Ссылки для упрощенного доступа

Допинг под грифом "секретно"


Немецкий журналист считает доказанным существование в российском спорте системы применения допинга

"Допинг под грифом "совершенно секретно". Как Россия производит чемпионов" – так называется документальный фильм, показанный на немецком телеканале ARD 3 и 7 декабря. В фильме расследуются факты применения допинговых препаратов российскими атлетами и причастности к этому тренеров, медиков и даже государственных чиновников.

В частности, в одном из интервью, записанных на мобильный телефон, в применении допинга признается чемпионка лондонской Олимпиады Мария Савинова. О том, что без применения допинга в России невозможно добиться высоких результатов, а тренеры и спортивные чиновники активно участвуют в этом процессе, говорит Виталий Степанов, бывший сотрудник Российского антидопингового агентства. Приводятся свидетельства и других известных спортсменов и тренеров, в том числе уличенных в применении запрещенных препаратов. Международная федерация легкой атлетики уже пообещала провести тщательное расследование приведенных в фильме фактов.

Автор фильма, немецкий документалист Хайо Зеппельт ответил на вопросы Радио Свобода.

Многие ваши журналистские работы посвящены применению допинга спортсменами в Германии и ряде других стран. Что заставило вас заняться темой допинга в России?

Проблема продолжает разрастаться, и доказательство этому – тот факт, что министерство спорта на 100% само финансирует борьбу с допингом и держит ее под своим колпаком

– В феврале, во время Олимпийских игр в Сочи, мы получили свидетельства широкого применения Full Size MGF (это вид допинга, стимулирующий рост мышц) и газа ксенон, который улучшает приток кислорода в кровь и, похоже, часто используется в России.

Вскоре на нас вышли люди, пожелавшие рассказать о практике допинга в России. Мы пообщались с некоторыми представителями мира российского спорта. Среди них были тренеры, спортсмены и бывший член Российского антидопингового агентства. То, что мы услышали и, по нашему мнению, действительно происходит в России, быстро составило цельную картину. В итоге вышел фильм.

Допинг в спорте – это всегда очень острая и деликатная проблема. Как вам удалось собрать достаточно подтвержденных сведений для фильма?

– Мы регулярно встречались с людьми из мира спорта. Они давали нам интервью, описывая широкомасштабную вовлеченность в допинговую проблему чиновников, тренеров, спортсменов. И медиков, которые, судя по всему, тоже причастны к этому. Сначала мы слышали только утверждения. Однако потом наши источники начали делиться доказательствами – документами, видео- и аудиоданными. Эти доказательства превратили предположения в факты.

Ваш фильм вскрывает нечто похожее на серьезную секретную операцию. Как вышло, что такая допинговая схема не привлекла общественного внимания? Как высоко тянутся нити вашего расследования?

– Российская легкоатлетка, одна из лучших метательниц диска в мире, сказала нам, что по крайней мере в легкой атлетике допинг применяют 99% российских спортсменов. Это личные утверждения, но, судя по имеющимся данным, мы тоже можем говорить о том, что в России множество спортсменов стали частью этой системы.

В России это система, которая имеет поддержку со стороны государства. О ней многие знают, многие участвуют в этом, присутствует атмосфера страха и запугивания; люди, которые говорят о ней, получают угрозы

В допинговую схему вовлечены самые высокие сферы, и доказательство этому – тот факт, что министерство спорта на 100 процентов само финансирует борьбу с допингом и держит ее под своим колпаком. Далее идет лично [Владимир] Путин. Несколько лет назад, когда он был премьер-министром, он выпустил постановление правительства, поставившее проверки на допинг иностранными экспертами под присмотр российских чиновников. Оно также обязало иностранных контролеров согласовывать с официальными лицами в России перемещение и вывоз образцов мочи и крови. Это фарс.

