Фрески Дионисия в фотографиях Юрия Холдина

Дионисий с сыновьями расписал храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря за 34 дня

В Третьяковской галерее открылась фотовыставка «Фрески Руси. Дионисий». Все снимки сделаны известным мастером Юрием Холдиным в Ферапонтовом монастыре, который включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


В Третьяковской галерее фотовыставки проходят крайне редко. Этот музей все-таки ориентирован на пластическое искусство. Однако, для работ Юрия Холдина сделали исключение.


Дионисий с сыновьями расписал храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря за 34 дня. Холдин снимал комплекс этих фресок 10 лет! Столько времени понадобилось не только для того, чтобы охватить всю настенную живопись. Рассматривая работы мастера, вспоминаешь: буквальный перевод слова «фотография» — «светопись». Обычно фрески снимают ночью, при искусственном освещении, благодаря чему получаются достаточно жесткие контуры с непроницаемыми пятнами черных теней. Хуже всего выглядит то, что написано на вогнутых поверхностях храма. Авторский метод Юрия Холдина позволяет фотографировать днем: «Мы взяли за эталон передачи цвета фресок Дионисия летний солнечный день, когда охра вспыхивает, загорается празднично, и в то же время можно воспринять это и как богослужебное время, когда загораются свечи и охра окрашивается в такой теплый золотистый цвет, а голубая и синяя краски немножко успокаиваются. И вот только тогда у нас стало получаться. Но эта работа не лежит в области репродуцирования или в области фотофиксации, потому что это уже интерьерная постановочная съемка. Конечно же, мы работали со светом, пространством и образом, в том числе и с образом композиций Дионисия. То есть для нас было все важно — и окно, и рамы, и стяжка, и пол, и дверь, — и, конечно же, фрески».


Искусствовед и реставратор Савва Ямщиков рассказывает: «Фрески снимать очень трудно, кстати сказать, и иконы. Но то, что я увидел, когда мне Юрий Иванович Холдин показал… Я знал его альбом великолепный о Дионисии, но когда он мне показал оригиналы, я понял, что, наряду с копиями, имею дело еще с одной фундаментальной ипостасью сохранения для потомков вот этого наследия».


«Хотя бы потому, — говорит Савва Ямщиков, — что фрески такие хрупкие. Если что, не дай Бог, случится, — реставраторы смогут опереться на снимки Юрия Холдина».