Истории Запада и Востока. Власти Испании приняли "Закон о половой идентичности"

Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.



Надежда Перцева: Власти Испании только что приняли так называемый " Закон о половой идентичности " .



Виктор Черецкий: Закон касается исключительно транссексуалов. Его суть в том, что отныне они получат право официально менять имя без предварительной операции по изменению пола. Министр юстиции Испании Фернандо Лопес Агилар.



Фернандо Лопес Агилар: После получения справки от врача, свидетельствующей о том, что заявитель находится в процессе транссексуальной эволюции, он может претендовать на изменение имени и пола в официальных документах. При этом ему не обязательно подвергаться хирургическому вмешательству.



Виктор Черецкий: До сих пор транссексуалы в Испании имели право на изменение имени, пола и, соответственно, документов, только по решению суда, и только после операции. Ну, а у тех, кто с операцией по тем или иным причинам не спешил, возникало множество проблем. Ведь каждый раз, предъявляя документы, им приходилось объяснять, почему, к примеру, " он " по удостоверению личности женщина или почему " она " по документам мужчина.


Хорхе, в документах которого значится женское имя Инмакулада.



Хорхе: Я мужчина, который родился с женской анатомией. Поэтому мне приходится постоянно претерпевать унижения. И так на протяжении 32 лет моей жизни.



Виктор Черецкий: Хорхе - член испанской "Государственной федерации лесбиянок, геев, транс- и бисексуалов", массовой общественной организации, которая пользуется в Испании большим влиянием - и в общественной, и в политической жизни страны. По ее настоянию правительство Испании одобрило летом прошлого года закон, разрешающий однополые браки. Причем, лица, вступающие в такие браки, получили те же права, что и мужчины, и женщины, вступающие в браки традиционные - вплоть до усыновления детей.


Однако проблема транссексуалов тогда не была решена. Правительству, судя по всему, было не до них: однополые браки вызвали крайне негативную реакцию консервативной парламентской оппозиции и католической церкви.


Промедление вызвало бунт в стане самой правящей Социалистической рабочей партии. Карла Антонелли, координатор по вопросам транссексуалов в группе по работе с сексуальными меньшинствами федерального руководства партии, пригрозила правительству голодной забастовкой. Свою позицию, Карла, в прошлом мужчина, объяснила следующим образом.



Карла Антонелли: Речь идет о гражданских правах, об основных правах человека. Поскольку по сей день мы не можем реализовать себя в обществе.



Виктор Черецкий: Дело в том, что среди испанских транссексуалов - до 90 процентов безработных, поскольку многие испанские предприниматели относятся к ним с недоверием, и на работу не принимают. Хотя дискриминация из-за принадлежности к сексуальным меньшинствам в современной Испании наказуема, так же, как и дискриминация по половым, религиозным или расовым признакам. Однако еще четверть века назад, при режиме генерала Франко, гомосексуалисты и транссексуалы приравнивались к преступникам и подлежали суду и тюремному заключению.


Что касается числа лиц, которых коснется новый закон, то в Испании только зарегистрированных транссексуалов - около 3 тысяч и, возможно, еще больше незарегистрированных.


Теперь, когда противоречий между внешностью и документами не будет, транссексуалы надеются, что окружающие перестанут обращать на них внимание. К тому же смена документов будет производиться без огласки - административным путем. Педро Сероло, член руководства Соцпартии, секретарь по работе с общественными организациями.



Педро Сероло: Вопрос о смене пола перестает быть прерогативой судебных властей и становится чисто административным.



Виктор Черецкий: Между тем, власти пока молчат об одном из основных требований транссексуалов - о бесплатных операциях по изменению пола. Дело в том, что здравоохранение в Испании в основном управляется и финансируется на региональном и городском уровне. И кое-где, к примеру, в Андалузии, эти операции уже осуществляются бесплатно. В других провинциях данный вопрос находится в стадии обсуждения.