Ссылки для упрощенного доступа

Выборы с оглядкой на восток


На одном из избирательных участков в Таллине
На одном из избирательных участков в Таллине

Национальная безопасность стала одной из главных тем выборов в Эстонии

Внимание к парламентским выборам в Эстонии, состоявшимся 1 марта, на сей раз было более пристальным, чем обычно. Эстония – одна из стран, которые входят в ЕС и НАТО и в то же время граничат с Россией. В нынешней ситуации, связанной с украинским кризисом, это служит источником дополнительного напряжения. Тема национальной безопасности громко звучала в ходе нынешней предвыборной кампании.

Победу на выборах одержала праволиберальная Партия реформ: заручившись поддержкой 27,7 процентов избирателей, она получила 30 мандатов. Центристская партия, за которую голосует до 70 процентов русскоязычного электората, пришла к финишу второй с результатом в 24, 8 десятых процента, что обеспечивает ей 24 мандата. Однако, видимо, она, как и после предыдущих выборов, останется в оппозиции. Об особенностях нынешней избирательной кампании и ее результатов Радио Свобода рассказал журналист Эстонской государственной телерадиокомпании Дмитрий Куликов.

Народ хотел перемен. Свободная партия и консерваторы не то чтобы более радикальны, но высказывают более конкретные требования

– В парламенте появятся две новые партии правого толка – Свободная партия и Консервативная народная. Соответственно партии, которые до этого были в правящей коалиции, то есть реформисты, демократы и их бывший партнер «Союз отечества и Res Publica», потеряли голоса. «Союз отечества и Res Publica», близкий к новым партиям по идеологии, пережил самое большое падение, он потерял 9 мест. Оттянули две новые политические силы голоса также у социал-демократов, три места потеряли и победители выборов – Партия реформ. Объясняют это тем, что народ хотел перемен. Свободная партия и консерваторы не то чтобы более радикальны, но они высказывают более конкретные требования. Что касается центристов, которые всегда были в оппозиции, то они даже получили на один мандат больше, чем на прошлых выборах.

Кто войдет в новую правящую коалицию?

– Руководство Партии реформ встретилось с социал-демократами и с представителями одной из новых партий – Свободной. Соответственно, такой союз, если он состоится, получит 53 места – на два больше минимального парламентского большинства. Такую коалицию прогнозировали. Особенность этих выборов в том, что вместо коалиции двух партий теперь будет три. Центристы же останутся в оппозиции, хотя они улучшили свой результат. Партия набрала самое большое число личных голосов за всю историю независимости (помимо голосования за тот или иной партийный список, эстонские избиратели имеют право отметить в бюллетене конкретных кандидатов, которые пользуются их особой поддержкой – РС), 5 политиков-центристов вошли в десятку наиболее популярных. Но в правительство они вряд ли войдут, все партии уже заявили, что не будут вести с ними переговоры.

Премьер-министр Эстонии, лидер Партии реформ Таави Ройвас на переговорах с украинским коллегой Арсением Яценюком
Премьер-министр Эстонии, лидер Партии реформ Таави Ройвас на переговорах с украинским коллегой Арсением Яценюком

Предвыборная риторика была острой во время этой кампании? Появлялись ли какие-то резкие антироссийские или антирусские высказывания?

– Я бы не сказал, что что-то слишком сильно изменилось по сравнению с предыдущими годами. Центристов всегда считали партией, которая защищает русских здесь, в Эстонии, с этим все уже свыклись. Пытались на этот раз социал-демократы играть на русском поле, но на этом они только потеряли. Такую же попытку предпринял «Союз Отечества», и, наверное, это было ошибкой, стоившей им голосов. Их потенциальный избиратель всегда эстонский, а они привлекли несколько русскоязычных кандидатов – известных медийных лиц.

Муссировался ли во время этой кампании вопрос обороны?

Мы как члены НАТО должны вкладывать больше средств в оборону

– Да, вопрос национальной безопасности поднимался. Практически все партии стоят здесь на одинаковых позициях: мы как члены НАТО должны вкладывать больше средств в оборону. Одна из новых партий даже предложила увеличить членский взнос Эстонии с 2 процентов ВВП до трех и усилить присутствие союзнического контингента на нашей территории.

То есть наличие «русской угрозы» уже не обсуждается, она уже вошла в эстонскую политическую повестку как данность?

– Здесь вопрос деликатный. Официальная позиция Эстонии по отношению к событиям на Украине и роли в них России известна. Речь идет о том, что мы должны продолжать укрепление безопасности.

XS
SM
MD
LG