Ссылки для упрощенного доступа

Даниил Дондурей: это — раскол, а за расколом — смерть


Главный редактор журнала «Искусство кино», член совета по кинематографии Даниил Дондурей
Главный редактор журнала «Искусство кино», член совета по кинематографии Даниил Дондурей

Бывшее руководство кинематографистов пытается пересмотреть результаты недавнего съезда этого творческого Союза, на котором деятельность его председателя Никиты Михалкова была признана не удовлетворительной. Сторонники Михалкова подают в суд на самого Михалкова, опротестовывая легитимность проведения съезда. Суд готов рассмотреть эти претензии в кратчайшие сроки.


Немного предыстории. Накануне съезда юристы Союза предупредили кинематографистов о том, что при голосовании за делегатов съезда не было кворума, и на этом основании Минюст может признать съезд нелегитимным. Экстренно собрали пленум, который постановил, что съезд пройдет в намеченное время.


Оба дня работы съезда начинались с того, что Никита Михалков, его сторонники и юристы пытались убедить делегатов отказаться от идеи проведения съезда и просто поговорить о наболевшем. Делегаты на уговоры не поддавались. Подавляющим большинством голосов они постановили - это съезд, а никакое не собрание. И опять же большинством голосов, признали работу руководства Союза неудовлетворительной и избрали новым председателем Марлена Хуциева. По многочисленным интервью, которые давал в дни съезда Никита Михалков, было ясно, что его такое положение дел не устраивает, что он будет настаивать на том, что съезд нелегитимен и на том, что необходимо провести «настоящий» съезд, пригласив на него всех членов Союза.


Тем не менее, все ждали решения Минюста, в который, с просьбой признать съезд незаконным, обратились Василий Ливанов и Владимир Наумов. Кинематографисты полагали, что их ждет 20-дневное затишье. Но тут выяснилось, что президент и вице-президент академии «Золотой Орел», Владимир Наумов и Геннадий Полока подали заявление в суд. Ни за что не угадаете, на кого! На Союз кинематографистов, или, по сути, на отца-основателя «Золотого Орла», председателя Союза и своего друга Никиту Михалкова.


А знаете, за что? За нарушения, допущенные в ходе организации съезда. Понимающие люди объясняют. Если суд признает руководство Союза виновным, тем самым, он признает и съезд нелегитимным, что и требуется доказать самому Никите Михалкову. Вот такая юридическая закавыка.


Информацию подтверждает главный редактор журнала «Искусство кино», член совета по кинематографии Даниил Дондурей:


— Насколько я знаю, это действительно так. Но они все-таки подали в суд не на самого Никиту Сергеевича, а на Союз кинематографистов Российской Федерации, по юридическим законам который сегодня возглавляет Никита Сергеевич Михалков. Тем самым, конечно же, на Никиту Сергеевича, но это просто по закону – с тем, что съезд Союза кинематографистов был собран нелегитимно. И юрист Никиты Сергеевича (а я думаю, сам Михалков, конечно, не придет в Пресненский суд) Иван Логунцов, который от имени Никиты Сергеевича согласится с заявлениями истцов. Судья, увидев, что нет никаких проблем — и истцы, и ответчик согласны с нелегитимностью — вынесет решение о нелегитимности и отправит в Министерство юстиции. Все очень просто, быстро, замечательно. Вот такая юридическая процедура. Речь идет не о каких-то там протоколах, нелегитимности отдельных выборов. Вы Марина, как и я, еще жили и при советской власти, и постсоветской власти. У нас в Союзе кинематографистов за последние 50 лет было 13 съездов — 7 при советской власти СССР и 6 до последнего. Вы когда-нибудь слышали обсуждение темы легитимности? Вы знаете, легитимно ли избирали Кулиджанова, или Соловьева, или Михалкова? Причем, не обсуждается, например, что те люди, которые подают в суд, сами (кроме Полока) ни Наумов, ни Никита Сергеевич не были на этом совещании. Это как бы получается по принципу – держи вора. Те самые, кто не обеспечил кворум, теперь подают на это в суд. Поэтому, естественно, вся страна – интеллигенция, кинематографисты, и даже мир – понимает, что речь не идет о правильно оформленных протоколах. Речь очень серьезная идет о том, могут ли кинематографисты выносить вотум недоверия. А вотум недоверия ведь тоже был впервые за 50 лет, признать работу неудовлетворительной. Совершенно единодушно. Никакого не было раскола или противостояния. Поэтому реальная проблема. Люди хотят решить — действительно ли правда то, о чем несколько раз говорил президент страны — свобода лучше, чем несвобода. И может ли творческое объединение решать, кто будет их лидером? Речь идет о том — этот съезд закрывает то, что открыл 5-й съезд кинематографистов в начале мая 1986 года, то есть всю постсоветскую эпоху или нет? Речь идет о колоссальном выборе для интеллигенции, духовной жизни страны. Я думаю, что это, безусловно, крупнейшее событие этого года.

— Вы верите в то, что Никита Сергеевич соберет съезд изо всех членов Союза кинематографистов?


— Если будут потрачены 1-1,5 миллиона долларов, я думаю, что ему не трудно их собрать. Будут просто люди, да каждому еще поводыри, привозить всех. Наверное, это возможно. Один раз это уже было сделано. И это значит раскол, а за расколом борьба за собственность. За борьбой за собственность— смерть. После этого — вырытые котлованы на месте вот этого здания.


— Уже известно, что 29 декабря будет суд?


— Это тоже, по-моему, свидетельство невероятной актуальности этой темы. Можете себе представить, что позавчера были поданы документы, и уже в понедельник днем в 4 часа в Пресненском суде будут встречаться адвокаты не стороны Хуциева, а стороны прежнего правления с друзьями тоже прежнего правления через два рабочих дня на третий?! Если вы когда-нибудь подавали в суды по гражданским делам, то вы знаете, что это многие месяцы сплошного ада! А здесь на третий день. Понимаете, какое внимание, и какие административные ресурсы?! В последний рабочий день года! Все отбрасывается в эпоху кризиса. Это очень серьезно!


XS
SM
MD
LG