Ссылки для упрощенного доступа

Нефтегазовые эксперты – о всесильном ОПЕК и его отношениях с Россией


Штаб-квартира ОПЕК в Вене
Штаб-квартира ОПЕК в Вене
Полувековой юбилей отмечает Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – нефтяной картель, созданный для влияния на мировые цены на нефть. Способен ли ОПЕК в нынешних условиях решать эту задачу? И почему в него не вступает Россия, крупнейшая сейчас нефтедобывающая страна?

Решение о создании ОПЕК было принято 50 лет назад в Багдаде представителями правительств Ирака, Ирана, Венесуэлы, Кувейта и Саудовской Аравии. Целями организации тогда были заявлены координация политики ее участников в области добычи нефти, обеспечение ее стабильных поставок потребителям и, как следствие, противостояние диктату цен западных нефтяных монополий. Позднее к картелю присоединились Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Ангола, Габон и Индонезия, причем последние две страны его состав впоследствии покинули. Таким образом, сегодня в ОПЕК входят 12 стран, на долю которых приходится примерно две трети разведанных мировых запасов нефти и до 40 процентов ее добычи.

В качестве главного инструмента воздействия на мировой рынок картель использует систему квот на добычу нефти, увеличивая или сокращая их общий объем в зависимости от рыночной конъюнктуры. Последний раз он изменил официальную квоту в конце 2008 года, пообещав за несколько месяцев снизить ее на 4,2 миллиона – до 24,845 миллиона баррелей в сутки. Старший аналитик управляющей компании "Арбат Капитал" Виталий Громадин подчеркивает, что ОПЕК доказал свою способность поддерживать цены на нефть на комфортном для его участников уровне:

– В конце 2008 года был риск долгого сохранения очень низкой цены на нефть, что привело бы к серьезному сокращению инвестиций в отрасль. Через пару лет, когда спрос на топливо в развитых странах стал бы восстанавливаться, это могло привести к энергетическому кризису. Но ОПЕК своевременно и решительно объявил о сокращении добычи на 4,2 миллиона баррелей в сутки и в течение 2009 года выполнил свое обещание на 80 процентов. В результате цена на нефть выросла...

В конце 2008 года – в самый разгар экономического кризиса – о намерении координировать с ОПЕК свою политику в нефтяной сфере заявила и Россия. На этом фоне даже появились сообщения о возможности ее вступления в состав картеля. Впрочем, все эти планы остались лишь намерениями, а в последнее время о них уже никто и не вспоминает.

– Россия все-таки решила не вступать в ОПЕК по ряду причин, – продолжает Виталий Громадин. – Одна из них – добыча нефти в более сложных условиях, при которых остановка скважин может привести к их замораживанию. Тогда чтобы вновь ввести их в эксплуатацию, придется потратить очень много денег. Фонтанный способ добычи в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива позволяет на какое-то время приостановить добычу и оставить свободные мощности до лучших времен. Но в России этот процесс более сложный.

Более перспективным может оказаться сотрудничество России с ведущими странами ОПЕК в другом – газовом сегменте мирового рынка энергоресурсов.

По мнению аналитика Виталия Громадина, на газовом рынке сейчас необходимо создание похожей на ОПЕК структуры во главе с Россией:

– Видно, что газовому рынку не хватает подобного сотрудничества стран-экспортеров. Например, цены на газ в Европе сейчас процентов на 40 выше, чем в США. Создание же организации, которая могла бы регулировать добычу газа в соответствии с текущим состоянием рынка, смогло бы его уравновесить.

С утверждением, что страны ОПЕК способны влиять на конъюнктуру мирового нефтяного рынка, согласен руководитель аналитического отдела инвестиционной компании "Галлион Капитал" Александр Разуваев. Однако, по его словам, в последние годы этот фактор уже перестает быть определяющим:

– ОПЕК, с моей точки зрения, это, конечно, важный, но далеко не решающий фактор. Нефть уже давно не товар, а финансовый актив. Соответственно, действия финансовых инвесторов, курс доллара, процентная ставка ФРС США являются более важными факторами. Мы видели, что когда американское правительство стало накачивать свою экономику деньгами, цены на нефть сразу пошли вверх. С другой стороны, видно, что не ОПЕК в целом, а Саудовская Аравия и правительство США в большей степени согласовывают цены на нефть, чтобы и Саудовская Аравия могла неплохо зарабатывать, и чтобы для американской экономики цены на нефть также были комфортными.

Россия, в свою очередь, уклонилась от более тесной координации в области добычи и экспорта нефти с ОПЕК.

Александр Разуваев считает, что это был политический вопрос:

– Россия как лидер по объему добычи хотела бы использовать ОПЕК в своих, прежде всего, политических интересах. Но пока, видимо, принято решение от этого воздержаться. Конечно, независимым производителем быть выгоднее – нет никаких ограничений по добыче или экспорту нефти.

Вариант создания газовой ОПЕК, действительно, рассматривался. Но, видимо, было решено не злить Запад. Эта идея остается для России козырем в рукаве. Но я не думаю, что, по крайней мере, при нынешней достаточно мягкой внешнеполитической линии она будет каким-либо образом реализовываться. В газовой ОПЕК вес России был бы гораздо выше.
XS
SM
MD
LG