Ссылки для упрощенного доступа

Сколько в России наркоманов?


Участница демонстрации за легализацию марихуаны
Участница демонстрации за легализацию марихуаны
Правительство России сообщило, что около 8,5 миллиона жителей страны употребляют наркотики и психотропные вещества в немедицинских целях, и пообещало выделить из бюджета средства на поддержку некоммерческих центров, занимающихся реабилитацией и ресоциализацией наркозависимых. В Минздраве эту идею поддержали, оговорившись, что претендующие на господдержку организации должны пройти лицензирование. В реабилитационных центрах опасаются излишнего вмешательства чиновников в деятельность некоммерческих организаций, помогающих наркозависимым.

8 с половиной миллионов человек – почти 7 процентов населения России, включая младенцев, – именно столько жителей страны, по подсчетам ФСКН, употребляет наркотики и психотропные вещества. На эти данные опирается правительство, подготовившее постановление, согласно которому в ближайшее время в России будет создана система государственной поддержки некоммерческих организаций, занимающихся реабилитацией наркоманов.

Главный нарколог Минздрава России Евгений Брюн подверг сомнению эти цифры, заявив в интервью Радио Свобода, что число больных наркоманией значительно ниже. "Официальная статистика показывает 630 тысяч зарегистрированных наркоманов, – отметил он, – даже если учитывать латентный характер заболевания и статпогрешность, число наркозависимых в России не превышает полутора миллионов человек. Все остальное – глупости", – заявил Евгений Брюн. По его словам, сама по себе идея участия государства в финансировании центров реабилитации наркоманов замечательна, однако то, каким образом она будет реализована, вызывает сомнения. "Здесь присутствует колоссальная коррупционная составляющая", – сказал главный нарколог России, отказавшийся, впрочем, пояснить, что именно он имеет в виду.
Так откуда взялись эти 8 с половиной миллионов?

"8 миллионов – это не количество наркобольных, которые стоят на учете в диспансерах, их как раз столько, сколько называл главный нарколог – порядка 600 тысяч. 8 миллионов – это не больные наркоманией с точки зрения диагноза, это те, кто регулярно или эпизодически (а эпизодически, может быть, и два раза в год) употреблял наркотики, – поясняет президент Национальной ассоциации реабилитационных центров Юрий Крупнов. – Насколько я понимаю, логика заключается в следующем. Когда мы говорим уже о больных или даже тяжело пораженных больных, то мы, по сути, начинаем работать с итогом, в том числе со всеми негативными моментами, связанными с этим, и в каком-то плане смотрим на всех остальных, кто начинает эпизодически употреблять, как на практически несуществующую категорию для отчетности и для учета. А это неправильно, потому что мы должны основное внимание направлять на наркопотребителей, которые еще не стали хроническими наркобольными. Поэтому акцент и фокус действий государства должен смещаться именно в сторону тех, кто пока эпизодически употребляет, и уже с ними надо проводить если не долгосрочные реабилитационные программы, то амбулаторные, временные, втягивание в позитивные процессы, трудовую деятельность и так далее. Поэтому это просто принципиально другой подход".

По словам Юрия Крупнова, сегодня через некоммерческие реабилитационные центры проходит около 20 тысяч наркопотребителей в год, но для того, чтобы всерьез уменьшить число наркоманов, требуется, чтобы пропускная способность этих центров выросла в 7-10 раз, и без государственной поддержки это невозможно.

"Речь идет не о том, что будут давать какие-то деньги, чемоданами носить и раздавать, кому-то давать, кому-то нет. Предлагаются несколько совершенно разных механизмов, – говорит Юрий Крупнов, – во-первых, это механизм базовый: сертификаты на реабилитацию для конкретного наркопотребителя, направляемого на реабилитацию. Государство могло бы давать сертификаты на суммы от 10 до 20 тысяч рублей в месяц для центра, который готов принимать гражданина на реабилитацию. Второй механизм – это непрямое финансирование: общая инфраструктурная, кадровая, научно-методическая поддержка, когда государство организует такие сервисы и инфраструктуру. Третий механизм – грантовая поддержка на осуществление той или иной части в обширной реабилитационной деятельности. Вот как раз 12 сентября принято постановление Правительства, которым к другим организациями гражданского общества впервые добавлены организации, осуществляющие профилактику наркомании, а также реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей. И наконец, четвертый момент финансирования – это все-таки не государственный, а связанный с участием самих реабилитируемых и их семей: различного рода благотворительным фондам государство может помогать. Соответственно, обязательным условием для того, чтобы данные системы финансирования, механизмы финансирования могли реализовываться, является прежде всего декларация своей деятельности, максимальная открытость, для того чтобы можно было проверять соответствие стандартам. Здесь по госпрограмме "Комплексная реабилитация", которая в настоящее время подготовлена, согласована с ведомствами и готовится к утверждению на уровне указа президента РФ, как раз в 2014 году предстоит разработать систему критериев, а по сути, федеральный национальный стандарт, который и будет показывать, соответственно, качество и квалификацию реабилитационных программ.

По словам президента благотворительного фонда помощи и поддержки в комплексном решении проблем наркомании и алкоголизма "Содействие" Александра Бысова, в реабилитационных центрах, работающих с наркозависимыми, государственной поддержке рады. Здесь, правда, опасаются излишнего вмешательства чиновников в деятельность центров, бесконечных проверок и чрезмерного контроля.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG