Ссылки для упрощенного доступа

Суд по делу "Кировлеса". День третий


Блогер Алексей Навальный
Блогер Алексей Навальный
18.25

Сегодня в Ленинском районном суде Кирова были допрошены свидетели по делу "Кировлеса". Алексей Навальный вновь сам часто вел допросы, выявляя значительные расхождения между устными показаниями свидетелей и сочиненными для них письменными показаниями предварительного следствия, а также между показаниями различных свидетелей. Тем не менее эти противоречия не помешали судье отпустить с судебных заседаний ключевого свидетеля Вячеслава Опалева, показания которого были зачитаны четыре раза, но он все равно продолжал в них путаться. В ходе допросов Навальный и Офицеров обнаружили несостыковки в аудиторской проверке "ВЛК", которую проводила свидетель Татьяна Загоскина, а также в данных по сумме дебиторской задолженности "ВЛК". Неясной осталась ситуация с долей "Кировлеса" среди иных контрагентов "ВЛК". Если бы в Кирове был суд, то сегодня же дело было бы возвращено в прокуратуру. Но у нас – судилище и цирк.
С вами был Егор Осипов.


18.20
Несмотря на просьбы стороны защиты оставить Опалева, к которому сегодня было очень много вопросов (и который уже стал объектом интернет-творчества) ввиду того, что он часто путался и не помнил своих показаний, суд принял решение отпустить его и не обязывать присутствовать на судебных заседаниях.
На сегодня слушания окончены.
Судебное заседание перенесено на 9.00 завтрашнего дня.

18.06
Бессмысленно пересказывать содержание допроса Загоскиной Офицеровым, но в целом ситуация такова: на конкретные вопросы по конкретным суммам и положениям свидетель отвечает: "Я не помню того, что было 4 года назад", "Проверка проводилась выборочно", "У нас есть данные специализированных фирм", "Не было такой необходимости" и проч.
"Загоскина проверка " – отличное словосочетание, по-моему.

18.01

Офицеров допрашивает Загоскину:
– Вы брали отгрузки или договора?
– В основном отгрузки.
– Ранее вы говорили, что договоры, заключенные во втором квартале [2009 года]
– Так договоры.

18.00

Евгений Фельдман из "Новой Газеты" дал точное определение ситуации:


17.51

Навальный допрашивает Загоскину в первую очередь по поводу того, что ее аудиторский отчет содержит выборочные исследования среди тех 92% контрагентов, также покупавших лес, помимо ВЛК, долю которой она определила в 8%. Навальный пытается выяснить, не покупал ли кто из тех 92% контрагентов дешевле рыночной стоимости (о формулах выведения оной они также спорят) или дешевле "Кировлеса".

Навальный – Загоскиной:
– Кто вам сообщил рыночную цену? У кого вы их запрашивали?
– Мы запрашивали документы других фирм, которые делали аналогичные исследования.


Загоскина: Да-а, два дня в комнате ожидания свидетелей – это нечто.
Навальный: Два дня на скамье подсудимых – вот это нечто, вот что я вам скажу.
Загоскина: Почему вы так со мной разговариваете?!

17.33
Алексей Навальный выясняет, как возможно провести аудит такого предприятия как "Кировлес" в течение пяти дней.

Навальный – Загоскиной:
– Пять-шесть дней два аудитора делают аудит предприятия, где работают более четырех тысяч человек, где 36 лесхозов. Вы умудрились изучить всю документацию, побеседовать со всеми необходимыми вам представителями лесхозов. Вы работали 25 часов в сутки?
– Это мое право, мое дело.
– 25 часов в сутки? За 100 часов вы полностью провели аудит предприятия и написали заключение?

Судья: Как вам это, действительно, удалось? Ваша проверка достоверна?

– Если Вас интересует конкретно, что достоверно или недостоверно, я могу ответить.
– Что в заключении недостоверно?
– Все там достоверно.


17.23

Загоскина считает, что от сотрудничества с ВЛК "Кировлес" понес убытки. "Сотрудничество было невыгодно, – говорит она. – Несколько договоров перезаключили на ВЛК, изменились только пункты стоимости и сроков оплаты.
Цены стали ниже, это обернулось потерями".
"Навальный говорил, что приводимые нами рыночные цены не соответствовали действительности".
Для линии защиты это определенно не самое лучшее развитие событий.

17.20

И даже так:



17.13
Очередной свидетель – Татьяна Загоскина. Проводила аудит "Кировлеса" в 2009 году. Запрашивала договоры по сбытовой деятельности "Кировлеса". За май и июнь 2009-го ВЛК имело лидирующую роль – 8% в общем объеме покупателей "Кировлеса".

А между тем:


17.00


Из вопросов защиты Змееву:
– В ваши должностные обязанности входил контроль дебиторской [ВЛК] задолженности, сможете назвать ее сумму?
– 120 миллионов рублей.
– А Опалев называл цифру в 200 миллионов. Кто из вас врет: вы или Опалев?
– Не могу сейчас сказать.
– Имели ли место факты безвозмездной отгрузки леса?
– Нет.

16.42

Допрос Маковеева окончен. Все согласились его отпустить. Вызван свидетель Сергей Змеев. Говорит тихо. Кажется, тоже все выучил. Ответы схожи с ответами предыдущего свидетеля.

16.35

Офицеров – Маковееву:
– Помните, вы мне в мае [2009 года] отправляли цены для отгрузки по ВЛК? Эти цены были ниже?
– Не могу сказать, что ваша цена была ниже. Я понимал, что "Кировлес" поставок таких не сможет обеспечить.

Уже третий свидетель не имеет сведений о том, чтобы Алексей Навальный получал финансовую выгоду от операций между ВЛК и "Кировлесом".



16.13

Спустя семь часов после начала заседания суд пригласил третьего свидетеля – юриста по образованию, коммерческого директора ВЛК в апреле-июне 2009 года, Маковеева. Он, в пример предыдущим свидетелям, помнит почти все и отвечает в целом грамотно, согласно нормам русского языка. Исполнением договора между ВЛК и "Кировлесом" он не занимался и не давал никаких указаний по его исполнению.

15.55
Навальный в процессе допроса свидетеля Буры обнаружил, что не совсем известно, куда исчезли 200 миллионов рублей, которые Опалев называл сверхминималкой. Показания свидетелей расходятся относительно доли ВЛК в "Кировлесе".

15.39

Навальный – Буре:
– "Кировлес" отгружал ли безвозмездно ВЛК продукцию?
– Нет, не отгружал. Была дебиторская задолженность
– В каком размере была задолженность?
– Не могу ответить.


15.20


Петр Офицеров выясняет, как получалось так, что спрос на низкосортную продукцию имелся, но продукция длительное время не реализовывалась и задерживалась на складе.
Из речи Буры следует, что контракты то были, то их не было, то она не знает.

Теперь Навальный обратил внимание на разницу в показаниях Буры: согласно письменным показаниям перезаключено шесть договоров, устно свидетель называет больше десяти. Бура ответить затрудняется, кивает на протокол. Противоречия с показаниями Опалева. Бура многое не помнит.

Марьяна Торочешникова: "Навальный: Вы говорите о сотрудничестве с компанией из Соликамска. Опалев говорит, что договора с ними не было. Что правда? Бура: не могу ответить".

Из ответов Буры: "Я не помню сейчас", "Я не могу сейчас назвать эти цифры", "Я не знаю, не могу ответить на этот вопрос".

Простите, но других ответов сегодня почти нет.


15.10
Когда прокурор начал оглашать условия приложений к договорам о поставке леса, судья, с подачи бдительного адвоката Давыдовой, его остановил.

Сторона обвинения закончила допрос.
Вопросы теперь задают адвокаты Навального и Офицерова.


14.55
"В показаниях Буры речь идет об условиях поставки покупателям и качестве продукции "Кировлеса", а тем временем Вячеслав Опалев (он сидит за спинами прокуроров), которого оставили в зале, либо спит, либо страдает от головной боли", – передает наш корреспондент Марьяна Торочешникова.

И как раз сейчас Путин отвечает на вопрос о Навальном: он, видите ли, уверен, что разбирательство будет объективным. Личные указания давал. Ну, ладно, он же "с народом общается".


14.42
Поехали!
Теперь Буре зачитываются ее показания с предварительного следствия.
Все возражения и аргументы защиты о том, что это вновь "инструктаж" свидетеля – мимо судьи. Прокурор опять тренирует технику чтения – разобрать можно лишь половину. Надеется, что Бура запомнит свои показания с первого раза.

14.39
Ну Бура хоть и приемная дочь, а методы обучения те же:




14.30

Сторона обвинения допрашивает Марину Буру, приемную дочь Опалева, начальника коммерческого отдела "Кировлеса", а по совместительству еще и коммерческого директора ВЛК.


– Чья была инициатива трудоустроить вас в ВЛК?
– Офицерова... Сначала я отказалась. В дальнейшем я согласилась.


Бура: "Ситуация в 2009 году в предприятии была нормальная, не кризисная".
Это с долгом-то в 200 миллионов.


14.10
Обвиняемые вернулись с обеда в ближайшем кафе. Допрос свидетелей продолжается.
Алексей Навальный пишет, что, скорее всего, сейчас будут допрашивать дочь Опалева.

13.30
В Киров для того, чтобы поддержать Навального, приехал Олег Шеин.




13.15
А обедать мы будем под этот Coub.



13.07
Четырехчасовой допрос Опалева окончен. По решению суда он оставлен в зале заседания с приставами, чтобы исключить возможность общения с недопрошенными свидетелями. Объявлен обеденный перерыв до 14.00.


13.05


13.01

Навальный закончил свой допрос. Передавать его содержание было довольно сложно, потому что Навальный, скорее, психологически атаковал Опалева, нежели пытался получить нужные ему показания, затронув действительно большой массив информации.

Краткий синопсис ответов Опалева:
В протоколе все записано. Не помню щас. Господин Навальный задает вопросы по кругу. Я могу ответить на этот вопрос, но я не желаю. Не знаю, как ответить на этот вопрос, если честно.

12.55
Навальный предъявляет к Опалеву свою основную претензию: на свидетеля Опалева 12 января 2011 года Следственным управлением регионального УВД было заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями"). Следствие утверждало, что в марте 2009 года Опалев противозаконно совершил сделку объемом в 1 миллион рублей с ООО "Кировлеспроект", в котором работал сын свидетеля и которое располагалось на территории "Кировлеса". "Кировлеспроект" производил работы на арендуемых "Кировлесом" участках леса, которые не состояли в его пользовании. Дело было закрыто.


12.48

– Каким же образом я вас принуждал, если вы ничего не выполняли?
– Я уже, а, нет, выполнял, как мог. Вы давали указание увеличить обороты через ВЛК.

Опалев: "Уважаемый суд, просто тут господин Навальный задает некоторые вопросы по кругу".
Навальный: "Разумеется, я задаю вопросы по кругу, потому что я не хочу сесть на 10 лет".

Суд снимает все вопросы Навального, которые касаются предыдущего уголовного дела, по которому уже условно осужден Опалев.

12.34

Опалев – Навальному:

– Как правильно ответить на этот вопрос?
– Отвечайте как знаете, что уж.

Свидетель совсем потерялся: Опалев перестал понимать вопросы, и ответа порою приходится ждать до минуты, а иногда Вячеслав Николаевич и сам задает вопросы Навальному.





12.15
Навальный вновь лично выступает в суде. Ведет допрос забывшего все, что можно, Опалева.
Навальный – Опалеву:

– Какая сумма дебиторской задолженности КОГУП в 2009-м?
– Не помню щас.
– На скольких совещаниях присутствовал Офицеров?
– Не помню щас.
– Кто еще присутствовал на этих совещаниях?
– Не помню щас.

– Сначала я вам рассказал, что планируется создание ВЛК, а после познакомил с Офицеровым. В написанных для вас показаниях утверждается обратное. Как было на самом деле? Что было сначала?
– Я подтверждаю то, что в протоколе.
Судья: "Свидетель, вы помните, что было в показаниях?"
– Не помню щас.

– В каких случая ВЛК покупала продукцию ниже установленного порога?
– Не помню.
– Были ли компании, которые покупали еще дешевле "Кировлеса"?
– Не помню щас.

11.51
Заседание продолжается. Опалев отвечает на большинство вопросов стороны защиты так: "В показаниях у меня все прописано, все зафиксировано в показаниях".

Свидетель надоел даже судье:
Опалев: В показаниях...
Навальный: Вы должны отвечать на мои вопросы в суде.
Судья: Свидетель, либо отвечаете на вопрос, либо нет. На конкретные вопросы – помните, не помните. Понятно? Не нужно ссылаться на показания.


11.35
Адвокат Навального Ольга Михайлова – Опалеву:

– Сколько филиалов было в 2009 году у "Кировлеса"? (Даже я запомнил: 36 филиалов).
– Сколько прочитали следователи, столько и было. У меня голова другим занята сейчас, понимаете?

В суде объявлен перерыв на 10 минут. Опалев оставлен с приставами.

11.33

Наконец-то прокурор закончил зачитывать показания.
Прокурор: "Действительно ли Навальный спланировал план работы между "Кировлесом" и ВЛК?"
Опалев: "Ну это уже было в показаниях".
Зал: "Ну мы уже за вас выучили ваши показания, а вы все еще нет!"

