Ссылки для упрощенного доступа

Выборы в Волгограде: так выстреливает «карьерная пробка»


Победа кандидата-коммуниста только на первый взгляд кажется неожиданной
Победа кандидата-коммуниста только на первый взгляд кажется неожиданной

Более 32 процентов избирателей, пришедших на выборы волгоградского мэра, отдали свои голоса за депутата областной думы, члена КПРФ Романа Гребенникова. Отчасти подтверждением того, что в Москве победы кандидата-коммуниста не ожидали, можно считать сегодняшнюю публикацию в газете «Известия». Под заголовком «Медведи» взяли Волгоград сообщается: областную столицу возглавит единоросс. Вопреки предсказанию, единоросс Василий Галушкин не только сдал лидерские позиции, но и не поднялся выше третьего места.


Второе место по итогам голосования у бывшего исполняющего обязанности главы Волгограда Роланда Херианова (24 процента), Василий Галушкин набрал 20 процентов голосов. Другие кандидаты набрали меньше 3 процентов голосов избирателей, а из-за отмены графы «против всех» избиратели, стремясь выразить свой протест, разными способами портили бюллетени. Таких бюллетеней оказалось почти 3 процента. Досрочные выборы градоначальника проходили в связи с тем, что бывший глава города Евгений Ищенко в мае прошлого года был арестован по обвинению в превышении служебных полномочий, злоупотреблении ими и незаконном хранении боеприпасов. Спустя полгода Ищенко в зале суда сложил с себя полномочия градоначальника.


Впрочем, многим политологам победа Романа Гребенникова на выборах в мэры Волгограда представляется вполне логичной и весьма предсказуемой. Лишенные возможности выбирать губернаторов, россияне таким образом пытаются протестовать против повсеместного присутствия партии власти, считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Александр Кынев:


- Результат выборов в Волгограде абсолютно закономерен, он абсолютно адекватен тому, как проходила избирательная кампания, на мой взгляд. Все последние 15 лет в регионе были устойчивые симпатии к партиям левопатриотического толка.


- Повлияло ли на исход выборов то, что был снят кандидат «Справедливой России»?


- На самом деле это помогло победить оппозиции, потому что были четыре явных фаворита – Гребенников, Галушкин, и. о. мэра Херианов и господин Михеев. Все они вели очень активную кампанию. Получается, что с одной стороны был один кандидат, представляющий партию власти, а с другой - три претендента, настроенные на левоцентристский электорат. Понятное дело, что если бы, допустим, Михеев остался, то разделение оппозиционных голосов было бы выше. На мой взгляд, пример Волгограда говорит о том, что «Единая Россия» порой занимается зачисткой политического поля, абсолютно не думая о политических последствиях. Если бы Михеев остался, то у Галушкина тогда шансов было бы больше, потому что часть голосов Гребенникова и часть голосов Херианову ушла бы как раз к Михееву: голоса Михеева ни в коем случае не могли уйти к Галушкину. Избиратели в конце концов определились между Гребенниковым и Хериановым. В результате Гребенников победил с довольно существенным отрывом.


- Можно ли назвать то, что сейчас произошло в Волгограде, зарождающейся в чем-то тенденцией?


- Да. Можно вспомнить выборы мэра Орла, где победил молодой предприниматель Касьянов, поддержанный коммунистами. Можно вспомнить выборы в Мегионе (Ханты-Мансийский автономный округ), где тоже победил молодой предприниматель Кузьмин. Можно вспомнить выборы мэра Самары, когда люди демонстративно проголосовали за, может быть, не очень молодого, но, тем не менее, символизирующего перемены Тархова. Если мы посмотрим результаты выборов по одномандатным округам в регионах, если мы посмотрим выборы местного самоуправления, мы увидим, что налицо постепенное и все более усиливающее обновление региональных элит. Выросло и приходит в политику новое поколение, те, кому 30-35 лет. Очевидно одно: за эти годы, когда через отмену выборности губернаторов в регионах фактически возникла карьерная пробка, когда элита перестала обновляться, а при этом новая элита подрастает, все более усиливается конфликт старой и новой элит. В результате мы видим, как в ходе таких символических противостояний, как в Волгограде, побеждают именно представители новой элиты. Вывод очень простой: люди хотят, чтобы что-то менялось, люди устали от этой круговой поруки, от сменяющих друг друга чиновников, они хотят нормальной, свободной конкуренции. Именно поэтому они скорее сегодня на стороне новых, чем старых элит.


XS
SM
MD
LG