24 июля 2016

    Главные разделы / Культура

    "Моя Россия" против войны

    Концерт оркестра "Кремерата Балтика" и Гидона Кремера в Дрездене, посвященный событиям на Украине

    Гидон Кремер
    Гидон Кремер

    В четверг, 18 сентября, в германском городе Дрезден в Земпер-опере прошел концерт "Моя Россия" выдающегося скрипача Гидона Кремера и руководимого им камерного оркестра "Кремерата Балтика". Программа концерта была заменена в связи с событиям на Украине, а в середине концерта состоялась беседа Гидона Кремера и композитора Леонида Десятникова о ситуации в России.

    Программа концерта построена на теме, обыгрывающей звучащие по-английски похожие названия "Времена года" и "Русские сезоны" – The Seasons / Russian seasons – и составлена из произведений Софьи Губайдулиной ("Рефлексии на тему B-A-C-H" – названия нот латинскими буквами образуют фамилию Бах) , Леонида Десятникова "Русские сезоны" (для скрипки и голоса с камерным оркестром, солисты Гидон Кремер и Олеся Петрова), Мечислава Вайнберга (вторая камерная симфония для струнных и ударных инструментов), и вариаций (дайджеста) композитора Александра Раскатова на темы фортепианного цикла "Времена года" Чайковского.

    Художественный руководитель оркестра "Кремерата Балтика" так объяснил свое решение в специально написанном тексте, который Радио Свобода предлагает в авторизованном переводе с английского:

    Я не могу оставаться безразличным к драматическим событиям, связанным с Россией и Украиной, которые очень напоминают ситуацию в Европе накануне Второй мировой войны

    "К концерту "Моя Россия"

    Я решил по целому ряду причин заменить запланированный нами спектакль-концерт "Все о Гидоне" в Земпер-опере, который должен был быть частью цикла моих концертов этого сезона в качестве "Капелле-виртуоза" в Дрезденской государственной капелле.

    Во-первых, я не могу оставаться безразличным к драматическим событиям, связанным с Россией и Украиной, которые очень напоминают ситуацию в Европе накануне Второй мировой войны.

    Во-вторых, хотя у меня нет ни малейшего намерения становиться политиком, – я чувствую себя обязанным, как артист, как музыкант, выражать свои переживания посредством музыки.

    Будучи крайне обеспокоен степенью инертности, с которой реагируют на нынешние трагические события большинство людей, облеченных властью и влиянием, я должен сказать и о собственном чувстве беспомощности. Тем не менее, я слежу за событиями ежедневно, и мне все больше кажется, что тут действуют и "темные" силы.

    Не знаю, что хуже – имперские амбиции политиков или тот факт, что большинство людей в сегодняшней России склонны пассивно относиться к промыванию мозгов и поддаются манипуляции?

    Не знаю, что хуже – имперские амбиции политиков или тот факт, что большинство людей в сегодняшней России склонны пассивно относиться к промыванию мозгов и поддаются манипуляции СМИ?

    В то же время – не подвергаются ли искренние устремления идеалистов-украинцев влиянию тех кругов, для кого политические и финансовые маневры важнее истины?

    Не правда ли и то, что у народов Запада прагматические и защитные механизмы свелись к жестким словам и гипотетическим действиям при продолжающейся "игре в шахматы с тигром"? В попытке найти компромисс они, пользуясь "красивыми словами", руководствуются в первую очередь экономическими соображениями и концентрируются на своих эгоистических интересах.

    Позвольте же мне и руководимому мною коллективу "Кремерата Балтика" "говорить" Музыкой. Это единственный язык, который я хоть в какой-то степени понимаю. Когда я выбирал программу для концерта, я остановился на произведениях, посвященных нам и мне моими близкими друзьями – современными российскими композиторами Софьей Губайдулиной, Леонидом Десятниковым и Александром Раскатовым. Еще одно произведение в нашей программе – Вторая камерная симфония Мечислава  Вайнберга – выдающегося автора, чьи работы до сих пор недооценены в мире и даже, как ни  странно, в России. Мечислав Вайнберг достоин, подобно своим "предшественникам" (будь то Чайковский, Мусоргский, Стравинский и Прокофьев), стать еще одним русским "классикoм". Его огромное и бесценное наследство еще предстоит открыть. Как это присуще всем Великим, чьи звуки основаны на глубоких эмоциях и "пережитом", Вайнберг, подобно своему близкому другу и выдающемуся композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, своими партитурами "пробуждает" всех, кому дорог поиск извечных человеческих ценностей. Наш концерт в Дрездене, кстати, состоится накануне уже традиционных "Дней Шостаковича в Горише (Германия)", в которых наш оркестр также примет участие.

