Ссылки для упрощенного доступа

Приватизация как пролог


На долю компании "Роснефть" приходится почти 40% всей нефтедобычи в России
На долю компании "Роснефть" приходится почти 40% всей нефтедобычи в России

В России объявлено о крупнейшей из намеченных на этот год приватизационных сделок – более чем на 11 млрд долларов. Консорциум, включающий национальный инвестиционный фонд Катара и швейцарскую компанию Glencore, одного из крупнейших в мире сырьевых трейдеров, покупает 19,5% акций "Роснефти", ведущей нефтяной компании России. Она почти на 70% принадлежит государству – через госхолдинг "Роснефтегаз". Теперь зарубежным инвесторам будет принадлежать уже почти 40% акций "Роснефти", однако полномочий в реальном управлении компанией это им не сильно добавит. Впрочем, нынешняя продажа может оказаться и лишь неким прологом к будущим, еще более крупным сделкам.

То, что сделка стала полной неожиданностью для участников рынка, отмечают многие аналитики. На рынке предполагали, скорее, что компания сама выкупит 19,5% собственных акций из общего пакета в 69,5%, которым владеет государственный холдинг "Роснефтегаз". Более того, доводы в пользу именно такой версии лишь укрепились, когда стало известно об экстренном размещении "Роснефтью" в начале недели собственных облигаций на 600 млрд рублей. Тогда как от нынешней продажи ее акций правительство намерено получить в целом для госбюджета примерно 700 млрд рублей…

Думаю, разговор идет более масштабный – о партнерстве крупных государственных компаний или даже стран в целом. Мы уже видим, что индийские и китайские компании покупают доли в российских добывающих проектах

Василий Танурков, заместитель директора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), аналитик нефтяного рынка:

– Сделка действительно оказалась неожиданной. В общем-то все на рынке уже уверились в том, что "Роснефть" сама выкупит эти акции, и размещение облигаций лишь сыграло в пользу такого мнения. Неожиданность проявилась и в котировках акций "Роснефти". Вспомним, они почти не росли в последние дни даже на фоне роста цен на нефть после недавнего заседания ОПЕК. Притом что большинство акций российских нефтяных компаний показали неплохой рост. Теперь же котировки акций "Роснефти" резко выросли. Во-первых, сама по себе эта сделка достаточно позитивна для компании – с точки зрения как инвестиционной привлекательности, так и будущей долговой нагрузки. И второй фактор – акции "Роснефти" отыграли теперь рост цен на нефть на итогах недавней встречи стран ОПЕК.

Андрей Полищук, аналитик нефтяного рынка из австрийского банка Raiffeisen:

– Действительно, сделка была неожиданной для нас и приятной неожиданностью – для миноритарных акционеров "Роснефти". В том плане, что компании не придется теперь выкупать свои акции, то есть тратить огромные деньги, которые ей необходимы и на собственное развитие, и на погашение накопленных долгов. Сделка была тем более неожиданной, так как состоялась буквально в считаные дни после того, как "Роснефть" объявила о размещении новых своих облигаций на 600 млрд рублей. Мы полагаем, что, возможно, существовал некий "план Б" – на случай, если "Роснефть" и "Роснефтегаз" не успеют найти других покупателей, и эти 600 млрд потребовались бы как раз для выкупа пакета акций. Но учитывая, что такие покупатели были найдены, нынешняя сделка – это отличная новость для миноритарных акционеров компании и, как мне кажется, отличная работа со стороны самой "Роснефти".

Мы полагаем, что, возможно, существовал некий "план Б" – на случай, если "Роснефть" и "Роснефтегаз" не успеют найти других покупателей

Когда в октябре контрольный пакет акций компании "Башнефть" приобрела все та же "Роснефть", эксперты дружно окрестили сделку "псевдоприватизацией" – мол, одна государственная компания покупает другую государственную же… В этом контексте – в какой мере, на ваш взгляд, нынешнюю сделку можно считать уже "чистой" приватизацией, то есть реальной?

Андрей Полищук:

– Учитывая, что в сделке участвуют крупные компании – международный нефтяной трейдер и тем более катарский фонд, – можно сказать, что это если и не на 100%, то по большей части "чистая" приватизация. Возможно, впрочем, это лишь промежуточный этап, и часть акций этого пакета может быть позднее перепродана стратегическим инвесторам, как и предполагал рынок. То есть компаниям из Китая или Индии.

Василий Танурков:

– Наверное, более "чистую" приватизацию даже сложно себе представить… Что может быть более "чистой" приватизацией, чем продажа акций иностранным инвесторам, причем консорциуму? А то, что катарский фонд – государственный, здесь абсолютно роли не играет, ведь это иностранное государство.

Это "сгладит" пик текущих погашений по внешнему долгу российских компаний, объем которых в декабре составит 13,5 млрд долларов, и смягчит тот дефицит валютной ликвидности, который сейчас наблюдается

19,75% акций "Роснефти" уже принадлежит зарубежным инвесторам – этим пакетом владеет британская компания ВР. Новый консорциум получит еще 19,5% акций. То есть в целом в зарубежном владении оказывается почти 40% акций "Роснефти", и зарубежные инвесторы получат в итоге уже четыре места в совете директоров из девяти. Но, по вашим представлениям, сколь велико будет их реальное влияние в управлении компанией? Ведь именно этот фактор – отсутствие реальных рычагов влияния даже при крупном владении – считался на рынке главным из тех, которые отпугивают зарубежных инвесторов…

Василий Танурков:

– Изначально, когда речь шла о планах нынешней приватизации, был сделан целый ряд оговорок и условий. Одно из них предполагало, что новые члены совета директоров "Роснефти" будут голосовать в соответствии с тем, как голосуют представители государства. Насколько я понимаю, эти условия никто не отменял. Хотя, понятно, когда доля иностранцев в компании уже столь велика, их интересы, конечно, будут учитываться, но все-таки их влияние будет достаточно ограниченным.

Андрей Полищук:

– Действительно, крупные инвесторы, в том числе и ВР, прямого влияния на стратегию компании не оказывают. Однако они являются крупными ее партнерами. И с новыми партнерами могут быть подписаны какие-то контракты. Возможно, та же Glencore будет участвовать в неких добывающих проектах в России, хотя, скорее всего, это будут относительно небольшие. И есть вероятность того, что часть приватизируемых ныне акций будет затем продана именно тем стратегическим партнерам, которые смогут принимать уже непосредственное участие в развитии компании "Роснефть", используя, например, обмен добывающими или иными активами.

Неожиданность сделки для рынка проявилась и в котировках акций "Роснефти", которые теперь резко выросли

По вашим представлениям, почему среди нынешних покупателей пакета акций "Роснефти" уже не оказалось компаний из Китая или Индии? Как широко ожидалось рынком в течение года, хотя, правда, осенью разговоры об этом как-то приутихли…

Андрей Полищук:

– Могу предположить, что такие переговоры еще продолжаются… Это очень тяжелый и длительный процесс, так как обсуждается не просто покупка доли в "Роснефти" и ее цена. Думаю, разговор идет более масштабный – о партнерстве крупных государственных компаний или даже стран в целом. Мы уже видим, что индийские и китайские компании покупают доли в российских добывающих проектах. Со своей стороны, "Роснефть", скорее всего, приобретет долю в крупном нефтеперерабатывающем заводе в Индии. Не исключено, что речь идет и о каких-то совместных проектах в других странах… И если так, то процесс долгий, но вполне возможно, что он завершится уже в будущем году.

Василий Танурков:

– Присутствие китайских и индийских инвесторов в российской нефтяной отрасли в последнее время очень существенно выросло. Поэтому, возможно, решение о нынешней продаже пакета акций "Роснефти" инвесторам из других стран было отчасти обусловлено политическими мотивами. В смысле не допустить, чтобы влияние компаний из Китая и Индии становилось бы уже очень значительным. Хотя, конечно, это лишь предположения…

Возможно, впрочем, это лишь промежуточный этап, и часть акций этого пакета может быть позднее перепродана стратегическим инвесторам, как и предполагал рынок

В Россию одномоментно поступит крупная сумма в валюте – 10,5 млрд евро, или более 11 млрд долларов в пересчете. Как это может отразиться на балансе внутреннего валютного рынка, а значит , на курсе рубля?

Василий Танурков:

– Сейчас рассматривается одна из схем, по крайней мере экспертами, конвертации этой валютной выручки фактически внутри "Роснефти". С одной стороны, компания в начале недели привлекла порядка 600 млрд рублей нового, именно рублевого долга за счет размещения облигаций. Но при этом ей необходима и валюта для инвестиций за рубежом, а также для выплат по внешним долгам. Поэтому возможна схема, когда валютные поступления останутся внутри самой "Роснефти", то есть эти деньги не выйдут на валютный рынок, тогда как госбюджет получит от компании рубли. В этом случае влияние сделки на валютный рынок окажется минимальным, а возможно, его вообще не будет.

Что может быть более "чистой" приватизацией, чем продажа акций иностранным инвесторам, причем консорциуму?

На декабрь традиционно приходится пик текущих платежей российских компаний и предприятий по своим внешним долгам, для которых им необходима валюта, напоминает аналитик долгового рынка из банка Raiffeisen Денис Порывай. Кроме того, те самые 700 с лишним млрд рублей, которые получит госбюджет от продажи пакета акций "Роснефти", также вскоре окажутся на российском финансовом рынке…

Денис Порывай:

– Независимо от того, какая схема будет использована для расчетов с бюджетом, на российский рынок поступит крупная сумма в валюте – порядка 11,3 млрд долларов в эквиваленте. Это "сгладит" пик текущих погашений по внешнему долгу компаний, объем которых в декабре составит 13,5 млрд долларов, и смягчит тот дефицит валютной ликвидности, который сейчас наблюдается. В результате мы ожидаем снижения ее стоимости на межбанковском рынке.

Что касается рублевой ликвидности, то действительно расчеты с бюджетом примерно на 721 млрд рублей приведут к оттоку средств из системы, что может вызвать некоторый дефицит именно рублевой ликвидности на рынке. Однако мы предполагаем, что власти синхронизируют это по времени с некоторыми крупными бюджетными расходами. В частности, на досрочное погашение банковских кредитов на 800 млрд рублей предприятиям оборонного комплекса, предоставленных им ранее под гарантии государства. В таком случае для рублевого рынка, скорее всего, влияние будет близким к нейтральному. Ну, по крайней мере, в пресс-релизе по итогам встречи главы "Роснефти" с президентом Путиным речь шла о том, чтобы выработать схему расчетов, которая оказала бы минимальное влияние на внутренний финансовый рынок.

XS
SM
MD
LG