Защита перешла к своему допросу. Начали с возражений относительно действий судьи.
Навальный: "Суд своим решением фактически лишил меня важнейшего инструмента защиты, а именно допроса ключевого свидетеля в суде. Его показания противоречат в ключевых пунктах. Ему были трижды прочитаны показания, которые он давал следователям Главного управления Прокуратуры, которые напрямую причастны к фабрикации всех уголовных дел против меня. Хочу обратить внимание суда на то, что, в связи с последними научными исследованиями, человеку, чтобы он запомнил текст, нужно прочитать его четыре раза. Давайте зачитаем свидетелю его показания в четвертый раз".


11.12
Ничего, вроде бы, интересного на суде уже час не происходит, но прокурор зачитывает письменные показания Опалева уже в третий раз. Гораздо медленнее: все в зале суда эти показания, наверное, запомнили. Запомнил ли свои показания свидетель Опалев Вячеслав Николаевич?


Главный свидетель обвинения Опалев



10.51
Прокурор, зачитывая показания: "Ой-ой, это к делу не относится".
Ясно, что эти показания были зачитаны перед допросом со стороны защиты для того, чтобы напомнить Опалеву то, что он должен говорить на суде. Но прокурор читал так, что вспомнить что-либо у Опалева вряд ли получилось. Зачитывание продолжается:


10.45
Из сочиненных показаний Опалева следует, что ВЛК – всего лишь лишний посредник.


10.30
В показаниях обнаруживаются удивительные подробности. Так, Марина Валерьевна Бура – начальник коммерческого отдела "Кировлеса", которую Опалев просил взять на работу, – приемная дочь Опалева, а не просто какой-то экономист.

10.20
Прокурор Евгений Черемисин читает с такой скоростью, что разобрать невозможно практически ничего. Впрочем, судье, наверное, и не нужно.


10.18



10.07
Прокурор читает показания Опалева. Адвокат Светлана Давыдова прерывает его и возражает: сторона обвинения заявила ходатайство чтения показаний только в части противоречий, то есть чтобы выяснить – о 16 или о 14 миллионах идет речь. Судья говорит, что противоречий было много, и просит продолжить чтение показаний.

10.03
Навальный: "Теперь Опалев, который путается, услышит те показания, которые ему сфабриковали. Мы просим допросить его до оглашения этих показаний".
Вопреки возражениям лично Навального суд принимает решение приобщить показания Опалева, данные в ходе предварительного следствия. Делается это, повторюсь, до допроса Опалева стороной защиты.

10.00
Спустя час допрос первого свидетеля продолжается:
– На момент вашего увольнения все денежные средства были перечислены?
– Точно я не помню, но было 8 миллионов долга.

Опалев опять многое не помнит. Прокуроры снова настаивают на оглашении ранее данных на следствии показаний Опалева.

9.55
Прокурор: Опалев допустил ряд противоречий в своих показаниях: в хронологии, в суммах, поэтому мы ходатайствуем об оглашении показаний, данных им в ходе предварительного следствия.

Давыдова: Показания Опалева о том, что он не помнит, не являются противоречием. Прокурор может задать уточняющие вопросы. Мы выступаем против приобщения показаний Опалева, данных им в ходе предварительного следствия.

В итоге прокурор вернулся к допросу.

9.46

– Как давно работаете в этой сфере?
– С 1975 года.
– Как считаете, Офицеров был компетентен в понятиях лесопромышленности?
– У них понятие было только "купи-продай".

9.44
– Каково было мнение Навального по аудиторской проверке?
– Навальный с выводами проверки не был согласен.
– Почему?
– Не могу сейчас объяснить. Не помню уже... У него было желание банкротить предприятие. Вот это я помню.


9.40 Опалев: Аудиторскую проверку ВЛК требовал Навальный.

9.30 Опалев утверждает, что договор между "Вятской Лесной Компанией" и "Кировлесом" был невыгоден, "условия договора были практически мутные; ничего путевого не было прописано, вспомнить не могу. "Опалев вообще-то является соучастником "преступной группы", но показания дает, будто он потерпевший.

9.26

9.10
Начался допрос свидетелей обвинения. Показания дает Вячеслав Опалев – инженер, ранее осужденный по этому делу условно. Именно на его показаниях строится основа обвинения. Он уже осужден на четыре года условно по этому же делу. Говорит, что знает Навального по работе в "Кировлесе" и "неприязни к нему не испытывает".


9.08 Ажиотаж заметно поутих. Сегодня весь день предполагается допрашивать свидетелей обвинения.

9.00 Сегодня в Ленинском районном суде Кирова продолжится суд над Алексеем Навальным. Это третий день слушаний. Заседание суда уже должно начаться, однако сторон в зале пока что нет, как нет и сторонников Навального у здания суда.
XS
SM
MD
LG