    Вся исполняемая в Дрездене в этом особом концерте музыка принадлежит тому, что я могу назвать – будучи по крови латышом/немцем/шведом/евреем, но говорящим по-русски большую часть своей жизни – "моей Россией", принадлежит той культурной традиции в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, которая всегда сопровождает меня с тех лет, когда я был студентом великого Давида Ойстраха в стенах Московской консерватории имени Петра Ильича Чайковского.

    Для меня очевидно, что никакое выступление не может быть воспринято, если артисты позволят себе играть фальшиво или мимо текста. Наша профессиональная обязанность – стремиться через музыку к лучшему миру, расширять горизонты воображения слушателей и хранить идеалы и простоту. Я знаю – современный мир искусства полон "звезд", главный мотив которых – слава и успех. Но все же давайте придерживаться иных ценностей и будем считать себя на службе у партитур и вечности.

    Мне не понять тех моих коллег, кто поддерживает сильных мира сего, становясь их "союзниками". Безусловно, как частные лица они имеют право делать свой выбор. Но как артисты – не должны ли они отстаивать прежде всего правду?

    Контраст сегодняшнего дня: мы являемся свидетелями громогласных речей и режущих слух звуков политики. Хочется признаться: они меня отталкивают. "Оркестровка" этого враждебного диалога противоположных сторон – суть ложь и манипуляции, материальные и политические интересы, одним словом – борьба за влияние. Печально, что и некоторые известнейшие артисты принимают участие в этих "играх".

    Мне не понять тех моих коллег, кто поддерживает сильных мира сего, становясь их "союзниками". Они (не буду упоминать имен) называют это "патриотизмом". Безусловно, как частные лица они имеют право делать свой выбор. Но как артисты – не должны ли они, распространяя позитивную энергию, отстаивать прежде всего правду?

    Для меня подлинная преданность стране или слушателям в том, чтобы служить духовным ценностям и не становиться "куклами" тех политиков, которые, делая громкие и ложные заявления, излагают могущественные доктрины, но при этом совершенно безразличны к человеческим страданиям и трагедиям. Лелея культурные традиции российского прошлого, я хочу напомнить нашей аудитории о других ценностях, ассоциируемых с Россией.

    Мы не должны игнорировать то, что – когда голоса и слова решающих судьбы других людей звучат на языке террора и убийств – гуманистические ценности оказываются в опасности. В явном контрасте с ними музыка и искусство обладают возможностью распространять доброту и понимание. И в свете нынешней ситуации становится все большей необходимостью сосредоточиться именно на этих ценностях.

    Убийцы и лжецы должны быть рано или поздно разоблачены и осуждены

    Я знаю, что наш концерт не изменит мировой порядок и вряд ли будет услышан воюющими и переговаривающимися сторонами. И все же я чувствую необходимость выразить свою тревогу и беспокойство за тех, кто находится в нужде, не важно, где они – на Украине или в России.

    Мы ВСЕ причастны к происходящему ужасу, особенно когда игнорируем тех, кто страдает. На каждом лежит личная ответственность. И у каждого есть выбор – быть БЕЗРАЗЛИЧНЫМ и молчащим или найти способ высказаться

    Убийцы и лжецы должны быть рано или поздно разоблачены и осуждены. Но нет никакой надежды на то, что мы когда-либо достигнем лучшего мира, если попросту будем обвинять друг друга, искать комфорта и дистанции от конфликтов целых наций. Вольно или невольно, мы ВСЕ причастны к происходящему ужасу, особенно когда игнорируем тех, кто страдает. На каждом лежит личная ответственность. И у каждого есть выбор – быть БЕЗРАЗЛИЧНЫМ и молчащим или найти способ высказаться.

    Мы – артисты, люди культуры – должны оставаться миротворцами. Наше же единственное "оружие" – Музыка. Пусть она будет инструментом совести и самосознания. Я горжусь "Кремератой Балтика" – группой талантливых музыкантов из независимых стран Балтии, с которыми я много лет разделяю общие ценности. Я надеюсь, что найдутся те люди, на "радарах" которых наше послание будет замечено и которые почувствуют его позитивный импульс".

    "Россия – страна плохо регулируемого хаоса"

    Леонид ДесятниковЛеонид Десятников
    x
    Леонид Десятников
    Леонид Десятников

    Композитор Леонид Десятников, который будет во время концерта в Дрездене беседовать с Гидоном Кремером и публикой, замечает, что совмещение искусства и политики – довольно обычная вещь:

    – Искусство, и музыка в частности, – как политическое высказывание, как некий политический жест – это имеет довольно давнюю традицию. Музыка может быть воспринимаема как политическое высказывание, необязательно это заложено изначально в каком-то музыкальном произведении. В данном случае, конечно, имеет место совершенно сознательный и, вероятно, политический жест.

    – Что вы собираетесь говорить аудитории? У вас есть какой-то месседж именно для аудитории, которая соберется?

    – У меня нет никакого месседжа. Насколько я знаю, предполагается беседа со слушателями. Я, скорее всего, буду в этом участвовать, потому что буду в Дрездене на этом концерте. Вероятно, в этой беседе примет участие композитор София Губайдуллина. Но я сам не приготовил никакого специального заявления; думаю, что охотно отвечу на вопросы слушателей, будут ли они касаться концертной программы или каких-то политических событий. Но у меня самого нет потребности какого-то специального изъявления своих чувств по поводу вышеозначенных событий. У меня нет потребности к самовыражению вообще, в том числе и в политическом смысле.

    Меня приводит это в ужас, содрогание, все это отвратительно, непонятно, не поддается рациональному измерению

    – Вы собираетесь, если вам зададут вопрос о вашем отношении к конфликту, к тому, что делает Россия, высказывать свое мнение?

    – Да, я в соответствии со своим складом характера и темпераментом стараюсь отвечать на прямо поставленные вопросы. Но я просто не говорю ни о чем, пока меня не спросят.

    – Прямой вопрос: каково ваше отношение к происходящему между Россией и Украиной?

    – Прямой ответ будет примерно таков: меня приводит это в ужас, содрогание, все это отвратительно, непонятно, не поддается рациональному измерению и так далее. Все это ужасно.

    Я могу встретить человека, который подписал пресловутое письмо в поддержку Крыма. Я должен быть к нему снисходителен, я должен, наверное, думать о том, что у него были какие-то существенные причины, которые заставили подписать его это письмо

    – В письме Гидона Кремера уделяется немало места соображениям по поводу людей искусства, которые в той или иной степени позволяют политикам манипулировать собой. Можно предположить, что речь идет и о тех деятелях искусств, которые поддержали политику Владимира Путина в Крыму. Какова должна быть позиция человека искусства во времена подобных конфликтов, должен ли человек искусства вовлекаться в эти конфликты?

    – На этот вопрос ответить не так уж просто. Есть некое музыкальное профессиональное сообщество, некая инфраструктура, довольно большое количество людей связано друг с другом профессионально. А даже если в какой-то конкретный момент эти люди не связаны друг с другом, они, по крайней мере, знакомы, существуют какие-то приятельские или полуприятельские отношения. Я могу войти в поезд "Сапсан", который соединяет Петербург и Москву, и встретить там человека, которого знаю много лет и который подписал пресловутое письмо в поддержку Крыма. В этой ситуации я машинально подаю ему руку. Я должен быть к нему снисходителен, я должен, наверное, думать о том, что у него были какие-то существенные причины, которые заставили его подписать это письмо. Может быть, в этом есть какая-то доля презрения, я не знаю. Но в принципе я не могу себе представить, чтобы в этом поезде, который едет из Москвы в Санкт-Петербург, раздавались время от времени пощечины или вызовы на дуэль. Просто реальная жизнь более компромиссна, чем та идеальная жизнь или идеальные, какие-то вымышленные диалоги, которые разворачиваются на страницах газет или на сайтах. Есть какие-то звезды, люди, которые руководят большими коллективами, оркестрами или театрами, они вынуждены подписывать официозные документы, потому что они несут ответственность за выживание и процветание нескольких сот людей, которые находятся под их начальством. Наверное, они, по крайней мере, успокаивают себя такого рода соображениями. Моя судьба счастливо складывается таким образом, что по своей профессии я индивидуалист, "надомник", я не связан в такой степени с людьми, не несу ответственности за других людей, поэтому передо мной просто нет этой проблемы. Я могу игнорировать кого-то легко, потому что это никак не задевает мои профессиональные интересы и мои материально-денежные интересы. И есть люди, которые просто в силу своей профессии – они работают в оркестре или в театре – вынуждены идти на какой-то компромисс.

