В Москве в клубе "Сине-фантом" состоялся показ фильма о запрещенной национал-большевистской партии, собравший несколько международных наград. На показе побывал корреспондент Радио Свобода.
Документальный фильм "Революция, которой не было"(2008) российско-финско-эстонского производства, который сняла молодой режиссер Алена Полунина, выйдет в прокат во Франции и французских кантонах Швейцарии. Фильм получил специальный приз жюри на международном фестивале документальных фильмов в Чехии и специальный приз на фестивале документального кино и анимации в Лейпциге (Германия) в 2008 году, приз за лучший документальный фильм на кинофестивале в Триесте (Италия) и награду на парижском фестивале документального кино "Cinema du Reel" в 2009 году. Последний приз и обеспечил возможность проката кино во Франции.
В России фильм был отмечен призом "За уникальное отображение политической действительности" на фестивале несистемного кино "Кинотеатр.DOC" в 2009 году.
Фильм полон и эмоционального напряжения и абсурда: с одной стороны, уровень насилия, которому подвергаются оппозиционеры – угрозы, тюрьмы, наконец, убийства - чрезвычайно высок. С другой, ощущению Армагеддона мешают вопросы, которыми задаются и авторы фильма, и их герои: за что? почему? стоит ли? причем тут демократия? Убежденность и безрассудство, преданность и сомнения, отчаяние и усталость – в героях "Революции" есть все.
- Десять лет в партии – это как героиновая зависимость, от нее невозможно запросто отказаться - рассказывает Григорий, бывший второй человек в лимоновской партии. О своем духовном поиске он рассказывает на работе, омывая труп в морге.
В одной из начальных сцен зритель видит зловещую тюремную вышку. За захват министерства финансов России пять лет в колонии провел лимоновец Анатолий, сын Григория. Фактически, отец и спланировал мероприятие, за участие в котором Анатолий попал в тюрьму. Однако совесть отца не мучает. Эдуард Лимонов вообще видит в тюремном заключении только позитивную сторону : "Зато такая волна поднялась в прессе, весь мир тебя знает. Даже когда я сидел, такого не было",- хлопает он юношу по плечу.
Бегая под арками старомосковских домов, лидер питерских лимоновцев Андрей Дмитриев рассказывает, что он и его товарищи по партии подвергаются регулярной слежке сотрудников УБОПа в преддверии Маршей несогласных. Сами марши разгоняются ОМОНом с дубинками и щитами. На большом экране все красочно. Несколько сотен манифестантов выглядят как несколько тысяч, и кажется, что Кремль, на худой конец, Смольный, будут вот-вот взяты.
В еще одной яркой сцене Андрей Дмитриев рассказывает, что на допросе в милиции его угрожали изнасиловать, отправить в камеру к гомосексуалистам, если он не откажется от своей деятельности. Милиционер даже сорвал с него одежду и уже расстегнул ширинку. "Не мог же я об этом на пресс-конференции сказать", - жалуется лимоновец.
Апофеоз фильма – сцена похорон лимоновца Юрия Червочкина, убитого в 2007 году. За час до смерти Червочкин дозвонился в редакцию оппозиционного издания и утверждал, что за ним следят четверо рубоповцев.
За какую же борьбу подвергаются гонениям эти революционеры?
"Ре-во-лю-ция!" - самый популярный лозунг революционеров. (Иногда они кричат "Есть такая партия!", но этого в фильме нет). Кричалка "Наше имя – Эдуард Лимонов!" подчеркивает преданность молодежи старшему лидеру.
66-летний "Дед" (так революционеры между собой называют Лимонова) призывает молодых партийцев "свергнуть эту преступную власть" и установить демократию, справедливость и социализм.
"Мы должны победить на выборах в 2008 году", - говорит Лимонова в поезде Москва-Санкт-Петербург, куда он едет вместе с Каспаровым проводить очередной марш несогласных в апреле 2007 года. "А меня интересует только, попаду ли я в одну камеру с товарищем или в разные", - шепчет с верхней полки рядовой лимоновец.
Марш прошел. Вопреки мечтам революционеров, ни Смольный, ни "Аврора" не были взяты (не то что в 1997 году, когда лимоновцам удалось захватить крейсер).
Революционеры, тем не менее, как выяснилось, были намерены победить на президентских выборах в марте 2008 года. На экране "Другая Россия" решает, что Гарри Каспарова не выберут из-за нерусской внешности - Лимонова – из-за его маргинальности. В общем, остается один бывший премьер-министр Михаил Касьянов. Кроме него - некому.
Эти сцены понравятся тому, кто любит наблюдать за "внутренней кухней" внесистемной оппозиции - оказывается, оппозиционеры разумны и отдают себе отчет в своих шансах на победу.
Выборы президента России закончились неудачей оппозиции. Зритель узнает, что кандидатуру Касьянова отказались зарегистрировать.
- Кругом враги, - убедительно произносит с трибуны Касьянов. Этот кадр намеренно повторяется дважды...
После того как "революция" провалилась, каждый стал искать свою правду. Григорий всерьез подался в религию. Появляется новый персонаж - игумен, которого встречает лимоновец. Батюшка рассказывает, как при советской власти его выгнали из партии, приписывали несовершенные преступления, и как в итоге из дворника он превратился в священника.
Выпив вместе с лимоновцами в церкви, батюшка заявляет, что при Сталине был порядок, не то что сейчас – ведь не сажают даже гомосексуалистов, а преступников надо на виселицу.
- И хорошо, ведь казнили бы прежде всего нас, а не гомосексуалистов. Ведь это мы - противники власти, - пытаются переубедить его лимоновцы.
Один из самых забавных эпизодов в фильме - вручение медали Андрею Дмитриеву. Награду вручили в Северной Корее – за пропаганду идей чучхе в России. Довольный, Дмитриев надевает подарок – серую шинель а-ля Ким Чен Ир, в ней он теперь ходит на партсобрания. Словно для контраста с серым цветом, фильм заканчивается кадром, в котором рабочие - монтеры путей - повернулись к зрителю спиной и уходят в оранжевых телогрейках вперед, по шпалам. Метафора прозрачна: перспектива победы "оранжизма" в России все отдаляется, как и эти рабочие.
В эпилоге фильма Андрей Дмитриев произносит свой монолог, отвечая на вечные вопросы революционера - "Кто виноват?" и "Что делать?"
- Мы не победили. Это не мы виноваты – это страна такая. Привыкли жить в несвободе. А это же менталитет, как его сломаешь? - голос оппозиционера звучит потерянно. - Не знаем, что сейчас делать. Поддержки у нас с каждым годом все меньше. Мы уже занимаемся не политической борьбой, а какой-то метафизикой.
Фильм ценен своей документальностью - все герои и события реальны, и неудивительно, что картина отличается убедительностью. Священник вообще не мог притворяться в том состоянии, в котором его застала камера. Удивительны детали, зафиксированные автором. Омовение трупа под разговоры о политике, летающие фаллосы (одна из провокаций прокремлевских движений на собрании оппозиции), шинель в подарок за пропаганду чучхе, батюшка, любящий Сталина... И при этом - кадры похорон Юрия Червочкина.
Срез российской оппозиции, а может быть, даже российского общества, удался автору. Противоречия во взглядах, в которых, герои, возможно, сами не отдают себе отчет, на экране бросаются в глаза. Демократия и чучхе, идеи необходимости диктатуры и свободы у героев фильма удивительным образом сочетаются. Однако революционеры ведь собираются разобраться с менталитетом страны, а не со своим.
Фильм Алены Полуниной - неоднозначный и объемный. Неслучайно он вызвал ожесточенную критику лимоновцев. Некоторые из них утверждают, что для лимоновца важна не столько преданность лидеру, сколько ежедневная борьба за свои права - расклейка листовок, разнообразные акции прямого действия (например, расстелить матрасы в министерстве образования в знак протеста против непредоставления мест в студенческих общежитиях).
В интернете лимоновцы утверждают, что в картине недостаточно раскрыта их философия, они не так глупы, как это показано. Они умеют мыслить, зачитываются Стругацкими и сочинениями Лимонова. Они - молодые романтики.
