Ссылки для упрощенного доступа

"Страшно подумать, что будет в сентябре"


Очередь в автобус
Очередь в автобус

Москвичи жалуются на отмену маршрутных такси

Многие жители Москвы обратили внимание на то, что с улиц города пропали привычные маршрутки. 15 августа вступил в силу приказ Департамента транспорта, по которому в столице остались 211 линий маршрутного такси, около 300 маршрутов отменены. Теперь людей перевозят новые автомобили, которые обслуживают компании, заключившие контракт с московскими властями. Жители столицы жалуются на переполненные автобусы, возросшие расходы на проезд и на то, что они стали тратить больше времени на дорогу. Мэрия Москвы уверяет, что ситуация не настолько драматична: с линий исчезли лишь маршрутки, которые дублируют автобусы, а реформа направлена на повышение безопасности на дорогах.

Новые маршрутки на улицах Москвы – синего цвета, экологического стандарта "Евро-5". Они работают по госконтракту, заключенному с мэрией Москвы на пять лет. В салонах автомобилей установлены видеокамеры, работает навигационная система ГЛОНАСС. Водителям теперь запрещено продавать билеты во время движения. В новых маршрутках установлены валидаторы, и проезд теперь можно оплатить любым проездным – картой "Тройкой", "Единым", "90 минут", а льготные категории граждан могут ездить в маршрутках бесплатно.

Новое маршрутное такси "Мосгортранса"
Новое маршрутное такси "Мосгортранса"

Изменения касаются и остановок новых маршруток: если раньше водители останавливались по требованию пассажиров в любом месте в рамках правил дорожного движения, то сейчас маршрутки, контролируемые столичными властями, будут высаживать пассажиров строго на остановках. При этом, как поясняют в Департаменте транспорта, предусмотрены и некоторые "остановки по требованию", которые также прописаны в контрактах с перевозчиками.

В Департаменте транспорта уверяют, что на крупных пересадочно-транспортных узлах москвичей информируют об отмене маршруток и об альтернативных вариантах проезда. Однако на практике для многих жителей столицы отмена маршруток оказалась неожиданной: людей никто не предупредил, на остановках просто убрали таблички с номерами отмененных маршруток. В социальных сетях появились возмущенные отклики:

Жительница московского района Очаково-Матвеевское Ольга Чернова рассказывает, что теперь она добирается до метро не 15 минут, а около часа. Автобусы, количество которых должны были увеличить из-за отмены маршруток, попросту не справляются с пассажиропотоком:

– У нас в районе нет метро. Поэтому единственный способ до него добраться – это маршрутки. Так получилось, что 15 августа был последний день работы маршрутных такси, после этого их просто нет. Якобы увеличили количество автобусов, но на себе мы этого не почувствовали. На самом деле, все маршрутки отменили, а вместо них ходит то же количество автобусов. Ходят они очень редко. Если раньше, когда я ехала на работу, я выходила, за 5 минут садилась в маршрутку и за 15 минут доезжала до метро, то теперь я могу 30–40 минут простоять на остановке. После этого приезжает очень наполненный автобус, в который невозможно влезть, и едет он очень долго. Время до метро увеличилось в 3–4 раза. И 4 км можно ехать час.

Если раньше я выходила, за 5 минут садилась в маршрутку и за 15 минут доезжала до метро, то теперь я могу 30–40 минут простоять на остановке. После этого приезжает очень наполненный автобус, в который невозможно влезть

– Ничего не изменилось за эти дни?

– Естественно, нет. Маршрутки просто убрали. У нас были беленькие хорошие "Мерседесы", еще нескольких моделей были машины. Это все-таки были не какие-то "Газельки", а это был полноценный микроавтобус, в который влезало 30-40 человек. И мы спокойно на них ездили, потому что водители все были наши, местные. Это были водители со всеми документами, которые соблюдали ПДД. Когда садишься вперед, они всегда просили тебя пристегиваться. Все было хорошо. Зачем это убрали? Мне непонятно. К водителям никаких претензий не было. Мы давно уже тут живем, всех по именам знали, потому что каждые утро и вечер ездишь. И они тебя знают – пошутить, поразговаривать. Хорошие люди. От одного из них я услышала, что в его транспортной компании им выплатили компенсацию и уволили, т. е. без трудоустройства. Фактически часть людей потеряли работу. Это я знаю со слов водителям, с которым 4 года ездила.

Некоторые маршруты заменили на синенькие маленькие маршрутки с номером Мосгортранса. Но на нашем маршруте их нет. 308-й маршрут полностью убрали. Якобы должны справляться 688-й автобус, который дублирует этот маршрут. Но мне кажется, что на маршруте их не больше трех штук на три района. Автобус едет через три района, и он всегда был очень загруженный. Сейчас лето, очень много людей в отпусках, студенты не учатся, а этот автобус используют люди для того, чтобы добраться до МГИМО. От метро "Кунцевская" в сторону МГИМО и Академии труда ехал именно этот маршрут. Страшно подумать, что будет в сентябре.

– Насколько это все было неожиданно?

– Я слышала о том, что собираются потихонечку заменять маршрутки, запрещать их, заменять их на городские. На некоторых маршрутах я такие маршрутки видела. Но наш маршрут просто убрали, ликвидировали, его больше нет. Никаких объявлений, никакой официальной информации я не видела. Если бы я не читала это в сети сама, я бы об этом узнала бы только тогда, когда маршрутки исчезли.

– Департамент транспорта сейчас говорит, что якобы на всех крупных транспортных пересадочных узлах сотрудники компании по перевозкам рассказывают о том, что произошло, как можно добраться. У вас в районе есть какие-то такие волонтеры, которые бы стояли на остановках и объясняли людям, как теперь добираться?

– Нет. Видимо, это все хорошо в теории. Никого не видели. Ни одного человека нет. Например, на конечных около метро, где стояли эти маршрутные такси, просто сняли таблички с их номерами. И никакой информации, ни объявлений, ни тем более людей там нет. Можно подойти просто к метро "Юго-Западной" и посмотреть, что там, где раньше стояли 519-я и 308-я маршрутка, сейчас просто ничего нет. Сейчас там стоит толпа на остановке в ожидании единственного автобуса.

Никакой информации, ни объявлений, ни тем более людей там нет. Можно подойти просто к метро "Юго-Западной", сейчас там стоит толпа на остановке в ожидании единственного автобуса

– Что люди на остановках говорят, обсуждают? Какие настроения?

– Все возмущаются. Всем это все не нравится. Многие не понимают, что будет дальше, когда с 1 сентября пойдут студенты. А у нас в районе несколько вузов. И все эти люди ездили на маршрутках. Что будет тогда? Точно так же непонятно, как водить детей в школу, потому что утром автобусы были наполнены студентами и школьниками. А сейчас этих маршрутных такси нет. А в три 688-х автобуса, которые ходят раз в 40 минут, влезть невозможно. Для нас транспортная ситуация очень сильно ухудшилась. Я сейчас не представляю, как я буду ездить в сентябре и дальше, – рассказывала Ольга Чернова.

Маршрутки в Москве исчезли не вдруг. Эти изменения – часть транспортной реформы, которую начали еще в 2012 году. В ее рамках в 2013 году, в частности, был введен мораторий на открытие новых маршрутных линий коммерческими перевозчиками, то есть никто, кроме государственного перевозчика ГУП "Мосгортранс", не мог запускать новые маршрутки. С тех пор фактически количество этого вида транспорта на улицах города стало сокращаться. По данным издания "Транспорт в России", в 2007 году в Москве было более 700 маршрутных линий, а к 2016 году осталось около 500. В 2014 году была разработана новая маршрутная сеть, 211 лотов которой в дальнейшем вынесли на аукцион. Общая стоимость лотов составила, по данным издания "Коммерсант", составила 47,5 млрд рублей. К концу 2015 года по всем маршрутам были выбраны победители, которыми стали восемь компаний: "Автокарз", "Транс-вей", "Трансавтолиз", "Гепарт", "Таксомоторный парк №20", "Альфа Грант", ТК "РИКО" и "Гортакси".

