, человек, который большую часть жизни посвящает сойленту, использую его как раз в периоды недлительных поездок - один-два дня командировки. А каждодневно это обед, полдник или завтрак.

Сергей Медведев: А чем разводите?

Владимир Фальков: Водой.

Сергей Медведев: Есть специальный шейкер - так делаются спортивные напитки.

Это не диета — это просто образ жизни

Владимир Фальков: Мы специально делали, чтобы у нас хорошо растворялось - растворяется меньше минуты.

Сергей Медведев: Вкус один и тот же?

Владимир Фальков: Да. Мы специально не добавляли каких-то вкусовых добавок. Специалисты по питанию нас за это журили: вот, это будет скучно… Наши пользователи - достаточно креативные люди, я знаю, что некоторые из них используют сойлент для тех или иных задач: кому-то надо набрать вес, кому-то – наоборот, сбросить.

Мы не говорим, что это диета или еще что-то — это просто образ жизни. В длительные периоды использования действительно иногда становится скучновато с одним и тем же вкусом - тогда добавляют ложку какао-порошка или толокно.

Сергей Медведев: Можно, наверное, порезать фрукты.

Владимир Фальков: Люди используют соки. Один человек написал, что он с удовольствием использует «Кока-Колу Зеро».

Сергей Медведев: Мне пришло в голову: а ведь русский человек и водкой разбавит…

Владимир Фальков: Вот так мы боремся со скукой…

Сергей Медведев: Сколько человек в Америке употребляют сойлент?

За год продаж примерно 50 тысяч пользователей купили сойлент у одной самой раскрученной американской компании

Владимир Фальков: Есть статистика, что за год продаж примерно 50 тысяч пользователей купили сойлент у одной самой раскрученной американской компании. Получается, что порядка ста тысяч.

Сергей Медведев: Это распространяющая вещь, учитывая, что есть очень много европейских аналогов.

Владимир Фальков: В Америке очень большое сообщество любителей сойлента, у них очень развито «сделай сам» - люди делятся рецептами, и тут же можно кликнуть на любой рецепт, перейти в «Амазон» и купить все ингредиенты, соответствующие этому рецепту.

Сергей Медведев: Это подрывает саму идею того, что ты быстро что-то купил и забыл: тут ты опять возвращаешься к идее готовки.

Владимир Фальков: Я согласен. Но некоторые люди, которые хотят сделать это сами, делают это. В России есть проблемы с ингредиентами, и тем не менее…

Сергей Медведев: Что говорят гастроэнтерологи? В процессе эволюции возник человеческий желудок, желудочно-кишечный тракт; пищеварительная система была сделана под твердую пищу. Что будет с зубами, с перистальтикой кишечника?

В Америке очень большое сообщество любителей сойлента

Владимир Фальков: Как и по другим вопросам, люди тут разделяются, в том числе и профессионалы. Некоторые дико ругаются, говорят, что у нас через какое-то количество лет или десятилетий выпадут зубы и так далее. Но если мы это используем как один, два, три, четыре, пять приемов пищи, а не полностью переходим на сойлент, то все эти вопросы отступают на задний план. Здесь вы имеете сбалансированное питание. Если сравнивать то, что мы можем купить на улице, и сойлент, если принимать его один-два раза в день… Здесь аргументы заканчиваются.

Сергей Медведев: Я читал критику различных антропологов, которые говорят, что при этом изменяется генотип, поведение человека, потому что человек «заточен» на добычу еды. Сейчас наши вечерние походы по магазинам — это аналог работы, добычи еды. Неожиданно вынут центральный элемент из человеческой цивилизации.

Владимир Фальков: Очень интересная версия! Все-таки современный человек, наверное, больше занят добычей неких благ, информации. Сложно назвать поход в магазин охотой.

Сергей Медведев: Происходит некоторая трансформация. Человек выглядывает — о, скидка, вот новый вид колбасы, попробуем.

Для вас есть этический компонент в употреблении сойлента? Ведь это позволяет экономить ресурсы земли.

Владимир Фальков: Вы знаете, мы пока не рассказываем об этом своим клиентам, но мы используем в своем продукте животные ингредиенты — это продукты переработки молока. В этом смысле, несомненно…

Наши вечерние походы по магазинам — это аналог работы, добычи еды

Сергей Медведев: Люди с непереносимостью лактозы не могут быть потребителями вашего продукта?

Владимир Фальков: Все-таки у нас изолят, поэтому там минимальное количество лактозы. Но, конечно, мы не рекомендуем, потому что какие-то следы ее есть.

Сергей Медведев: Каковы основные ингредиенты?

Владимир Фальков: Соевый белок, молочный белок, ненасыщенные жиры растительного происхождения.

Сергей Медведев: Типа рапсового масла?

Владимир Фальков: Есть рапсовое масло. Полинасыщенные жирные кислоты омега-3, омега-6, омега-9.

