Ссылки для упрощенного доступа

Профессор Клиффорд Сингер - об ожиданиях конференции по разоружению


Махмуд Ахмадинежад стал главной интригой конференции в Нью-Йорке.
Махмуд Ахмадинежад стал главной интригой конференции в Нью-Йорке.
В нью-йоркской штаб-квартире ООН начала свою работу конференция, посвященная оценке выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия. Это довольно рутинное событие, происходящее каждые пять лет, на этот раз привлекло внимание из-за участия в нем президента Ирана Ахмадинежада.

Западные страны прибыли на конференцию с желанием наладить более строгую инспекцию ядерных объектов и установить систему наказания тех государств, которые отказываются выполнять договор, как это сделала Северная Корея в 2003 году. Насколько достижимы такие меры? На этот вопрос отвечает эксперт по проблемам разоружения, профессор университета штата Иллинойс Клиффорд Сингер:

– От этой конференции я не жду слишком многого. Для принятия каких-то мер нужно согласие всех 189 участников договора, а этого нелегко достигнуть. Большое значение для общего тона конференции будут иметь выступления представителей США и России, президенты которых недавно заключили соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений почти на треть.

– США надеялись, что после соглашения президентов Россия станет более энергично поддерживать меры давления на Иран, с тем чтобы тот прекратил свою ядерную программу.

– Как говорится, поезд ушел. Россия уже оказала Ирану помощь и поставила ему оборудование, необходимое для обогащения урана. Так что какие бы заявления Россия сейчас ни делала, это мало что изменит. Иран теперь может развивать свою программу сам. Даже если Совет безопасности ООН примет против Ирана еще одну резолюцию, на чем настаивает госсекретарь США Хиллари Клинтон, то она, скорее всего, окажется беззубой. Вообще, трудно представить что-либо, что сможет остановить Иран. Скорее всего, нам надо привыкать к мысли о том, что эта страна будет иметь ядерное оружие.

– То есть, вы считаете, что мир не решится на крайние меры?

– Опыт показывает, что какие-либо военные удары очень неэффективны, когда речь идет о подземных объектах. Кроме того, это дало бы Ирану повод еще активнее развивать ядерное и обычные вооружения. Так что не только применять, но и говорить о военных мерах нужно с большой осторожностью.

Египет и ряд других стран надеются, что конференция примет итоговую декларацию, которая усилит роль ООН в деле контроля за ядерным разоружением. Но эксперты напоминают, что 5 лет назад мнения участников подобной конференции настолько разошлись, что никакой декларации принять не удалось. Сегодня подобный оборот событий будет считаться неудачей правительства Барака Обамы, которое всеми силами стремится обеспечить успех конференции.
XS
SM
MD
LG