Ссылки для упрощенного доступа

Безотказный "Валдайский клуб"


Выступление Владимира Путина на "Валдайском клубе" в 2013 году
Выступление Владимира Путина на "Валдайском клубе" в 2013 году

Ежегодная встреча экспертов с Владимиром Путиным состоится, несмотря на кризис в отношениях России и Запада

Сегодня в Сочи начинается очередное заседание "Валдайского клуба" – ежегодного мероприятия, на котором российские и мировые эксперты обсуждают ситуацию в России и ее отношения с другими странами. Традиционной кодой события становится приезд на форум президента России Владимира Путина. После событий, произошедших в отношениях России и западного мира за последний год, можно было бы ожидать массового отказа иностранных политологов и экономистов от участия в "Валдайском клубе". Тем не менее пока достоверно известно лишь об одном таком случае: в этом году от поездки в Сочи отказался директор центра энергетики, природных ресурсов и геополитики при Институте анализа глобальной безопасности США Ариэль Коэн. Остальные участники подтвердили свой приезд в Сочи, где главной темой обсуждения станет "возможность установления нового мирового порядка".

По словам Ариэля Коэна, участие в форуме было бы неверным сигналом о том, что "Россия, несмотря на войну с Украиной, сохраняет иммунитет от мирового осуждения". Не поехал в Сочи и традиционный участник "Валдайского клуба" оппозиционный политик Владимир Рыжков, правда, как он сообщил Радио Свобода, причиной стала его занятость. Остальные завсегдатаи мероприятия, например, лояльно настроенный по отношению к Кремлю немецкий политолог Александр Рар, от участия в нем не отказались. Из Европы на форум в этот раз приедут бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен и бывший канцлер Австрии Вольфганг Шюссель.

Завсегдатай "Валдайского клуба" Александр Рар
Завсегдатай "Валдайского клуба" Александр Рар

В этом году "Валдайский клуб" вместо реорганизованного агентства "РИА Новости" формально устраивает пул из нескольких организаций, двух вузов и двух неправительственных структур. Учредителями "Валдая" теперь являются Высшая школа экономики и МГИМО, а также Совет по внешней и оборонной политике вместе с Российским советом по международным делам. Одна из центральных тем форума сформулирована так: "Мировой порядок. Новые правила или игра без правил". Отдельная дискуссия будет посвящена ситуации на Украине. По словам председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике, главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова, российско-украинский конфликт и санкции Запада в отношении России никак не скажутся на формате "Валдайского клуба" в этом году:

– Ничего не изменилось, в этом году произошли лишь организационные перемены, которых участники клуба могут даже не заметить. Содержание останется прежним: два дня экспертных дискуссий, встреч с российскими руководителями. Будет или не будет Путин – это всегда выясняется в последний момент, но все ожидают, что будет (за 10 лет существования "Валдайского клуба" Путин не разу не пропускал этого события, даже будучи не президентом, а премьер-министром. – Прим. РС). Из-за событий, произошедших со времени прошлого заседания клуба, градус дискуссий, конечно, повысится, но это не в первый раз. Не такой накал страстей, но все же довольно высокий, был на заседаниях клуба в 2008 году, когда встреча проходила буквально через месяц после российско-грузинской войны.

Федор Лукьянов
Федор Лукьянов

– Чем сейчас является "Валдайский клуб" для Кремля? Способом показать, что на Западе, несмотря на все события последнего времени, есть много людей, которые готовы разговаривать с российскими властями несмотря ни на что?

– Этот формат был специально создан еще в 2004 году для того, чтобы иметь контакт с достаточно видными представителями того сообщества на Западе, которое воздействует на общественное мнение. Никаких новых задач или обстоятельств сейчас не появилось. Несмотря на достаточно серьезное напряжение, подготовка сочинской встречи шла по графику. Это показывает, что традиция укоренилась и будет продолжаться.

– Является ли "Валдайский клуб" элементом пропаганды Кремля?

Если донесение точки зрения Кремля – это воздействие на общественное мнение, то "Валдайский клуб" был и является пропагандой

– Смотря что считать пропагандой. Если говорить о том, что донесение точки зрения Кремля, в том числе и из первых уст, – это воздействие на общественное мнение и, стало быть, некоторая пропаганда, то да, тогда клуб был и является пропагандой. Того, что применительно к России обычно считается и называется "пропагандой", откровенного промывания мозгов, там никогда не было и нет, потому что там собираются люди, которым промывать мозги бессмысленно, это достаточно профессиональные, "тертые" эксперты, бывшие политики, те, кто имел или имеет отношение к администрациям в разных странах. Надо сильно их не уважать, чтобы пытаться вкручивать им какую-то откровенную туфту. Это, скорее, откровенный разговор, во время которого будут высказываться все точки зрения, конечно, включая и ту, которая отражает официальную российскую позицию. Является ли это способом воздействия на западное общественное мнение? Да, безусловно. Является ли это пропагандой? Нет.

– Вам известно о случаях в этом году, когда люди отказались ехать на "Валдайский клуб" или, по крайней мере, крепко задумывались о том, стоит ли это делать?

– Да, думать – думали некоторые, конечно. Но демонстративных отказов не было, а отказы, связанные с невозможностью приехать, – они были всегда и есть сейчас, обычно от общего числа приглашенных приезжает примерно треть.

– О чем вы будете говорить на форуме в этом году?

– У Совета по внешней и оборонной политике, который я возглавляю, есть одна дискуссионная панель. Ее тема – "Возможен ли устойчивый мировой порядок и как его добиться". Главная мысль заключается в том, что, к сожалению для нас всех, после холодной войны мы думали, что новый мировой порядок установился, а выяснилось, что этого не произошло. То, что творится вокруг Украины, происходящее на Ближнем Востоке, ну и вообще вся нестабильность в мире показывает, что установить новый баланс не удалось. Теперь возникает вопрос: можно ли вообще его установить без большой войны, потому что мы знаем из истории, что мировые порядки устанавливались по итогам больших войн. Сейчас, конечно, немного другая ситуация, есть надежда, что это можно сделать иначе, но как, никто не знает.

– На ком, по вашему мнению, лежит первоочередная ответственность за то, что этот новый мировой порядок после холодной войны не установился?

– Ответственность лежит на всех, потому что никто не вел себя так, как следовало. Но в большей степени ответственность, естественно, лежит на Западе, потому что Запад имел огромное преимущество после конца холодной войны как ее победитель, он мог устанавливать те правила, которые должны были бы заложить основу нового мирового порядка.

Ситуация немножко тупиковая: как выйти без войны, никто не знает, а война, скорее всего, все-таки невозможна благодаря ядерному оружию

– И можно ли – опять же ваше мнение – выйти из этой ситуации без войны?

– На мой взгляд, ситуация немножко тупиковая: как выйти без войны, никто не знает, а война, скорее всего, все-таки невозможна благодаря ядерному оружию, которое как фактор сдерживания большой войны еще действует. Поэтому мы сейчас в таком вот мучительном промежуточном состоянии: то, что хотели построить 25 лет назад, построить не удалось, а что делать дальше, никто не знает, – говорит Федор Лукьянов.

Российский политолог Михаил Виноградов считает, что в этом году "Валдайский клуб" должен будет показать, что в Европе есть немало сторонников российской позиции по Украине, а безапелляционное осуждение политики Кремля не является единственной точкой зрения в развитых странах. Впрочем, по мнению Виноградова, адресатом этого послания в первую очередь будет являться аудитория внутри России:

Михаил Виноградов
Михаил Виноградов

– "Валдайский клуб" изначально замышлялся как площадка для коммуникации с международными экспертами, в этом плане в этом году акценты не изменятся. Будет сделан упор на демонстрацию разноречивости оценок происходящих процессов в мире, в первую очередь на то, что эта разноречивость есть в Европе и в США. Нужно показать, что ситуация не является столь однозначно негативной для России, что есть разные мнения, но при этом Россия готова разговаривать со всеми. С другой стороны, Кремлю нужно продемонстрировать, что есть потенциальные критики сложившегося положения дел в Европе, в первую очередь это экстремальные подчас движения, которые устали от существующих реалий и в этом плане имеют новые ожидания от отношений с Россией. Впрочем, определенные разногласия в западном общественном мнении есть, есть там и определенные сторонники России, особенно хорошо это видно в странах Восточной Европы, например, в Чехии или Венгрии. Разноречивость общественного мнения в Европе имеет место, но "Валдайский клуб" вряд ли станет инструментом удовлетворения ожиданий сторонников России. Скорее, все-таки это будет мероприятие, адресованное внутренней аудитории, показывающее, что, несмотря на разлом в отношениях России и Запада, какой-то тотальной изоляции Москвы не наступило, – считает политолог Михаил Виноградов.

Улучшение образа России за рубежом было одной из целей "Валдайского клуба" с момента его основания в 2004 году. Всем участникам, даже иностранным журналистам, полностью оплачивался как перелет в Россию бизнес-классом, так и проживание и питание. Однако первое же заседание клуба совпало по времени с событием, которые задачу улучшения российского имиджа за границей сильно затруднило: 10 лет назад один из основных дискуссионных дней первого "Валдайского клуба" состоялся в одно время со штурмом захваченной боевиками бесланской школы. Как сдержанно выразился тогда один из организаторов мероприятия Андрей Золотов, это "придало конференции определенный драматизм". Российские же оппозиционные СМИ отмечали в те трагические для страны дни, что 6 сентября Путин посвятил встрече с участниками клуба три часа, в то время как его поездка в Беслан за несколько дней до этого продолжалась на час меньше.

XS
SM
MD
LG