Алена Полунина, видимо, так не считает и своим фильмом доказывает свою правоту.
Документальный фильм "Революция, которой не было"(2008) российско-финско-эстонского производства, который сняла молодой режиссер Алена Полунина, выйдет в прокат во Франции и французских кантонах Швейцарии. Фильм получил специальный приз жюри на международном фестивале документальных фильмов в Чехии и специальный приз на фестивале документального кино и анимации в Лейпциге (Германия) в 2008 году, приз за лучший документальный фильм на кинофестивале в Триесте (Италия) и награду на парижском фестивале документального кино "Cinema du Reel" в 2009 году. Последний приз и обеспечил возможность проката кино во Франции.
В России фильм был отмечен призом "За уникальное отображение политической действительности" на фестивале несистемного кино "Кинотеатр.DOC" в 2009 году.
Фильм полон и эмоционального напряжения и абсурда: с одной стороны, уровень насилия, которому подвергаются оппозиционеры – угрозы, тюрьмы, наконец, убийства - чрезвычайно высок. С другой, ощущению Армагеддона мешают вопросы, которыми задаются и авторы фильма, и их герои: за что? почему? стоит ли? причем тут демократия? Убежденность и безрассудство, преданность и сомнения, отчаяние и усталость – в героях "Революции" есть все.
- Десять лет в партии – это как героиновая зависимость, от нее невозможно запросто отказаться - рассказывает Григорий, бывший второй человек в лимоновской партии. О своем духовном поиске он рассказывает на работе, омывая труп в морге.
В одной из начальных сцен зритель видит зловещую тюремную вышку. За захват министерства финансов России пять лет в колонии провел лимоновец Анатолий, сын Григория. Фактически, отец и спланировал мероприятие, за участие в котором Анатолий попал в тюрьму. Однако совесть отца не мучает. Эдуард Лимонов вообще видит в тюремном заключении только позитивную сторону : "Зато такая волна поднялась в прессе, весь мир тебя знает. Даже когда я сидел, такого не было",- хлопает он юношу по плечу.
Бегая под арками старомосковских домов, лидер питерских лимоновцев Андрей Дмитриев рассказывает, что он и его товарищи по партии подвергаются регулярной слежке сотрудников УБОПа в преддверии Маршей несогласных. Сами марши разгоняются ОМОНом с дубинками и щитами. На большом экране все красочно. Несколько сотен манифестантов выглядят как несколько тысяч, и кажется, что Кремль, на худой конец, Смольный, будут вот-вот взяты.
В еще одной яркой сцене Андрей Дмитриев рассказывает, что на допросе в милиции его угрожали изнасиловать, отправить в камеру к гомосексуалистам, если он не откажется от своей деятельности. Милиционер даже сорвал с него одежду и уже расстегнул ширинку. "Не мог же я об этом на пресс-конференции сказать", - жалуется лимоновец.
Апофеоз фильма – сцена похорон лимоновца Юрия Червочкина, убитого в 2007 году. За час до смерти Червочкин дозвонился в редакцию оппозиционного издания и утверждал, что за ним следят четверо рубоповцев.
За какую же борьбу подвергаются гонениям эти революционеры?
"Ре-во-лю-ция!" - самый популярный лозунг революционеров. (Иногда они кричат "Есть такая партия!", но этого в фильме нет). Кричалка "Наше имя – Эдуард Лимонов!" подчеркивает преданность молодежи старшему лидеру.
66-летний "Дед" (так революционеры между собой называют Лимонова) призывает молодых партийцев "свергнуть эту преступную власть" и установить демократию, справедливость и социализм.
"Мы должны победить на выборах в 2008 году", - говорит Лимонова в поезде Москва-Санкт-Петербург, куда он едет вместе с Каспаровым проводить очередной марш несогласных в апреле 2007 года. "А меня интересует только, попаду ли я в одну камеру с товарищем или в разные", - шепчет с верхней полки рядовой лимоновец.
Марш прошел. Вопреки мечтам революционеров, ни Смольный, ни "Аврора" не были взяты (не то что в 1997 году, когда лимоновцам удалось захватить крейсер).
