Наблюдатели полагают, что идеологической основой для послания Владимира Путина Федеральному Собранию стали последние выступления Александра Солженицына

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Кирилл Кобрин: Президент России Владимир Путин обратился сегодня к Федеральному собранию с ежегодным посланием. Как обычно, речь главы государства посвящена основным проблемам внутренней и внешней политики. Мероприятие это переносилось, и российские журналисты со ссылкой на некие кремлевские источники говорили о том, что Путин остался недоволен первым вариантом документа и заставил его перерабатывать. Некоторые эксперты ожидали серьезных заявлений, в частности, внешнеполитических, и даже сюрпризов. О том, сбылись ли эти ожидания, о содержании обращения Владимира Путина рассказывает наш корреспондент Данила Гальперович.



Данила Гальперович: Владимир Путин в послании-2006 был артистичен, ироничен, и, по слухам из кремлевских кулуаров, основная заслуга в этом - некоей новой команды спичрайтеров, которые подготовили документ, не сошедшийся с прогнозами политиков. О международной политике и роли в ней России там было мало, а много - о демографии и обороне, причем демографическую тему Путин начал так.



Владимир Путин: А теперь о главном. Что у нас главное? О, правильно, в Министерстве обороны знают, что нас самое главное. Речь действительно пойдет о любви, о женщинах, о детях.



Данила Гальперович: Президент России, по выражению слушавших его политиков, просто ошеломил их потоком предложений и цифр.



Владимир Путин: Предлагаю программу стимулирования рождаемости. А именно, меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка. Считаю необходимым кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком до полутора лет. На первого ребенка - с 700 рублей поднять до 1,5 тысяч рублей. А на второго ребенка - до 3 тысяч рублей ежемесячно.



Данила Гальперович: Перейдя к теме обороноспособности России, Владимир Путин был настолько серьезен, как будто бы речь шла о подготовке к третьей мировой войне.



Владимир Путин: В течение ближайших пяти лет предстоит существенно повысить оснащенность стратегических ядерных сил современными самолетами дальней авиации, подводными лодками и пусковыми установками ракетных войск стратегического назначения. У нас с вами должны быть вооруженные силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется - и в нескольких локальных конфликтах. Мы должны при любых сценариях гарантировать безопасность и территориальную целостность России.



Данила Гальперович: И все же о международных делах президент России высказался в жанре "наш ответ Керзону": в следующих его словах многие увидели реакцию на недавние критические замечания вице-президента США Дика Чейни в адрес Москвы.



Владимир Путин: Как говорится, товарищ Волк знает, кого кушать. Кушает и никого не слушает. И слушать, судя по всему, не собирается. Куда только девается весь пафос необходимости борьбы за права человека и демократию, когда речь заходит о необходимости реализовать собственные интересы? Здесь, оказывается, все возможно, нет никаких ограничений.



Данила Гальперович: Путин специально заметил, что о внешней политике будет говорить коротко, и перечислил страны, с которыми Россия поддерживает особые отношения. Оказалось, что это все страны мира.



Владимир Путин: Особое значение для нас, как и для всей международной системы, имеют отношения России с Соединенными Штатами Америки, с Китайской Народной Республикой, с Индией, а также с быстро набирающими силу странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки.



Данила Гальперович: Ни разу не была упомянута Чечня, ничего не говорилось о недавних вспышках ксенофобии и опасности радикального национализма. Наоборот, президент России сказал, что приезжие должны уважать российские традиции и желательно быть квалифицированной рабочей силой. Как полагают многие наблюдатели, идеологической основой для нынешнего послания Владимира Путина Федеральному Собранию стали последние выступления Александра Солженицына, которого президент России, говоря о "сбережении народа", просто процитировал.