Ссылки для упрощенного доступа

"Чтобы было меньше жертв"


Конгресс российской интеллигенции намерен обратиться в ООН с предложением принять специальную резолюцию, посвященную гуманитарной катастрофе в Сирии в районе Алеппо. Сбор подписей под проектом резолюции проходит на сайте конгресса.

Ее авторы полагают, что на данный момент попытки государств – членов Совета Безопасности ООН разрешить ситуацию в Алеппо зашли в тупик, и предлагают им "осуществить акцию по совместному созданию и обеспечению безопасности гуманитарных конвоев для спасения мирных жителей в районе Алеппо с обязательным участием представителей пяти государств – постоянных членов Совета Безопасности". Любое противодействие этой акции предлагается рассматривать как военное преступление со "всеми вытекающими последствиями для организаторов и исполнителей такого противодействия".

На данный момент за проект резолюции обращения в ООН собрано около пятисот подписей. Среди тех, кто просит ООН сделать все возможное для противодействия гуманитарной катастрофе в Алеппо и остановить массовую гибель людей, – правозащитница Людмила Алексеева, актриса Лия Ахеджакова, актер Олег Басилашвили, политик Леонид Гозман, писатель Владимир Войнович, музыкант Андрей Макаревич и многие другие.

​Обращение в ООН поддержал бывший уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, который сейчас является сенатором от Тверской области. О цели обращения в ООН рассказал один из его инициаторов правозащитник Лев Пономарев:

– Идея обратиться в ООН возникла в нескольких головах. Мы понимаем, что в Совете Безопасности возникли разногласия, которые члены совета не могут преодолеть. Идут обвинения друг друга, отношения между главами государств перешли в личную неприязнь. У нас появилась идея, что руководителей мировых держав нужно каким-то образом заставить сделать совместную гуманитарную акцию. Сделать им предложение, от которого они не могли бы отказаться. Проблема в том – услышат ли они наш слабый голос. Обращение подписали люди, известные в России, но не входящие в современный российский политический истеблишмент. Этих людей президент Путин рассматривает как оппонентов. Хотя там, вообще говоря, нет представителей политической оппозиции, его подписали общественные деятели.

Лев Пономарев
Лев Пономарев

– Вот Владимир Лукин подписал...

– Владимир Петрович не подписал, но он поддерживает это обращение, выступает в его поддержку. Он сенатор, и мы вместе с ним обсуждали это письмо, он поддерживает его. А подписали это письмо Олег Басилашвили, писатель Войнович, Лия Ахеджакова, сейчас еще новые подписи появляются. Все ф​амилии можно увидеть на сайте, но важно, что эта инициатива идет от людей, известных в стране, которые много думают о том, каким образом оказать именно гуманитарную помощь. Не разобраться, кто прав, кто бомбил гуманитарный конвой, с какой стороны больше убивают, со стороны оппозиции Асаду или сам Асад больше убивает людей, кого в большей степени надо поддерживать. Это бесконечный спор, и он не может быть разрешен. А я уверен, что счет идет на часы – каждый день там убивают мирных граждан, и одновременно в восточном Алеппо есть опасность реального голода. Поэтому надо очень быстро решить именно ту задачу, которую мы поставили.

– Чего именно вы ждете от ООН?

– Нужно организовать гуманитарный конвой, в котором участвовали бы представители пяти постоянных членов Совета Безопасности – это Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Они должны сказать: мы прекращаем обвинять друг друга, люди погибают, и мы должны организовать этот конвой и направить своих военнослужащих или гражданских лиц его сопровождать. Но при этом совершенно очевидно, что каждый из этих руководителей великих держав должен повлиять на те структуры, которые там они окормляют, скажем так, пасут в Сирии. Они должны сказать: не трогайте этот конвой! Любая мелкая или крупная структура, которых в Сирии десятки, которая нарушит это прекращение огня, должна быть уничтожена силами этих пяти государств. Именно так должна быть поставлена задача.

– А что с технической стороной вопроса? Вы уже в ООН резолюцию передали?

– Нет, ее перевели только сегодня утром, и мы сейчас направляем ее текст президенту и в посольства этих государств с просьбой передать руководителям, – рассказал Лев Пономарев.