    Я не знаю, надо бояться, не надо бояться. Россия – страна плохо регулируемого хаоса, там нет системы, нет структуры, она плохо структурирована. Поэтому на всякий случай бояться надо всем

    – Или, скажем, многие люди занимаются гуманитарной деятельностью, благотворительной деятельностью, и они, вероятно, не видят другого способа сохранить возможность этим заниматься, кроме как подписывать такие письма, и можно предположить, что подписи некоторых из них появляются без их ведома. Мы по советским временам помним, как работает механизм таких писем. Однако, даже при том, что вы, как вы говорите, индивидуалист, "надомник", не опасаетесь ли вы, что российские власти, которые проводят достаточно жесткую внутреннюю политику, могут доставить неприятности и тем людям, которые вроде бы не находятся в прямой зависимости от них. Скажем, писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) говорит о том, что он будет больше времени проводить за пределами страны, хотя он писатель, ему никакая инфраструктура не нужна. Не опасаетесь ли вы, что и вас это коснется?

    – Да, с одной стороны опасаюсь. Дело в том, что в этом нет никакой системы. Это плохо регулируемый хаос, это может коснуться меня, может коснуться какого-то другого человека, который вполне лоялен, допустим. Это то, что называется в музыке алеаторикой – случайный выбор. Хотя может быть в связи с тем, что вы мне сказали про Акунина – это неправильно, но просто на этом месте может оказаться человек, который не столь радикально критикует существующие порядки, как Акунин. Поэтому я не знаю – надо бояться, не надо бояться. Россия – страна плохо регулируемого хаоса, там нет системы, нет структуры, она плохо структурирована. Поэтому на всякий случай бояться надо всем. Я очень хорошо понимаю это заявление Григория Шалвовича, потому что есть некое чувство омерзения, которое сопровождает тебя почти круглосуточно, особенно если ты не в состоянии отключиться от интернета. Если есть возможность от этого отключиться и переехать в другое место – это замечательно, конечно. Просто у меня нет такой возможности.

    Побеждает скорее бизнес, чем мораль

    – Последние месяцы мы были свидетелями тому, как на Западе артисты, которые подписывали письмо в поддержку российской политики в отношении Крыма, столкнулись с небольшими акциями протеста во время своих концертов. Насколько подобное может помешать профессиональной деятельности музыкантов?

    – Создает некоторые проблемы, как вы уже сказали. Скажем, проблемы, которые были у Валерия Гергиева в Мюнхене в связи с назначением его на высокий пост в тамошней филармонии. Но в конечном счете, кажется, побеждает скорее бизнес, чем мораль, насколько я знаю эту ситуацию. В конечном счете главную роль играют какие-то предварительные договоренности, финансовая составляющая. В конечном счете Европа прогибается. Это то, что относится к сфере культуры. В частности, мейнстрима музыкального академического. Я думаю, что здесь никаких изменений существенных не произойдет. Печально, что так.

    Надо разделять, наверное, художника и гражданина

    – В конечном итоге, что важнее – искусство или политические высказывания? Будет ли накладывать на превосходного пианиста, скрипача, деятеля искусств отпечаток то, что он подписал письмо за или письмо против или остался в стороне? Насколько это важно по высокому гамбургскому счету?

    – Это очень сложный вопрос. Я сейчас вернусь на несколько десятков лет назад, когда был ужасный Советский Союз. Дмитрий Шостакович поехал с делегацией советских музыкантов в Америку – это было самое начало оттепели, а может, я путаю, может быть, это было и при Сталине. Был некий конгресс музыкальный, на котором композитор Николас Набоков, двоюродный брат писателя (композитор он был не вполне, но очень известный культуртрегер и общественный деятель), задал Шостаковичу какой-то весьма провокационный вопрос по поводу политики Советского Союза. Шостакович, будучи пленником и заложником этой ситуации, вынужден был ответить в совершенно просоветском ключе на его вопрос. Легко себе представить такую ситуацию сейчас. Шостакович в конце концов постфактум был понят, прощен, вскрылись какие-то факты иезуитской советской политики, о которых не подозревали наивные западные люди. Возможно, сейчас такие ситуации тоже могут возникнуть. Возможно, тот же Гергиев будет вполне прощен. Я в душе прощаю его в этот момент, когда слушаю его записи 1990-х годов, в частности оперу Римского-Корсакова, которые превосходны, нет никаких аналогов, никто лучше не сделал, "Псковитянку", допустим. Я понимаю, что это существует только благодаря художественной воле человека, который сегодня ведет себя таким образом. Это вопрос, на который невозможно дать однозначный ответ, надо разделять, наверное, художника и гражданина. Гражданин, с моей точки зрения, так себе, а художник замечательный.

    Метки: украина,россия,культура,искусство и война

    Форум закрыт, но Вы можете продолжить обсуждение на Facebook-странице Радио Свобода
     
    Показать комментарии  
    Страница комментариев из 2
    пишет : Ljubov Markulane
    23.09.2014 02:01
    Dobrij vecer!Ja podpisivajus pod kazdoj vawej frazoj ikak koncertnejster iz Latvii(zacem-to po godu let prinjavweju wkolu pianizma u vseh,dostojnih,...usopwih..Pedagogov-Strazdinja,Bljumentalj...Daj vam Bog tvorit velikolepie,u vas drugoj ''poligon'',no ja pitajus,kak pedagog i konc.-ter ,v nawem muz.''bolote''(degradacija polnaja idet),postarajus sdelat tak,ctobi detki usliwali frazirovku,pravilno postavlennie palciki,a uz dalwe-kto,kak zahocet!Tak,dlja slovca,tjazelij god zakoncilsa-ocenj nadejus,cto iz muz.ucilisa Medinja vipustila skromnih skripacej s repertuarom -1.cast Caikovskogo,2,3,konc.Bethovena,a uz miniatjurah-molcu...Daj etim devockam dalnjuju i svetluju dorogu!!!Ot sebja-kazdaja fraza-vistradana mnoju,hot i akkomponiment!Nu i kak zit dalwe?Nam,koncertmejsteram,kotorim nicego ne platjat?Kak ja mogu zit dalwe pri Dagmare Kesbere,s priglawenijami v Darzini,esli ZIT ne na cto?Za 30 let staza po spec. ja prosto umiraju na scene,kak eto slucilos s moim kollegoj Sunepajsom-priwel na rabotu,sel za instrument i umer...Otdajewsa ved ot vsego serdca,pricem,kak vnuwili,-ono dolzno bit pravdivim cestnim...Prostite i izvinite za stol soverwenno Vas ne volnujuwie temi,no...''CELOVEKOV'' v nawem mire ostalos ocenj malo,a vi-genij prosto.S uvazeniem-konc.iz Rigi.(menja ljuboj zovut)


