Ссылки для упрощенного доступа

Пианист и композитор, один из основателей «Вестников Джаза», Хорас Силвер


ДС:- Особой уверенности нет, но некоторые этимологи утверждают, что его имя происходит от влиятельного клана римских Горациев и что в английский это имя перекочевало именно по причине великого дара поэта Квинта Горация Флакка.
Последний раз я его видел в дверях парижского клуба – он нес из химчистки на простых алюминиевых плечиках и в пластике – вечерний костюм и две белоснежных рубахи. Он меня помнил. Я – не то слово. Мы обнялись, и он спросил, где в этой стране можно отовариться травой. Бургундское или ирландское – мешали ему играть. Я ему сказал, что наши связи с Марокко настолько крепки, что трава растет под любым забором. С тех пор я его не видел. То есть слышал, но видеть не видел. И при этом я знал, что он десятилетиями в завязе. Дома, в Малибу, он мне сказал как-то, что возможность отрубить мозги и расслабиться – не адекватна потере времени. И я его понимаю.
- Мне еще столько нужно перенести на бумагу. А главное – записать.
Новостей о нем, о его записях и концертах нет вот уже шесть лет. Он говорил, что страдает от артрита и не всегда может играть. Тоже самое было и с Оскаром Питерсоном.
Наш Гораций, Хорас Силвер, родился в самом начале сентября в 1928 году в Норвоулке, штат Коннектикут. Без него не было бы ни «Вестников Джаза», на настоящего хард-бопа…
Не важно, на чем вы нас слушаете, главное, чтобы окрестности свинговали и любители попсы – лежали бы в обмороке. Попса продукт редкий и, скорее всего, постсовковый. В нашей Пятой республике к попсе ближе всего жанр задвинутого шансона, в котором мармеладная сентиментальность сочетается с железобетонным рэпом.
Вы слушает ваше еженедельное «Время Джаза» на частотах «Свободы» и с сайта svobodanews.ru. У микрофона в квартале Валь-де-Грас – Долине Милости, ваш ДС.

Horace Silver - Silver's Blue – 7:45 (Horace Silver - Silver's Blue – EPIC)

ДС: - «Silver's Blue», пьеска (заодно и название диска), Хораса Силвера, рояль. Джо Гордон играл на трубе; Хэнк Моубли – на тенор-саксофоне; Даг Уоткинс – на контрабасе и Кенни Клук Кларк на ударных. 2 июля 1956 года.
Эдак десять-тринадцать лет назад в американской прессе начали мелькать статьи, о том, что Хорасу каюк. Откровенный и неизбежный: артрит и, видимо, невозможность играть на фортепьяно. Я помню банки с витаминами, минералами и травами на подоконнике у него дома и на ночных столиках в гостиницах. Он хрупкого сложения. Ему даже было трудно было держаться прямо: что, стоя во дворе дома в Малибу (взгляните на мое фото на его сайте в «Википедии»), что, сидя за стейнуейем (кажется, цветное фото дуги его спины уцелело на моем сайте http://dsavicky.narod.ru/ ). Ревматическая лихорадка. Антивоспалительные. Компенсирующие движения тела, пытающегося выровнять перекос.
В 56 году Хорас Силвер собрал собственный квинтет с Артом Фармером на трубе и Хэнком Моубли на теноре. «Вестники Джаза», которые он помог Арту Блейки собрать и запустить на орбиту, стали самостоятельным оркестром. У Силвера (в паре труба-сакс) играли Блю Митчел, Джюниор Кук, Фредди Хаббард, Уейн Шортер, Вуди Шо, Джо Хендерсон, Ренди Брекер, Том Харрел и Боб Берг. Знаменитые композиции Хораса – “Senor blues,” Sister Sadie”, “Blowing the Blues Away” и «Song for my father” – быстро стали классикой. Его напористое стакатто, подгонявшее солистов, было легендарным. Его редкие, но длящиеся соло, не смотря на всю сложность конструкций, довлели к простоте. Его даром была экономия энергии самовыражения, сдержанность и мелодическое равновесие.

1. Horace Silver – Camouflage – 4:23 (Horace Silver - 6 Pieces of Silver - Blue Note)

ДС: - «Camouflage», «Маскировка». Хораса Силвера. Силвер – рояль и лидер. Дональд Бёрд – труба; Хэнк Моубли – тенор-сакс; Даг Уоткинс – контрабас и Луи Хэйз – ударные. Ноябрь 56 года; Хакенсак, студия звукозаписи Руди Ван Гелдера.