О своей поддержке обращения в ООН и возможных путях прекращения конфликта Радио Свобода рассказал бывший уполномоченный по правам человека, дипломат, а ныне сенатор от Тверской области Владимир Лукин:

– Я надеюсь, что реакция на обращение будет конструктивной, потому что по ту и по другую сторону много разумных людей, которые понимают, что доводить до крайней точки противоречия где бы то ни было, по каким бы то ни было спорным вопросам – это очень опасное дело. Надо разговаривать. Как во время Карибского кризиса – разговаривали, а сейчас отказываются разговаривать, что неправильно.

Владимир Лукин
Владимир Лукин

– Кто несет ответственность за то, что сейчас происходит в Сирии, и какова во всем этом роль России, которую обвиняют в обстреле гумконвоев?

– Слишком много ответственных. Каждая шайка, которая там борется по разные стороны друг с другом, ответственна. Ответственны и внешние игроки, которые недостаточно активно действуют в направлении переговоров. Поэтому ответственных много, и перечислять их – не лучший способ стимулировать переговоры или призывать к переговорам. Ответственных историки пусть ищут.

– Как дипломат, какие вы видите пути урегулирования конфликта в Сирии?

– Я считаю, что надо начать с обеспечения совместных конвоев помощью, чтобы людей спасать, давать людям продовольствие и самые необходимые для жизни вещи. А вот если бы пятерка Совета Безопасности поговорила бы на эту тему, обеспечила бы соответствующую безопасность этих конвоев, это было бы хорошим началом, на мой взгляд, – полагает Владимир Лукин.

19 сентября в провинции Алеппо под авиаудар попал гуманитарный конвой Сирийского арабского Красного Полумесяца. В колонне находилась гуманитарная помощь для почти 80 тысяч человек. Международные гуманитарные поставки в Алеппо были приостановлены. США обвинили в нападении сирийскую армию, действующую при поддержке российской авиации. Москва отвергла обвинения в причастности к авианалету.

11 октября министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон обвинил Россию в эскалации ситуации вокруг сирийского города Алеппо. Об этом он заявил в Лондоне во вторник во время слушаний в палате общин – нижней палате британского парламента. Говоря об авиаударе 19 сентября, Джонсон возложил ответственность за случившееся на Россию.

Пока политики спорят, а ​правозащитники призывают прекратить кровопролитие, одна из стран Европейского союза, Чехия, направила в Дамаск самолет с гуманитарным грузом. Причем сопровождал его заместитель министра иностранных дел страны Мартин Тлапа. Планируются и новые поставки гуманитарной помощи на сумму в несколько миллионов долларов.

В Сирию для передачи Красному Полумесяцу было отправлено медицинское оборудование, а именно – инвалидные кресла и аппараты для диализа. Чешский замминистра иностранных дел Мартин Тлапа воспользовался этой акцией, чтобы поехать в Дамаск и встретиться там с главой внешнеполитического ведомства Сирии Валидом Аль-Муаллемом. Цель встречи, по крайней мере для чешской стороны, – обеспечить гуманитарный доступ ко всем районам Сирии, в том числе к Алеппо, и убедить сирийцев прекратить огонь и начать политические переговоры. Представители чешского дипломатического представительства в Европейском союзе подтвердили в беседе с корреспондентом Радио Свобода, что Прага поддерживает дипломатические отношения с Дамаском и намерена держать каналы коммуникации с режимом Башара Асада открытыми – несмотря на бои и политические разногласия. Они убеждены, что это может оказаться стратегическим инструментом для решения конфликта.

Чехия – единственная из стран ЕС – сохранила дипмиссию в Сирии. Все остальные страны Евросоюза закрыли свои посольства в Дамаске из-за боевых действий. Поэтому в Брюсселе некоторые эксперты видят Чехию как некоего неофициального представителя Евросоюза в Сирии. ООН имеет специального представителя в Сирии, а у Евросоюза пока такого посланника нет.

В подготовке материала принимала участие Клэр Бигг.

Известно, что Чехия отказывается принимать у себя беженцев из Сирии, однако вопросы о мигрантах решает не МИД Чехии, поддерживающий дипломатические связи с Дамаском, а другие ведомства страны. Прага по собственной инициативе взяла на себя роль посредника в урегулировании сирийского кризиса, рассчитывая, что оставит таким образом для ЕС возможность вести диалог с Дамаском. Чехия подчеркивает, что придерживается европейского консенсуса по сирийскому вопросу и не стала бы действовать вразрез с интересами ЕС в регионе. Но, признают чешские собеседники Радио Свобода, роль посредника в Сирии играть очень сложно, учитывая огромные ставки в зоне конфликта.

XS
SM
MD
LG