Ссылки для упрощенного доступа

Суд над мятежниками Нальчика: «Кабардино-Балкария может последовать за Ингушетией»


У трупа повстанца 14 октября 2005
У трупа повстанца 14 октября 2005


В Верховном суде Кабардино-Балкарии продолжается отбор присяжных по делу о вооруженном выступлении в Нальчике 13 октября 2005 года. По мнению экспертов, кулуарное рассмотрение это дела может привести к повторному обострению ситуации в республике.


Кабардино-Балкарию долгое время называли «островком стабильности» в неспокойном регионе. В 2005 году в Нальчике даже собирались организовать конференцию, посвященную «уникальному опыту» республики. «Хорошо, что не провели, - отмечает член совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.- Произошедшее там стало загадкой. [Анна] Политковская еще в 2005 году сформулировала, что мы ничего не знаем о северокавказских исламских сообществах, о том подполье, которое там выступило. Нашелся человек, который с большим тщанием сделал некоторое исследование». К трехлетней годовщине событий 13-14 октября Международный правозащитный центр «Мемориал» на минувшей неделе представил доклад о том, что привело к той трагедии.


Группировка исламских радикалов насчитывала около 200 человек. Нападению подверглись многие силовые структуры республики. По официальным данным, в ходе двухдневных боев погибли 97 исламистов, 35 сотрудников правоохранительных органов и 14 мирных граждан.


Автор доклада Александр Жуков отмечает, что в правозащитном сообществе укоренилось мнение, что причиной трагедии стали репрессии в отношении неподконтрольной властям части уммы (т.н кабардино-балкарского джамаата). Что на самом деле представляло собой это объединение, и составило предмет расследования: «Мы рассматриваем в первой части работы религиозные убеждения, духовные истоки джамаата. Даем характеристику внутриобщинных отношений, порядков, сложившихся в этом закрытом мусульманском сообществе. Значительная часть работы посвящена проблеме власти внутри джамаата, отношений по линии амир (лидер) – подчиненный».


Авторы исследования приходят к выводу, что сваливать вину за случившееся только на силовиков неправомерно, и эскалация насилия внутри джамаата (лидеры которого не скрывали связей с мусульманскими радикалами Чечни и Дагестана) происходила даже независимо от репрессивных действий.


По подозрению в причастности к вооруженному нападению задержано около двух тысяч человек, более 20 жителей республики объявлены в розыск. В настоящее время следствие завершено, на скамье подсудимых находятся 57 человек.


По мнению возглавляющего «Мемориал» Олега Орлова, если суд не сможет или не захочет открыть всю картину случившегося, Кабардино-Балкария может последовать за Ингушетией, где «протестные настроения выливаются в скрытую поддержку вооруженного подполья, почему маленькая республика, наводненная диким количеством силовиков, все равно является самой горячей точкой. Этому способствует недоверие народа и власти. У населения нет никакой надежды в законном порядке отстаивать свои права».


Руководитель Общественного информационного центра национальной политики Тимур Музаев полагает, что события в Нальчике отражают общую динамику развития ситуации в регионе: «Сначала вроде бы самая лояльная и спокойная из северокавказских республик, Кабардино-Балкария вдруг была поражена неожиданным выступлением молодых людей и перестрелками в центре столицы. Это свидетельствует о том, что спокойствие и умиротворение на Северном Кавказе скорее поверхностное. Процессы не контролируются властью. В ряде случаев мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда власть даже не знает о процессах, идущих внутри республик. Поэтому наверх, в Ростов-на-Дону и в Москву идут отчеты о том, что все спокойно. На самом деле зреют такие события, которые являются сюрпризом для самих властей».


XS
SM
MD
LG