Максим Ликсутов
Максим Ликсутов

Согласно приказу Департамента транспорта "О внесении изменений в Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным транспортом в городском сообщении (муниципальных маршрутов регулярных перевозок)", который в феврале 2016 года подписал заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, с 15 августа 2016 года с улиц столицы должны были исчезнуть все маршрутки, которые не обслуживаются компаниями-победителями аукционов и не попали в число 211 разработанных Департаментом транспорта маршрутов. Таким образом, около 300 маршрутов, которые обслуживали частные перевозчики, оказались отменены. Более того, в июне 2015 года Мосгордума установила штрафы в размере 1 миллиона рублей за использование маршрутов, не утвержденных властями города. По данным СМИ, десятки коммерческих перевозчиков обратились в суд с целью оспорить февральский приказ.

Если было необходимо повышать безопасность перевозок, менять автопарк, обеспечивать мобильность людей с инвалидностью в маршрутках, то это можно было сделать другими способами

"Реформа эта направлена прежде всего на то, чтобы шагнуть на качественно новый уровень пассажирских перевозок. В цивилизованных городах всего мира маршрутки – это пережиток прошлого, которому и в Москве пришла пора остаться в прошлом," – заявил в интервью "Российской газете" заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. По его словам, из города исчезли только маршруты, которые обслуживались сразу несколькими перевозчиками: "На самом деле никакие маршруты не отменены. Исчезло лишь дублирование на ряде из них автобусов "Мосгортранса" и так называемых маршруток. Пассажирам потребуется время, чтобы привыкнуть к новой схеме движения городского наземного транспорта". Ликсутов добавил, что отмена маршруток даже привела к увеличению пассажирских мест: "В итоге этих изменений количество пассажирских мест в автобусах на треть увеличилось – за счет того, что вместо маленьких маршруток на линию вышли автобусы большей вместимости". По словам чиновника, если москвичи почувствуют недостаток автобусов в каком-либо районе, их можно будет "легко добавить".

Кроме того, реформа маршрутного такси "устанавливает единый стандарт для всех частных перевозчиков", заявляют в Департаменте транспорта. По мнению чиновников, это поможет повысить безопасность на дорогах.

"Пассажиры теперь легко отличат легального перевозчика, – говорит руководитель Государственного казенного учреждения (ГКУ) "Организация перевозок" Сергей Дьяконов. – Автобусы частников одного, ярко-синего цвета. В салоне обязательно должен быть валидатор для оплаты проезда городскими билетами. Если перевозчик не предлагает такую возможность, он работает нелегально. Такие компании часто нарушают нормы безопасности: превышают скорость, опасно маневрируют на дороге, чтобы сэкономить, отказываются от страховки здоровья пассажиров, не выдают билет. Водители нелегальных перевозчиков часто не соблюдают режим труда и отдыха, а перед выходом на линию не проходят медицинский осмотр. Техосмотр транспорта также проводится нерегулярно, что увеличивает риск попасть в аварию".

Московский урбанист Александр Акишин в интервью Радио Свобода рассуждает о том, почему столичные власти взялись за реформирование маршрутных сетей и какие последствия будет иметь эта реформа:

Александр Акишин
Александр Акишин

– Не кажется ли вам, что то, что сейчас происходит с маршрутками, укладывается в саму концепцию столичного благоустройства, которая зачастую сводится к унификации городского пространства?

– Такое ощущение у меня есть. Происходит усиление контроля административных органов над теми сферами городской жизни, которые до этого ими контролировались в меньшей степени. Саморегуляция заменяется конкретными инструкциями с разной мотивацией.

– А с чем вы связываете сокращение числа маршруток и унификацию в этой сфере? Каковы, на ваш взгляд, истинные задачи московских властей?