Итак, мы говорим о прикрытии; об образцах допинга; о множестве людей, не прошедших тест, несмотря на то что должны были это сделать; о том, что Российское антидопинговое агентство очевидно не полностью соблюдает стандарты допингового контроля. К сожалению, мы вынуждены предположить, что система махинаций с допинговыми пробами в России существует. И государство как минимум сквозь пальцы смотрит на это, если не поддерживает.

Некоторые зрители провели параллели между практикой, описанной в вашем фильме, и обширным использованием допинга в свое время в ГДР. По-вашему, эти аналогии корректны?

Мария Савинова, олимпийская чемпионка в беге на 800 метров
Мария Савинова, олимпийская чемпионка в беге на 800 метров

– Думаю, Восточную Германию и Россию сравнивать однозначно можно. Сходства существуют. Но я бы не стал говорить об организованной сверху и управляемой государством системе, как это было в ГДР. В России это система, которая имеет поддержку со стороны государства. О ней многие знают, многие участвуют в этом, присутствует атмосфера страха и запугивания; люди, которые говорят о ней, получают угрозы. Но все это не координируется настолько централизованно, как в ГДР.

Многие бывшие спортсмены из Восточной Германии сейчас испытывают серьезные проблемы со здоровьем. Российские атлеты используют более безопасные препараты новых поколений или они тоже рискуют столкнуться с долгосрочным воздействием на их организмы?

– Оралтуринабол – вещество, составлявшее основу восточногерманской допинговой программы, – в России до сих пор выпускается. Можно ожидать, что в будущем российские спортсмены испытают похожие проблемы со здоровьем.

Россия – исключение, или допинг в спорте – норма для большинства стран?

– Не думаю, что Россия является исключением. Похожая картина во многих других странах, но, может быть, не на таком уровне.

Российское антидопинговое агентство опровергло предположения, сделанные в вашем фильме, как безосновательные. Глава агентства Валентин Балахничев назвал их ложью. Вы ожидали такой реакции от России?

– Мы слышали об этом. Я не уверен, что люди, сделавшие такие заявления, вообще смотрели фильм – в нем не просто выдвигались предположения, в нем были доказательства. И эти доказательства, по-моему, оставляют мало места для сомнений. Для меня это часть более широких политических разбирательств, которые мы наблюдаем последние несколько месяцев и в которых отвергается абсолютно всё, а поднимаемые проблемы детально не изучаются. Так что я не удивлен такой реакцией в российских СМИ.

Всемирное антидопинговое агентство пообещало расследовать все содержащиеся в фильме обвинения. Какими могут быть потенциальные последствия? Россия возглавила медальную таблицу на Играх 2014 года в Сочи. Например, могут ли некоторые спортсмены потерять свои олимпийские медали, если использование запрещенных препаратов будет доказано?

Я уверен, что какие-то последствия ожидают ряд тренеров и чиновников. Но они окажутся козлами отпущения и лишь отвлекут внимание от всей системы

– По правилам спортсмен, уличенный в применении допинга, лишается наград за последние 10 лет. В связи с этим будет интересно понаблюдать, как Международный олимпийский комитет отреагирует на случай [российской спортсменки Марии] Савиновой. Савинова в интервью, снятом на мобильный телефон, призналась в применении допинга. (Савинова, бегунья на средние дистанции, выиграла золотую медаль Олимпийских игр 2012 года в Лондоне в беге на 800 метров. – РС).

Я уверен, что какие-то последствия ожидают ряд тренеров и чиновников. Но они окажутся козлами отпущения и лишь отвлекут внимание от всей системы, от проблемы, как установить независимый контроль в спорте. Мы должны спросить сами себя, как международные организации влияют на спорт и насколько они действительно независимы. Это большой вопрос. Всемирное антидопинговое агентство только что сообщило, что, в соответствии с правилами, переслало данные от наших информаторов в Международную ассоциацию легкоатлетических федераций (IAAF). Это показательно, потому что как минимум один сотрудник IAAF может быть связан с этим коррупционным скандалом. Правила в спорте должны быть изменены.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG