Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.
Андрей Шарый: Сегодня Конституционный суд Германии принял важное для всей Европы решение. Согласно его вердикту, Лиссабонское соглашение о реформе руководящих структур Европейского союза в целом соответствует конституции страны. Суд, в то же время, посчитал необходимым отложить официальную ратификацию документа до принятия необходимых, по мнению суда, поправок к закону об участии парламента ФРГ в разработке общеевропейских документов и предписаний. Мнения большинства экспертов по европейской проблеме совпадают: сегодня достижение европейского единства стало чуть более реальным.
Юрий Векслер: Конституционный суд Германии рассмотрел жалобу нескольких депутатов Бундестага, среди которых, в частности, сын героя немецкого противостояния Гитлеру графа Штауфенберга. В жалобе утверждалось, что Лиссабонское соглашение ограничивает государственный суверенитет Германии, что передача многих компетенций Евросоюзу делает Бундестаг безвластным, и что многие правовые акты Евросоюза недостаточно демократически легитимированы. Суд в главном не согласился с заявителями, но решил, что роль национального парламента в разработке общеевропейских документов и предписаний должна быть законодательно усилена. До создания и принятия соответствующих поправок к закону о взаимодействии парламента Германии с Европейским парламентом президент страны Херст Келлер не имеет права подписать решение о ратификации Лиссабонского соглашения. Теперь парламентариям надо спешно разработать и принять поправки к закону о собственном участии в создании общеевропейских документов. Депутаты находятся в этом вопросе в цейтноте, так как Лиссабонское соглашение должно вступить в действие не позднее начала 2010 года, а в Германии предстоят сначала парламентские каникулы, а затем новые парламентские выборы в конце сентября.
Решение Конституционного суда Германии комментирует эксперт по международному праву Карл-Дитер Меллер.
Карл-Дитер Меллер: Судьи сказали своим решением, что принятый Бундестагом текст Лиссабонского соглашения находится в соответствии с конституцией, но уточнили, например, что Германия в соответствии со своей конституцией не могла бы стать частью общеевропейского федерального государства. Решение суда закрепило важнейшие пункты нашей демократии, заявив, что то, что касается юстиции, налогообложения, обращения со средствами массовой информации и социально-правовых вопросов, все это должно решаться и определяться в самой Германии. Но сопроводительный закон, описывающий права двух палат парламента - Бундестага и Бундесрата, - противоречит, по мнению судей в Карлсруэ конституции.
Юрий Векслер: Станет ли Конституционный суд Германии официально постоянным наблюдателем за действиями европейских органов управления?
Карл-Дитер Меллер: Нет, так непосредственно это происходить не будет. Но судьи отметили, что оставляют за собой право голоса, когда речь идет о правомерности передаче тех или иных полномочий и функций Брюсселю. И они будут рассматривать такие документы, конечно же, с дружественных по отношению к Евросоюзу позиций, с позиций поддержки европейской интеграции, являясь последней национальной инстанцией на пути передачи функций.
Юрий Векслер: Конституционный суд потребовал больше прав в принятии общеевропейских решений для немецких депутатов. Как это следует понимать?
Карл-Дитер Меллер: Конституционный суд говорит своим решением, что это не первый случай, когда законодатели не до конца понимают, что за закон они сформулировали. Конкретно же в решении суда говорится, что здесь необходимы поправки и улучшения. Только после такой работы Лиссабонское соглашение может быть ратифицировано. Скорее всего, парламент и займется этой работой в самое ближайшее время.
Юрий Векслер: Прогноз эксперта подтвердили и первые отклики самих парламентариев. С одобрением решения суда в Карлсруэ выступили канцлер Германии Ангела Меркель и вице-канцлер, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. В позитивной оценке решения Конституционного суда согласны как представители партий правительственной коалиции, так и оппозиции. Говорит Юрген Триттин, заместитель руководителя фракции "зеленых" в Бундестаге.
Юрген Триттин: Германия не станет препятствием скорейшему вступлению в силу Лиссабонского соглашения, так как мы еще до парламентских выборов примем соответствующие поправки. Я более чем удовлетворен. Наш Конституционный суд открывает путь к большим возможностям для действий в Европе в целом, к большей европейской демократии и усиливает при этом права Бундестага. Это в корне проевропейское решение, но это и также решение, которое в целом показывает, что мы с реформированным Лиссабонским соглашением находимся на верном пути. Решение суда в Карлсруэ говорит нам, что в будущем Бундестагу предстоит решать вопросы, требующие, например, единогласного вотума. Это принуждает Бундестаг, так сказать, к большему самосознанию, и я нахожу это правильным, особенно в положении члена оппозиционной партии, каковой мы пока являемся.