– Я как один из многих миллионов горожан не могу не заметить, что уровень сервиса в маршрутных такси в последние годы стал не поспевать за тем, что горожанам стал предлагать ГУП "Мосгортранс". Мне гораздо больше стало нравиться ездить в стандартных автобусах, в метро. С другой стороны, мне приходится платить за это часто все большие и большие деньги. Маршрутки же предлагали довольно высокую степень гибкости, возможность выбора средств перемещения в городе. Мне кажется, что, с одной стороны, здесь есть озабоченность качеством транспортной инфраструктуры, стремление повысить это качество для горожан. С другой стороны, процедура, по которой происходил переход на новые рельсы обслуживания, остается крайне запутанной и вызывает вопросы. Например, не попытался ли унитарный перевозчик таким образом нарастить свою долю в городе, хотя "Мосгортранс" является субсидированным предприятием. Но, возможно, сама процедура, конкурс каким-то образом мог иметь для него положительные денежные решения. То, каким образом происходили тендеры, розыгрыш маршрутов в городе, об этом информации очень мало. Хотелось бы знать, как это происходило, каким образом создавалась новая маршрутная сеть.

Те районы, которые входят в Новую Москву, до сих пор государственными перевозчиками обслуживаются из рук вон плохо. Там жители полностью зависят от частных перевозчиков

– Какие районы Москвы, на ваш взгляд, имеют наибольшую потребность в такого рода транспорте, где маршрутки в большей степени обеспечивали потребности горожан?

– Насколько мне известно, те районы, которые входят в Новую Москву, до сих пор государственными перевозчиками обслуживаются из рук вон плохо. Там жители целиком и полностью зависели и продолжают зависеть от частных перевозчиков, которые готовы крайне быстро адаптироваться под запрос на мобильность от горожан. Я знаю, что на Речном вокзале и в районе Юго-Западной увеличились очереди и время ожидания транспорта. Сложнее всего, мне кажется, обслуживать новые территории, так как "Мосгортранс", на мой взгляд, является структурой очень большой, и довольно инертной. Во многих моментах ей сложно реагировать на запросы жителей. Кроме того, сложности есть в районах, где существует сложная дорожно-уличная сеть, характерная для той же самой Новой Москвы. Там проще обслуживать людей маршрутками, чем большими автобусами.

– Те проблемы, на которые жалуются горожане – увеличение времени ожидания автобусов, их переполненность – это болезни переходного периода?

– Трудно дать универсальный ответ на этот вопрос. Насколько мне известно, на тех маршрутах, которые были реорганизованы, частные перевозчики обязаны соблюдать интервал движения и график работы. Возможно, в каких-то случаях частные перевозчики эти нормативы не соблюдают. В некоторых случаях крупные городские автобусы на 80–90 пассажиров заменили на микроавтобусы. Я не знаю, является ли это болезнью переходного периода. Надеюсь, что это так. И требования по графику, и по интервалу работы будут соблюдаться. С другой стороны, опять же непонятно, являются ли адекватными установленные сверху интервалы для частников, которые работали по загрузке и очень хорошо во многих местах обслуживали горожан. В целом контроль над системой общественного транспорта почти всегда ведет к уменьшению гибкости этой системы и снижению ее эффективности.

– Заммэра Максим Ликсутов назвал маршрутки "пережитком прошлого". А на ваш взгляд, для такого рода транспорта есть место в современном мегаполисе?

– Существовавшая взаимодополняющая кооперация между "Мосгортрансом", который улучшал качество своих сервисов, и рыночными перевозчиками была очень эффективной. И если было необходимо повышать безопасность перевозок, менять автопарк, обеспечивать мобильность людей с инвалидностью в маршрутках, то это можно было сделать другими способами. В определенных условиях маршрутки должны иметь место в современном мегаполисе. И в Москве они неплохо прижились и эффективно работали, – заключает Александр Акишин.

Изменения в работе маршруток произошли во всех округах Москвы, за исключением Зеленограда и Троицкого и Новомосковского административных округов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG