Ссылки для упрощенного доступа

Голландия - последнее прибежище антифашиста


Нападение на химкинскую администрацию в июне 2010 года
Нападение на химкинскую администрацию в июне 2010 года
28 июля стало известно об освобождении на Украине арестованного здесь минувшей весной по требованию России антифашиста Дениса Солопова. Его подозревают на родине в участии в нападении в июле 2010 года на администрацию подмосковных Химок. Вчера Солопов вылетел из Киева в Амстердам, где власти Голландии предоставили ему статус беженца.

Объявленный Россией в международный розыск Денис Солопов был задержан сотрудниками украинской милиции 2 марта. Это произошло у здания Киевской миграционной службы, после того как ее сотрудники отказались принять у российского гражданина заявление с просьбой о политическом убежище на Украине. В начале апреля Шевченковский районный суда Киева приговорил российского антифашиста к содержанию под стражей до решения генеральной прокуратурой Украины вопроса о его возможной депортации в Россию. Тогда же агентство ООН по правам беженцев заявило, что в случае экстрадиция Солопова в Российскую Федерацию Украина нарушит взятые на себя международные обязательства. Говорит советник по вопросам общественной информации украинского офиса Управления верховного комиссара по делам беженцев ООН Максим Буткевич:

– Наша организация – агентство ООН по правам беженцев – рассматривала обстоятельства его дела и признала его беженцем в соответствии со своим мандатом и международными правовыми документами, которые касаются беженцев. После этого решение было подтверждено одной из третьих стран, которые принимают у себя беженцев. И то, что ему был предоставлен статус беженца в этой третьей стране, насколько нам известно, генпрокуратура Украины сочла достаточным основанием, чтобы в соответствии с международными конвенциями, регулирующими экстрадицию и защиту беженцев, отказать Российской Федерации в экстрадиции Дениса Солопова и освободить его из-под стражи.

Две недели назад защитник Химкинского леса художник Денис Солопов вышел на свободу. Так как он по-прежнему находится в розыске по линии Интерпола, ООН выдала ему особые документы для пересечения границы, и 27 июля Денис вылетел из Украины в Голландию. В ситуации с Денисом Солоповым украинские власти руководствовались действующим законодательством, говорит координатор проекта "Без границ" организации Центр социальное действие Ирина Федорович:

– В прошлом году Украина внесла изменения в ту часть уголовного кодекса, которая касается экстрадиции. Теперь этот процесс очень четко регламентирован. Кроме того, благодаря решениям Европейского суда в Украине сформировалась достаточно большая практика решений относительно беженцев. До принятия закона об экстрадиции было куда сложнее работать, потому что этот процесс регламентировался только двусторонними соглашениями и Минской конвенцией, и у украинских властей были развязаны руки. Теперь появился национальный закон, который предписывает, как действовать в каждой конкретной ситуации. Кроме того, в некоторых решениях Европейский суд указал Украине на ее ошибки, что вкупе со всем остальным, я думаю, оказало достаточно большое влияние на деятельность прокуратуры.

Сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров не усматривает политической подоплеки в деле Солопова. По словам правозащитника, за неделю до освобождения Дениса Солопова, из одесского СИЗО отпустили российского оппозиционера, активиста Национал-большевистской партии Алексея Макарова:

– В обоих случаях Управление верховного комиссара по правам беженцев ООН нашло для молодых людей, признанных беженцами, третью страну, которая согласилась их принять. Алексей Макаров был принят в Швеции, Денис Солопов – в Голландии. Оба они были освобождены буквально накануне экстрадиционного ареста. Дело в том, что Украина не хочет нарушать свои обязательства по международным договорам, в частности, по Конвенции о правах беженцев. Поэтому она их освободила из-под стражи, и они уехали в те страны, которые их приняли.

После оранжевой революции на Украине предоставили политическое убежище более 130 российским гражданам, в их числе бизнесмены, журналисты и партийные активисты. Однако после смены власти получить убежище на Украине удалось лишь нескольким иностранцам.

– В нашей стране, к сожалению, статус беженца дают неохотно даже в тех очевидных случаях, когда его надо предоставлять. И когда отказывают в статусе беженца, то те, кому отказали, действительно находятся под угрозой экстрадиции в те страны, откуда они бежали и где требуют их выдачи. То есть на самом деле Украина не является безопасной страной для иностранцев, которые ищут в ней убежища, – говорит Евгений Захаров.
XS
SM
MD
LG