Ссылки для упрощенного доступа

Черный день "Южного потока"


С подписанием соглашения в Анкаре формальных препятствий для начала строительства газопровода не осталось
С подписанием соглашения в Анкаре формальных препятствий для начала строительства газопровода не осталось

Турция и входящие в Европейский союз Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия подписали сегодня соглашение о строительстве газопровода Nabucco для поставки газа из Каспийского региона в Европу в обход России. Этот проект напрямую конкурирует c газопроводом "Южный поток" (South Stream), который планирует проложить в этом же регионе российский "Газпром".


Ключевым условием для подписания документа стало изменение позиции Турции как транзитной для Nabucco страны. Вплоть до недавнего времени турецкие власти претендовали на покупку по льготной цене 15 процентов прокачиваемого по трубопроводу газа. После того, как в минувшие выходные они от этого требования отказались, формальных препятствий для старта проекта не осталось. Оцениваемый в 8 миллиардов долларов, он предполагает строительство газопровода протяженностью более 3 тысяч километров и ежегодной мощностью около 30 миллиардов кубометров.

Если Азербайджан будет действовать, исходя из экономики, то ему выгоднее продавать этот газ "Газпрому" на границе, нежели поставлять его в Nabucco

Однако, по словам аналитика инвестиционной группы "КапиталЪ" Виталия Крюкова, перспективы этого проекта по-прежнему остаются весьма сомнительными. "Было заявлено о том, что Азербайджан, Ирак и Египет могут обеспечить около 15 миллиардов кубических метров газа при проектной мощности газопровода около 30 миллиардов, — поясняет Крюков. — Мы видим, что "Газпром" очень активно ведет переговоры с Азербайджаном и, в общем-то, готов закупать практически весь азербайджанский газ, предлагая очень привлекательные цены. Если Азербайджан будет действовать, исходя из экономики, то ему выгоднее продавать этот газ "Газпрому" на границе, нежели поставлять его в Nabucco. Что касается других поставщиков, то Ираку пока этот газ нужен для внутреннего рынка. Поэтому ресурсная база Nabucco по-прежнему остается сомнительной".


По мнению экспертов, решающий вклад в заполнение нового газопровода могла бы сделать Туркмения, которая сегодня экспортирует топливо преимущественно в Россию и Китай. Власти этой страны уже заявили, что готовы обеспечивать газом и проект Nabucco.

О количестве резервов и о потенциальных возможностях добычи в Азербайджане и тем более в Туркмении знают только руководители этих стран

"Естественно, гарантий нет, — рассуждает старший аналитик инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Александр Назаров. — О количестве резервов и о потенциальных возможностях добычи в Азербайджане и тем более в Туркмении знают только руководители этих стран. Однако Туркмения планировала к 2015 году нарастить добычу практически вдвое. И если сопоставить объемы Nabucco, китайского газопровода из Туркмении, а также потенциальные планы по наращиванию объемов газоэкспорта в Иран, то все сходится — и газа, во всяком случае, из Туркмении, для наполнения Nabucco может хватить".


Не сомневаясь в том, что теоретически Туркмения обладает необходимыми для Nabucco запасами газа, Виталий Крюков из ИГ "КапиталЪ" отмечает, что в стране пока отсутствует инфраструктура, необходимая для вхождения в проект. "Туркмения готова продавать газ на границе, понимая, что для его транспортировки в Nabucco придется строить газопровод через Каспий, — указывает аналитик. — Это очень высокие риски, требуется очень много денег, и Туркмения пока не особо горит желанием строить этот газопровод. Кто возьмет на себя строительство — непонятно. Кроме того, чтобы обеспечить эти поставки газа, Туркмении еще нужно будет построить газопровод с востока на запад". В итоге участие Ашхабада в Nabucco остается сомнительным, заключает эксперт.


На фоне очевидного продвижения вперед участников проекта Nabucco с новой проблемой столкнулся российский "Газпром", который планирует проложить свой газопровод мощностью свыше 60 миллиардов кубометров в год по дну Черного моря в Болгарию и далее развести его по двум маршрутам - в Италию и в направлении Австрии и Германии. Будущий болгарский премьер на днях уже заявил о необходимости приостановки работ в рамках "Южного потока" для оценки его экономической эффективности.


По мнению Виталия Крюкова, заявление болгарской стороны обусловлено в первую очередь политическими мотивами — в стране меняется руководство, поэтому "есть желание поиграть на газовой карте". "На мой взгляд, максимум, чего они смогут добиться, это переход на прямой договор с "Газпромом", что для Болгарии может быть выгодно", — говорит аналитик, отмечая, что принципиальный пересмотр ранее достигнутых договоренностей маловероятен.


Соглашаясь с тем, что проблемы с болгарским руководством вскоре будут решены, аналитик "Метрополя" Александр Назаров полагает, что в отношении South Stream в целом все не так очевидно — необходимо согласование конкретных условий, таких, как плата за транзит или покупка определенного объема газа по определенной цене. "Я бы заострил внимание не на конкретных проблемах "Газпрома" с конкретными странами, а на стоимости самого проекта, — говорит эксперт. — Стоимость "Южного потока" может перевалить за 20 миллиардов евро. Учитывая, что наполнять его планируется среднеазиатским газом, на котором "Газпром" уже сейчас фактически ничего не зарабатывает, экономическая целесообразность постройки этой трубы представляется крайне сомнительной".


Тем не менее, эксперты допускают, что в перспективе европейский газовый рынок (а объем его по итогам нынешнего кризисного года Александр Назаров оценивает в 450 миллиардов кубометров) обеспечит спрос на газ и Nabucco, и "Южного потока".


По мнению Виталия Крюкова, все будет зависеть от темпов восстановления спроса на газ в Европе. "Я сомневаюсь, что восстановление спроса на газ будет проходить очень быстро, — говорит аналитик. — По плану к 2015-2020 году спрос на газ должен вырасти на 100-200 миллиардов кубометров к тому, что есть сейчас. Если такого сильного роста спроса на газ не будет, то Nabucco и "Южному потоку" предстоит конкурировать за спрос и рынки сбыта. Поэтому в данном случае, конечно, "Газпром" заинтересован в том, чтобы пустить "Южный поток" раньше Nabucco. Сохраняются серьезные риски структурной перестройки спроса на газ, и вполне может получиться так, что на объемы, которые будут поставляться по "Южному потоку", его просто не окажется".


Соглашаясь с тем, что при определенных условиях европейские потребители будут одинаково заинтересованы в газе с обоих направлений, старший аналитик ИФГ "Метрополь" Александр Захаров напоминает, что все будет определяться ценой. "Нельзя забывать, что "Южный поток" — это проект огромной стоимости и, в общем-то, сомнительной рентабельности, — говорит эксперт. — По крайней мере, с точки зрения строительства он проигрывает Nabucco. Большая часть "Южного потока" пойдет по дну моря на достаточно значительных глубинах, а Nabucco, напротив, преимущественно по суше. Таким образом, если выбирать из этих двух газопроводов, то с точки зрения экономической эффективности, пожалуй, Nabucco лучше. Если же построят обе трубы, то вопрос заключается в том, кто будет платить за строительство: если европейцам не придется платить за "Южный поток", они, думаю, с удовольствием будут покупать газ и из той, и из другой трубы".


Ранее участники проекта Nabucco планировали завершить строительство к 2014 году, однако эти планы, скорее всего, будут скорректированы. "Южный поток", как рассчитывает "Газпром", будет введен в эксплуатацию в конце 2015 года.

XS
SM
MD
LG