    пишет : Евгений Старик Откуда: Черновцы, Украина
    22.09.2014 12:13
    Политика в Истории – это та же, но с огромными разрушениями и людскими потерями, музыка революций со своими исполнителями и дирижерами. Протест великих музыкантов против такой политики естественен. Не принимал её и Л.Н. Толстой. В «Крейцеровой сонате» им точно подмечено (несколько перефразировав) о том, что в мире взаимоотношений людей, как близких так и не близких, от Природы живёт в их чувствах и разуме зверь. В постоянном соперничестве ума и чувств, особенно в поражениях, первый побеждает чаще всего. Тому пример и нынешняя ситуация в Украине: Революционный (силовой, антизаконный) захват оппозицией власти, устранение незаконным путем от законной власти ПР Украины, проиграшей вступление в ассоциацию с ЕС. Революции, если их (как ПР) не дооценивают, неистребимы. Так, после проигрыша РИ Русско-Японской войны, пробудившийся у возвращавшихся на родину солдат зверь злобы и ненависти бросил их на уничтожение местных властей, утверждение Советов. ПР в борьбе с оппозицией проиграла вступление в ЕС. Это разбудило у оппозиции зверя. Озверелая оппозиция набросился на местные Администрации и Советы. Победила. Установила в Украине национал-анархистскую диктатуру неподотчетного и безответного перед Законом большинства Верховной Рады! А История? - Она, с насмешкой горькою глядя на обманутого ПР-политика своими же оппозиционными политиками, повела события повторяющимся путем. Известным. Февраль 1917. Озлоблённые генерали смещают осторожного, рассудительного Николая 2-го. За этим, этих злополучных генералов смещает нагло-злобный Керенский. А этого, оседлав озлоблённых солдат, крестьян и рабочих, свергнули Троцкий-Ленин. Горбачев ведет ощупью политику перестройки. Озлоблённый на него Ельцин революционным путем устраняет Горбачева, ломает СССР. Вот такие революции. Но вернемся к около революционному. На защиту незаконно свергнутой власти царя и российской буржуазии встали страны Антанты и США. Оказали законную посильную помощь и защиту законным («белому движению») властям России. До сих пор указанная помощь считается разумной законной. И её, следуя разуму без злобы, следовало бы придерживаться с настоящим происшедшим в Украине. Но нет. Правители ЕС, США (кроме РФ) этому разумному не последовали. Не встали на защиту ПР. Но злобой встали на защиту в Украине революции. Это еще больше усилило злобу новых правителей Украины. Проявилось это в направлении на Юго-Восток до зубов вооруженных махновских, из майданного сброда, убийц и разрушителей с приказом им разрушать и убивать всех несогласных с нынешними правителями Киева. И это при том, что новые демократические правительства Юга и Востока никого не убивали и ничего не разрушали. И таких намерений и целей совершенно никаких не имели!!!. ЕС и США,же, действуют вопреки законным интересам РФ и законных властей Украины. Нынешним властям Украины давно пора опомнится и остановиться, начать движение дорогой ума. Двигаться не на чужом (чей бы не был) поводке, а самостоятельно! Великие музыканты и дирижеры самостоятельно (без поводков) управляют музыкой нот. История показывает как чередуются события (пишет ноты жизни). Люди умом следую им, умом руководствуются ими. Почему же Украина не следует этому? Взникает естественный вопрос: А способен ли анархо-националистический режим этому? Или революции, совершаемые правителями и связанный с ними обычный их плачевный итог - это их (правителей и народа)злополучный удел?

    пишет : очкарик Откуда: аптека за углом
    19.09.2014 21:26
    Судя по вчерашнему репортажу Андрея Шароградского, зал рисковал быть до обидного пустым. Как оно обернулось, мы, надеюсь, сейчас увидим. Если трафик будет милостивым.

    Десятников: "Есть какие-то звезды, люди, которые руководят большими коллективами, оркестрами или театрами, они вынуждены подписывать официозные документы, потому что они несут ответственность за выживание и ПРОЦВЕТАНИЕ нескольких сот людей, которые находятся под их начальством" - Ну просто блеск! Головастые подскажут, это - патернализм, патриархат или ещё какое умное словечко. Я бы хотел узнать у Десятникова, что значит "процветание" в стране, несущейся в пропасть. Кроме того: откуда у Десятникова уверенность, что "эти" несут ту ответственность, а не о себе, любимых, думают?
    Чувствуется, что Десятников держит в уме более других Гергиева. А у того репутация явно не ангела, ещё с 90-х. Зачем его сравнивать с Шостаковичем, который и начальником-то никогда не был?

    пишет : очкарик Откуда: аптека за углом
    18.09.2014 09:24
    Гидон Кремер: "...хотя у меня нет ни малейшего намерения становиться политиком, – я чувствую себя обязанным, как артист, как музыкант, выражать свои переживания посредством музыки" - как он собирается это делать, скрипач долго пытался объяснить, но так и не смог, подходя к проблеме с разных концов, но даже и не приблизившись к середине. Что же мы узнали? Позицию Кремера по "украинскому" вопросу. И вздохнули с облегчением (многие и не сомневались). Непонятно, что он собирается рассказывать немецкой публике, и почему его мнение должно её интересовать. Она, немецкая публика, сама, небось, свои газеты читает, а то и в свой немецкий ящик смотрит. А там, наверняка, пишут и говорят люди, куда более просвещённые в вопросе, чем выдающийся музыкант.

    Ну так почему, слушая переложенного Раскатова, "условный я" должен уловить, что в голове музыкантов Украина, а не, например, Исламское государство или арабо-израильский конфликт, экономические неурядицы или ещё чего-нибудь?

    "не буду упоминать имен" ( поддерживающих сильных мира сего) - ну вот и вся недолга. С Путиным Кремеру встретиться вряд ли придётся, а вот в бесчисленными "коллегами" - непременно. А он ни про кого конкретно плохого не сказал. Удобно. Можно делать вид, что всё ОК и исполнять произаедения для скрипки с чем-нибудь.

    "Для меня очевидно, что никакое выступление не может быть воспринято, если артисты позволят себе играть фальшиво или мимо текста" - а это как раз мимо нот. Потому что мимо нот получается иногда даже у великих музыкантов. Замечают это единицы, и я не слышал, чтобы из-за пары ляпов кто-нибудь из слушателей пожалел денег, потраченных на билет или времени на концерт.

    пишет : Владимир 99 Откуда: Москва
    16.09.2014 11:41
    Да, причастны. Но причастны то все по разному...
    Готов поддержать позицию bartali и Marinarnv. Я руку участвующим в этом "шабаше" не подаю, и не подам никому подающему им руку.
    Мое мнение таково - каждый галлон нефти, купленной у России кем-либо, - это чья-то смерть.

    пишет : spazirin
    16.09.2014 09:05
    Удивляют эти люди твочества. Все эти писатели, поэты, музыканты наивно полагают, что "красота спасет мир". Мир спасает только крепкая, хорошо вооруженная, обученная армия. Единственно в чем нельзя не согласиться с этим музыкантом, так это с его высказыванием:"Я не могу оставаться безразличным к драматическим событиям, связанным с Россией и Украиной, которые очень напоминают ситуацию в Европе накануне Второй мировой войны" Да, перед началом второй Мировой войны Гитлер с молчаливого согласия США и Англии объединил всю Европу и потом начал захват жизненного пространства не Востоке. Сейчас Европа объединена вновь, под эгидой США создан военный блок НАТО, осталось возродить лозунг "Drang nach Osten !". Украина сейчас может сыграть роль Польши в развязывании Третьей Мировой войны.

    пишет : Старый из Москвы Откуда: Москва
    15.09.2014 16:56
    Гидон всегда стоял особняком по отношению к НЕКОТОРЫМ (тоже деятелям культуры).Давно не видел его! Да,время идет... Желаю ему крепкого здоровья.И жму руку!!!

    пишет : bartali Откуда: Qazan
    15.09.2014 03:31
    \\Но в конечном счете, кажется, побеждает скорее бизнес, чем мораль, насколько я знаю эту ситуацию. В конечном счете главную роль играют какие-то предварительные договоренности, финансовая составляющая. В конечном счете Европа прогибается. Это то, что относится к сфере культуры\\ - Да, к сожалению, это действительно так. Вот логика действий Москвы, начиная весной с аннексии Крыма и кончая нынешней агрессией на Донбассе, все равно привели собирательный Запад к самым суровым санкциям против РФ. Но ведь лидеры Запада должны были предвидеть, что потворство агрессору приведет именно к таким результатам и вводить предельно радикальные санкции уже на начальных этапах российских телодвижений. Быть может, эти события послужат наконец уроком для свободного мира и он мобилизует все силы для отпора обезумевшему имперскому медведю. Конечно, как говорится, когда говорят пушки, музы молчат. Любое неблаговидное деяние (вроде подписей в поддержку "крымнаш") можно оправдать массой причин, дескать, "я отвечаю за коллектив". Но ведь именно публичные люди, особенно известные деятели культуры, должны демонстрировать моральное поведение в ситуации массовой безнравственности власти и населения, как это имеет место быть сегодня. Тут статус известного артиста (музыканта, писателя и др.) обязывает быть моральным, несмотря на любые последствия.
    В ответ

    пишет : Marinarnv Откуда: Russie
    15.09.2014 12:36
    все-таки сейчас не время Сталина, хотя во многом напоминает... Не думаю, что если бы Гергиев не подписал это письмо, его бы посадили или лишили возможности выступать. Мне почему-то кажется, что это его личная позиция, недаром он выступал некогда и в Южной Осетии. Мне-то скорее ближе фраза "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". И я в своей жизни вполне смогу обойтись и без Гергиева, есть и другие великолепные дирижеры и исполнители.

    пишет : Валентина Романюк
    14.09.2014 21:06
    Настоящий антифашист - не Путин, не Порошенко, не Меркель и не Обама. Это - Гидон Кремер. Россияне, ведь он действительно любит вашу страну! Если такой человек обращается к вам с помощью музыки, неужели вы его не услышыте?
    В ответ

    пишет : El Uro
    15.09.2014 22:46
    Простите, но Порошенко, Меркель и Обама здесь причём? Дабы Ваше мнение выглядело "объективным"?
    Приятно быть над схваткой, но если это борьба добра со злом, Вы, скорее, на стороне зла, а не добра. Война идёт на территории Украины и ведётся она российскими войсками, значит, Вы, как гражданка России, несёте ответственность за эту войну. Вы, лично и непосредственно, и кровь украинцев на Ваших руках тоже, как бы Вы не убеждали себя в обратном.
    В ответ

    пишет : Валентина Романюк
    18.09.2014 23:00
    Странно, что Вы поняли меня превратно.

    Я громадянка України, і, як і Кремер, вважаю, що росіян нагодували брехнею про фашистів-українців, і (згодна з вами) вони несуть відповідальність за цю війну. І дивуюся, чому вони дозволяють своїм найманцям і військовим порядкувати тут, як на своїй землі. Але з багатьох причин я не можу незаперечно довіряти будь-якій владі.
    В ответ

    пишет : rusofob Откуда: Australia
    15.09.2014 03:12
    нет, не услышат его россияне.. оценят только очень малое количество порядочных людей. когда объявили "перестройку", было не так плохо, как сейчас, когда всё предвещает не перемены с надеждой на лучшее, а полное "одобрямс" с скатыванием в пропасть развала и, как минимум, очень кровавых разборок и всё это абсолютно сознательно, но в виде какой-то веры в того, кто туда всех уже завёл и правильность преступных действий. Латынина как-то отметила: один археолог, который долгое время работал в Сирии и прекрасно знает арабский язык сказал, что дело всё в том, что кроме Корана на рабском читать больше нечего.
    В ответ

    пишет : Dmitry Sheen
    16.09.2014 08:39
    "кроме Корана на _рабском_ читать больше нечего" - опечатка или позиция?
    В ответ

    пишет : Strob Откуда: Raum
    15.09.2014 17:17
    to Без подписи : -- Удивлен Вашей зоркостью, но и упомянутое мною -- не "чтиво". На аккадском сохранилось лишь Сказание о Гильгамеше, но и этого довольно на всю историю. Весь немецкий оправдан Песнью о Нибелунгах. Гении 20 века в сравнении с тем -- nihil.
    В ответ

    пишет : Без подписи
    15.09.2014 12:39
    Археолог вложил совсем другой смыл в свою фразу, нежели тот, который вкладываете Вы, Strob.
    В его словах я нашёл отголосок запретов сталинской эпохи - от Гумлёва до Набокова, от Пильняка до Платонова, от Джойса до Кафки, от Цветаевой, Пастернака и Ахматовой до Бродского...
    Чтиво всегда есть, в любые времена, на любом языке, но ведь это не литература.
    Вот что сказал неизвестный мне русскоязычный? археолог.
    Без подписи 1
    В ответ

    пишет : Strob Откуда: Raum
    15.09.2014 07:12
    Во-первых, "археолог, прекрасно знающий арабский", такой глупости сказать не мог, потому что арабская поэзия имеет мировое значение. И 1001 ночь ... . А во-вторых, даже если бы поэзии не было, то записью Корана существование арабского языка уже оправдано.
    И Латынина могла такое некритически повторить ?

    пишет : Mark Petrovich
    14.09.2014 19:56
    "Я знаю – современный мир искусства полон "звезд", главный мотив которых – слава и успех. Но все же давайте придерживаться иных ценностей и будем считать себя на службе у партитур и вечности."
    В этих словах -ключ к пониманию истинного смысла человеческой жизни. Вначале пол-жизни уходит на образование, достижение материальной независимости и успеха. Потом оказывается, что есть вещи поважнее и, что полученные знания и опыт есть лишь необходимое условие для перехода на более сложный уровень существования. Это уровень полного духовного пробуждения, где главным артефактом является сверхчувственная интуиция, дающая коды доступа к партитурам вечности.
    Художнику с врождённым талантом достижение сверхчувственных уровней реальности дается легче и быстрее, чем большинству людей. Но в лёгкости и быстроте скрыта опасность: путь духовного поиска чаще проходит по сложному лабиринту сталкера, чем по прямому полёту стрелы.
    Страница комментариев из 2


    О чем говорят в сети