Сергей Медведев: Рыбий жир?

Владимир Фальков: Да, можно так сказать. Практически все минералы и витамины, в которых современный человек испытывает дефицит в повседневном питании.

Наш продукт зарегистрирован как обычный продукт питания

Я наблюдал за одним человеком, американцем, который порядка пяти с половиной месяцев просидел на чистом сойленте. Это один из радикально настроенных членов комьюнити, его наблюдали врачи, делали еженедельные анализы всех жизненно важных показателей. Они у него улучшались - холестерин, уровень сахара. Из субъективных наблюдений - у него улучшилось состояние волос, кожи, ногтей. Вывод: то, чем мы питаемся, не дает нам всего.

Сергей Медведев: Врачи не отмечают никаких негативных последствий? Можно давать сойлент пожилым людям с расстроенными функциями пищеварения, больным людям?

Владимир Фальков: Для отдельных категорий людей - беременные, кормящие женщины, больные люди - это несколько другие группы продуктов, которые должны пройти клинические исследования. Наш продукт зарегистрирован как обычный продукт питания.

Сергей Медведев: А такая категория людей, как спортсмены? Меня как человека, активно занимающегося спортом, этот вопрос очень интересует. Насколько эффективно можно при этом заниматься длительной циклической работой, кататься многие часы на велосипеде, бегать марафоны? Можно ли пробежать марафон, употребляя сойлент?

Владимир Фальков: Я и без сойлента не бегал марафон, поэтому мне достаточно сложно ответить на этот вопрос.

Можно выпить сойлент и в течение получаса начать тренироваться, а если ты плотно поел, то сразу после ужина не побежишь

Сергей Медведев: Начнем хотя бы со спортзала. Мой референт, человек, описавший свою жизнь с сойлентом в течение последнего года, пишет, что у них в спортзале все ходят с бутылочками, и тренировка дается гораздо легче. Можно выпить сойлент и в течение получаса начать тренироваться, а если ты плотно поел, то сразу после ужина не побежишь.

Владимир Фальков: После использования сойлента, во-первых, происходит насыщение, во-вторых, нет последствий переедания или тяжести в желудке. Эта сытость длится до четырех часов, в зависимости от того, сколько ты тратишь энергии. Я думаю, что в этом смысле сойлент перед тренировкой вне конкуренции с обычным питанием в плане ощущения тяжести.

Сергей Медведев: Я в каком-то смысле сам делал свой сойлент: когда доводилось бегать триатлоны длительностью 12, 13, 15 часов, у меня был заготовлен овсяный отвар, в который я добавлял разные соли, смеси калия, кальция, магния. Я думаю, это был аналог сойлента, потому что это отвар зерновой культуры. Сойлент примерно такого же вкуса, как овсяный отвар? Должен сказать, что меня это совершенно фантастически питало.

Владимир Фальков: Длинные углеводы - овсянка, например - дают силы, а соль дает регидрацию. Получается некий функциональный для своих задач сойлент.

Сергей Медведев: То есть это, видимо, вещь, сочетаемая со спортом.

После использования сойлента происходит насыщение и нет последствий переедания или тяжести в желудке

Владимир Фальков: Да, несомненно. Для людей, ведущих активный образ жизни - как один из приемов пищи.

Сергей Медведев: Вы видите за сойлентом будущее еды? Если посмотреть на человеческую цивилизацию: насколько больше людей у нас становится, насколько интенсивна городская жизнь, все в городах, - мы движемся к синтетической еде?

Владимир Фальков: Очевидно, да. Я не думаю, что сойлент полностью заменит твердую пищу, но то, что мы к этому движемся — это да.

Сергей Медведев: Я посмотрел на различные новые заменители еды. В этой программе мы говорили о синтетическом мясе: бургеры из пробирки, которые выращиваются так, что ни одно животное в процессе создания бургера не пострадало. В Финляндии есть заменители. Например, компания «Valio» производит из молока протеиновые гранулы, которые заменяют мясо. Или компания «Paulig», которая делает кофе: она производит также безумно популярный (заказан на год вперед) «рваный овес», высокопротеиновые углеводные кусочки «мяса», сделанные из овса.

Сойлент перед тренировкой вне конкуренции с обычным питанием

Владимир Фальков: Я думаю, нас ждет очень много открытий продуктов мирового океана — это водоросли, например... Появляются достаточно интересные ингредиенты, которые могут перекрыть и очень хорошие жиры, и очень хорошие белки.

Сергей Медведев: Мы выходим на проблемы глобальной цивилизации и устойчивого развития, этичности нашего потребления: как мы можем развиваться как человечество, не убивая других, синтезируя свою собственную еду. Может быть этот напиток, сойлент в данном смысле - один из маленьких шагов к этому блестящему будущему.

XS
SM
MD
LG