Ссылки для упрощенного доступа

Страшилки "Кинотавра"


20-й юбилейный открытый кинофестиваль "Кинотавр" в Сочи выходит на финишную прямую. Суббота - предпоследний день работы форума. Завтра в Зимнем театре пройдет торжественная церемония награждения и закрытие фестиваля.

В планах у устроителей еще две картины. Одна - "Бубен, барабан" молодого режиссера Алексея Мизгирева, а вторая картина Веры Сторожевой. Напомню, что Вера Сторожева с ее прошлогодним "Путешествием с домашними животными" была лауреатом Московского международного кинофестиваля.

Тем временем, в конкурс "Кинотавра" прибыли еще два фильма – это "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина и "Непрощенные" Клима Шипенко. Это самый молодой кинорежиссер – ему всего 25 лет. Он - сын когда-то очень известного в России драматурга Алексея Шипенко. Ребенком его увезли за границу. В результате он успел отучиться в Калифорнийском университете, и это отразилось на его полнометражной ленте, на его дебюте, поскольку он снят в очень современной манере.

Но, увы, это все добрые слова, которые можно сказать о криминальном боевике "Непрощенные". 115 сюжетных линий, хитроумно перепутанных, миллион действий, совершенных не в хронологической последовательности, нарядная картинка. Американский киноарсенал механически переносится на российскую бандитскую действительность начала 90-х годов безо всяких к тому логических оснований.

На вторую картину, кажется, многие возлагали очень серьезные надежды. Потому что автор картины "Цветы календулы" Сергей Снежкин снял по повести Павла Санаева фильм "Похороните меня за плинтусом", причем сам Снежкин и написал сценарий. На вопрос, как оценивает картину Санаев, Снежкин ответил, чтобы об этом спрашивали у самого Санаева, то есть, видимо, он еще не знает реакцию автора повести. Это история о том, какие ужасающие формы может принять любовь бабушки к внуку. И как, повзрослев, ребенок, которого, в общем, мучили, понимает, что и он очень сильно любил свою бабушку.
Пожалуй, по части взятого с самого начала истерического тона и натуралистичности изображения, 55-летний Снежкин еще даст фору 30-летним кинематографистам

Сергей полностью изменил финал. В повести он был лирическим, в фильме стал едва ли не сатирически-обличительным. Из него следует, что и дочь, Нина Антоновна, и ее внук – это такие подгнившие плоды, которые упали неподалеку от бабушки-яблони. В результате подобной манипуляции фильм, который мог бы принципиально отличаться от страшилок, так популярных на фестивалях, оказался одной из них.

Пожалуй, по части взятого с самого начала истерического тона и натуралистичности изображения, 55-летний Снежкин еще даст фору 30-летним кинематографистам. Положение не спасают выдающиеся артисты Светлана Крючкова и Алексей Петренко. Любовь им дано только проговорить словами, а ненависть долго и хлестко играть. Также можно сосредоточиться на мальчике. С ним режиссер поработал, как следует. И роль Саши Дробитько производит сильное впечатление. Но, на мой вопрос Сергей Снежкин ответил, что мальчик для него был только поводом, что интересовала его бабушка. А что интересного в психопатологии, никто не рискнул Снежкина переспросить. В результате вышло такое же бытописательство, как в бесконечно вращающемся на одном месте фильме "Волчок" Василия Сигарева.

Вообще-то, мне жалко Павла Санаева. В жесткости описаний он не уступит никому, пожалуй, в современной российской литературе и, кажется, всех превосходит в лирическо-исповедальной интонации высказывания. Вот эту самую интонацию Сергей Снежкин и похоронил, как говорится, за плинтусом.

Вообще-то, кажется, что к зрителям большинство участников конкурса относятся именно так, как бабушка к внуку в фильме Снежкина. А между тем, как мне представляется, большинство зрителей вовсе не мазохисты. Кстати, по части бытописатальства в этом фильме есть проколы. Например, там в фильме отчим слушает Радио Свобода и голос Андрея Шарого, который в описываемые времена на Радио Свобода работать никак не мог – возраст не тот. Но услышать его голос было очень приятно!
XS
SM
MD
LG