Ссылки для упрощенного доступа

Саммит в Брно: по-домашнему, с женами и дочерьми


Чешский президент Вацлав Клаус (справа) показал своих коллег толпе из шести тысяч жителей Брно
Чешский президент Вацлав Клаус (справа) показал своих коллег толпе из шести тысяч жителей Брно

Среди международных проблем, обсуждаемых на саммите глав государств Центральной и Восточной Европы в чешском городе Брно, основное внимание уделено планам США разместить в Польше и Чехии элементы системы ПРО, а также проблеме будущего статуса Косово. В саммите участвуют президенты Австрии, Венгрии, Польши, Словакии, Чехии и большинства балканских стран. Президент Украины Виктор Ющенко отказался от участия во встрече в связи со сложной политической ситуацией в своей стране.


Хозяин встречи центральноевропейских лидеров чешский президент Вацлав Клаус попытался расширить географию гостей саммита. В Брно были приглашены президенты Грузии и Турции. Однако турецкий лидер приглашением не воспользовался. Не приехал и президент Греции. Часть государств, представленных на встрече, являются членами Евросоюза. У других, как, например у Боснии и Македонии – хорошие шансы присоединиться к ЕС. Встреча в Брно – хороший случай убедить президентов других центральноевропейских стран пролоббировать их интересы в Брюсселе.


У сербского президента еще один резон участвовать в этой встрече. Косово сейчас представляет проблему для Европейского Союза в целом и для Центральной Европы тоже, поскольку эта часть Сербии географически ближе к Центральной Европе. Центральноевропейский саммит представляет собой любопытную платформу для дискуссий, однако у нее нет конкретной программы.


10 лет назад, когда центральноевропейские лидеры только начинали проводить подобные встречи, участников саммита было всего пять. Теперь их 16. Президенты приезжают, что называется, налегке, неформально. Некоторые из них привозят жен. Албанский президент на этот раз привез в Брно свою дочь. У каждого из лидеров разная судьба. Некоторые из них - бывшие коммунисты (как болгарский президент Георгий Пырванов), другие - бывшие диссиденты (как Лех Качинский из Польши или Борис Тадич из Сербии).


Некоторые российские политологи определяют уровень отношений между главами государств, основываясь на их личных отношениях. К возможности делать государственные дела, основываясь на личной дружбе, можно относиться скептически, но нельзя не согласиться, что в среде европейских лидеров этот принцип отчасти работает. Теплые отношения сложились между президентом Чехии Клаусом и нынешним президентом Польши Качинским. Если бы они не были президентами, судьба, возможно, и не свела бы их за одним столом. Но в данном случае они имеют возможность, используя любимое выражение Джорджа Буша, посмотреть друг другу в глаза и найти в собеседнике нечто позитивное.


Если говорить об итогах подобных встреч, то на подписание каких-либо серьезных документы в такой весьма разношерстной компании рассчитывать не приходится. Президенты и не собираются ничего подписывать. Они плотно и вкусно поужинают вечером в крепости Шпильберг над городом Брно. Они уже встретились с горожанами – встречать их пришли около 6 тысяч человек. Они прошлись по красному ковру. В общем, программа встречи, можно сказать, полностью выполнена. Это в буквальном смысле неформальная встреча.. Если же говорить о хозяине такого саммита, то для него это удобный случай повысить собственный престиж и укрепить имидж внутри страны.


XS
SM
MD
LG