Революционеры, тем не менее, как выяснилось, были намерены победить на президентских выборах в марте 2008 года. На экране "Другая Россия" решает, что Гарри Каспарова не выберут из-за нерусской внешности - Лимонова – из-за его маргинальности. В общем, остается один бывший премьер-министр Михаил Касьянов. Кроме него - некому.
Эти сцены понравятся тому, кто любит наблюдать за "внутренней кухней" внесистемной оппозиции - оказывается, оппозиционеры разумны и отдают себе отчет в своих шансах на победу.
Выборы президента России закончились неудачей оппозиции. Зритель узнает, что кандидатуру Касьянова отказались зарегистрировать.
- Кругом враги, - убедительно произносит с трибуны Касьянов. Этот кадр намеренно повторяется дважды...
После того как "революция" провалилась, каждый стал искать свою правду. Григорий всерьез подался в религию. Появляется новый персонаж - игумен, которого встречает лимоновец. Батюшка рассказывает, как при советской власти его выгнали из партии, приписывали несовершенные преступления, и как в итоге из дворника он превратился в священника.
Выпив вместе с лимоновцами в церкви, батюшка заявляет, что при Сталине был порядок, не то что сейчас – ведь не сажают даже гомосексуалистов, а преступников надо на виселицу.
- И хорошо, ведь казнили бы прежде всего нас, а не гомосексуалистов. Ведь это мы - противники власти, - пытаются переубедить его лимоновцы.
Один из самых забавных эпизодов в фильме - вручение медали Андрею Дмитриеву. Награду вручили в Северной Корее – за пропаганду идей чучхе в России. Довольный, Дмитриев надевает подарок – серую шинель а-ля Ким Чен Ир, в ней он теперь ходит на партсобрания. Словно для контраста с серым цветом, фильм заканчивается кадром, в котором рабочие - монтеры путей - повернулись к зрителю спиной и уходят в оранжевых телогрейках вперед, по шпалам. Метафора прозрачна: перспектива победы "оранжизма" в России все отдаляется, как и эти рабочие.
В эпилоге фильма Андрей Дмитриев произносит свой монолог, отвечая на вечные вопросы революционера - "Кто виноват?" и "Что делать?"
- Мы не победили. Это не мы виноваты – это страна такая. Привыкли жить в несвободе. А это же менталитет, как его сломаешь? - голос оппозиционера звучит потерянно. - Не знаем, что сейчас делать. Поддержки у нас с каждым годом все меньше. Мы уже занимаемся не политической борьбой, а какой-то метафизикой.
Фильм ценен своей документальностью - все герои и события реальны, и неудивительно, что картина отличается убедительностью. Священник вообще не мог притворяться в том состоянии, в котором его застала камера. Удивительны детали, зафиксированные автором. Омовение трупа под разговоры о политике, летающие фаллосы (одна из провокаций прокремлевских движений на собрании оппозиции), шинель в подарок за пропаганду чучхе, батюшка, любящий Сталина... И при этом - кадры похорон Юрия Червочкина.
Срез российской оппозиции, а может быть, даже российского общества, удался автору. Противоречия во взглядах, в которых, герои, возможно, сами не отдают себе отчет, на экране бросаются в глаза. Демократия и чучхе, идеи необходимости диктатуры и свободы у героев фильма удивительным образом сочетаются. Однако революционеры ведь собираются разобраться с менталитетом страны, а не со своим.
Фильм Алены Полуниной - неоднозначный и объемный. Неслучайно он вызвал ожесточенную критику лимоновцев. Некоторые из них утверждают, что для лимоновца важна не столько преданность лидеру, сколько ежедневная борьба за свои права - расклейка листовок, разнообразные акции прямого действия (например, расстелить матрасы в министерстве образования в знак протеста против непредоставления мест в студенческих общежитиях).
В интернете лимоновцы утверждают, что в картине недостаточно раскрыта их философия, они не так глупы, как это показано. Они умеют мыслить, зачитываются Стругацкими и сочинениями Лимонова. Они - молодые романтики.
Алена Полунина, видимо, так не считает и своим фильмом доказывает свою правоту.