ДС. «Простота и глубина», - говорит Хорас Силвер про свою игру. Или, скромнее, про принцип своей игры. Второе слово «funky». Для него это не просто музыка, вышедшая из блюза или погруженная в блюз, это (подчас с латинским оттенком или ритмом южных морей, сопровождающим мелодию), это - soul jazz, который он играл до появления стиля soul и до рождения Ритма-и-Блюза».
На вопрос: - Что такое «funky» для вас? Он отвечает:
- Funky это земное, заземленное, на базе блюза. Это не обязательно технически блюз, но это музыка должна давать ощущение своего, домашнего, знакомого с детства…»
Вы слушает, в одиночестве или в компании друзей, «Время Джаза» на частотах «Свободы» или же с нашего сайта svobodanews.ru., в подкасте или LIVE. У микрофона в Лютеции – Дмитрий Савицкий.

Horace Silver Quintet – Bonita – 8:35 (Horace Silver - Cape Verdean Blues - Blue Note)

ДС: - «Bonita», «Милашка», композиция Хораса Силвера. Вуди Шо – труба; Джо Хендерсон – тенор-саксофон; Хорас Силвер – рояль; Боб Крэншо – контрабас и Роджер Хамфрис – ударные. Октябрь 65 года. Руди ван Гельдер у пульта звукозаписи в Хакенсаке. Силвер был его любимчиком… Винил «Blue Note» - «Блюз Островов Зеленого Мыса», родины отца Силвера.
Замечательно объясняет Хорас Силвер рождение бибопа:
«Насколько я понимаю бибоп зародился в небольших забегаловках-подвальчиках, где музыканты просили джазменов на сцене “to sit in”, присоединиться к ним, сыграть вместе. Это традиция и джазмены соглашались, но старались переиграть, сдуть новичков со сцены. Тогда Диззи, Паркер или Монк стали сочинять такие трудные пассажи, что никто кроме них самих не мог их сыграть. Не говоря уже об ошеломительной скорости.
На зачем терзать слушателей? В музыке самое трудное – это сделать ее простой…» КЦ

ДС: - Вот вам пример и не из самых суровых:

2. Charlie Parker & Dizzy Gillespie - Leap Frog – 2:04 (Charlie Parker and Dizzy Gillespie - Bird and Diz – Verve)

ДС: «Leap Frog», композиция Бенни Харриса и Чарли Паркера. Диззи Гиллеспи – труба; Чарли Паркер – альт-саксофон; Теллониус Монк – рояль; Кёрли Рассел – контрабас и Бадди Рич – ударные. 6 июля 50 года, Нью-Йорк.

ДС. Большинство пианистов из афроамериканских семей начинали играть дома. У одного мать была пианисткой, у другого – вся семья играла и пела, у третьего отец был знаменитым гитаристом, но играл и на фортепьяно.
Хорас Силвер не был исключением. Его первой учительницей была подружка его дяди. Превратности судьбы! Дядин роман был чрезвычайно коротким. Затем Хорас начал посещать общие классы фортепьяно, что было не так уж плохо – урок стоил пятьдесят центов, а семья Силверов была не из богатых. Третьим учителем Хораса Уорда Мартина Тэйверса Силва был профессор Уильям Скофилд. Хорас считал его своим единственным учителем, хотя и признавался, что «уже лез на стенку от уроков классической музыки».
«Я просто не хотел играть классику! И он это понял, хотя и мечтал о том, чтобы я стал классическим музыкантом и чтобы какой-нибудь богатый белый меценат стал бы моим спонсором в консерватории…»
Позволю себе напомнить, что вы слушает «Время Джаза» на коротких и средних «Свободы», а так же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Ваш ДС.
А теперь перенесемся на еще один Ньюпорт, на Ньюпорт 58. Уиллис Коновер объявляет квинтет Хораса Силвера:
- Последнее комбо в сегодняшней дневной программе возглавляет, как лидер и как пианист, человек, который влиятелен не только, как пианист, но и как композитор. Как Теллониус Монк и Дюк Эллингтон, он сочиняет музыку для собственных составов, музыку, которая позднее становится стандартами джазового репертуара.
Хорас Силвер! Хорас Силвер квинтет!»

Horace Silver - The Outlaw – 11:48 (Horace Silver Quintet - Live at Newport '58 – Blue Note)

ДС: -« The Outlaw», «Преступник», «Человек вне закона» - композиция Хораса Силвера.
Луи Смис – труба; Джуниор Кук – тенор-саксофон; Силвер – рояль; Джин Тейлор – контрабас и Луи Хэйз – ударные. Июль 58 года, Ньюпорт.
«В ранних пятидесятых, когда я начинал со Стеном Гетцем, я был под огромным влиянием Бада Пауэла и Теллониуса Монка. Входя в двери студии звукозаписи с этими великими джазменами, я был на пределе нервного срыва. Это привело к тому, что я начал думать о том, кто я и откуда – мальчишка из Коннектикута! Мне не хватало уверенности; подчас меня просто трясло. Я проработал около года со Стеном и решил остаться в Нью-Йорке. Я играл с саксофонистом Лу Дональдсоном; мы записывались для «Blue Note». Уверенность постепенно, нельзя сказать, возвращалась ко мне, но начала пускать корни. Я слушал и слушал пленки наших записей и, наконец, я сказал себе: «Здесь есть что-то личное от… Хораса Силвера». КЦ

Horace Silver Quintet - Cool Eyes – 3:56 (Horace Silver Quintet - Doin' the Thing - Blue Note)

ДС: - «Cool Eyes» - Хораса Силвера, рояль. Дональд Бёрд – труба; Джюниор Кук – тенор-саксофон; Джин Тейлор – контрабас и Рой Брукс – ударные. Нью-Йоркский клуб «Village Gate», май 61 года.

ДС. Владимир из Питера спрашивает, почему бы мне не перевести несколько глав из автобиографии Арта Пэппэра «Straight Life»? Владимир, на такие книги, как «Straight Life» Пэппэра, на автобиографию Майлза Дейвиса или на «Beneath the Underdog» Чарли Мингуса нужны годы. Слова в слова не переводятся, потому что один контекст не переводится в другой. Тем более язык такой сложной среды, как американский джаз, что еще труднее…
Плохие переводы нашего времени, это демонтаж метафор и пересказ смысла фразы, а не перевод самой фразы. Ну, как перевести – «He was a bad bass-player!» - Он был плохим контрабасистом? Ровно наоборот! Но перевести: - Он был великолепным контрабасистом – означает потерять всю специфику, весь смак языковой среды. И это – самый легкий пример.
Я только что получил от Amazon.com автобиографию Хораса Силвера «Let’s get to the nitty gritty». Это означает, приблизительно, «Испачкаем руки – влезем во все детали!»
Вот поэтому я и даю упрощенные фрагменты, но хотелось бы переводить чуть больше. Для этого нужно месяц на передачу. Но тут вы сами скажете:
- Как? Всего одно «Время джаза» в месяц! Не согласен.
Подтверждаю – это «Время джаза», частоты «Свободы», средние и короткие и наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в осенней Лютеции – ваш ДС.
Вот пьеска шесть раз звучавшая в «49» и во «Времени Джаза». Но без нее Хораса Силвера просто нет…

Horace Silver - Senor Blues – 6:59 (Horace Silver - 6 Pieces of Silver - Blue Note)

ДС: - «Senor Blues», перевод труден, потому что это и «главный», и «великий», и «господствующий блюз» - Хораса Силвера. На что он и похож.
Дональд Бёрд – труба; Хэнк Моубли – тенор-саксофон; Хорас – рояль; Даг Уоткинс – контрабас и Луи Хэйз – ударные. 10 ноября 56 года.
Скот Яноу писал, что этот альбом в 4 с половиной звезды был на самом деле голосом и стилем «Вестников Джаза», которые официально сформировались на год позже, но это комбо уже звучало, как «Вестники».
С Хорасом Силвером во всех смыслах трудно расставаться. Его автобиография «Let’s get to the nitty gritty» поможет понять темные и светлые стороны его жизни и творчества. Но на это – на будущее. Пока что же «The African Queen», «Африканская Королева» Хораса с Вуди Шо – на трубе; Джоном Хендерсоном на теноре; Хорасом – на рояле; Бобом Крэншо – на контрабасе и Роджером Хамфрисом – на ударных. Октябрь 65 года, Нью-Джерси. «Blue Note», вестимо…
Для неофитов сообщу, что джаза на «Свободе» начался именно с него, с Хораса Силвера, о чем я говорил не раз, но о чем всегда рад напомнить.
Всех вам благ – чистого приема на коротких и средних и с нашего сайта svobodanews.ru. Приятной вам и удачной недели. Ваш – ДС:
Вдогонку скажу, что Силвер был, прежде всего – композитором, что он мне и сказал на холме Малибу:
– «Успеть бы записать, все, что у меня в голове..»
Я его отлично понимаю…

Horace Silver Quintet - The African Queen –9:34 (Horace Silver - Cape Verdean Blues - Blue Note)

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG