Кодекс одежды в Турции: судьба мини-юбки

Ирина Лагунина: На прошлой неделе мы начали разговор о том, как политически и социально меняется Турция при нынешнем правительстве Партии справедливости, которая медленно уводит страну от светского образа жизни, созданного основателем современного турецкого государства Ататюрком. Сегодня – о судьбе мини-юбки. Рассказывает Елена Солнцева.

Etek topukta olur, seninki ta baldırda
Belli ar'ı, namusu unutmuşsun bıldır'da..
Baban tıraş olurken baksın ayna yerine
Hele sen şu mereti biraz daha kaldır da! .

Елена Солнцева: "О женщина в короткой юбке. Как ты можешь смотреться в зеркало. Перед этим зеркалом стоял твой отец, который брился". Это голос анатолийского поэта Абдуррахима Каракоча, который посвятил целое стихотворение женской юбке. На родине поэта, в Анатолии, в центральной Турции, короткая юбка до сих пор считается символом падшей женщины. Непривычные к европейской моде жители ведут наступление на нарушителей норм исламской морали, к которым причисляют девушек в открытой западной одежде. В городе Мерсин, на побережье Средиземного моря, группа неизвестных совершила несколько нападений на девушек, одетых в мини-юбки. В результате две девушки получили сильные химические ожоги. По словам докторов, молодые люди использовали высокоактивный химикат. Пострадавшие девушки обратились за помощью в полицию. По словам одной из них, по дороге из университета домой их нагнала группа молодых людей. Один из нападавших сказал, что её юбка слишком коротка. Ей вылили на ноги жидкость, после чего девушка от боли потеряла сознание. Вот что она заявила в интервью одному из телеканалов:

"Мы возвращались после занятий в лицее несколько позже обычного, было около шести вечера, темнело. Навстречу показались какие-то люди в масках, они подбежали к нам и брызнули на ноги кислотой. Было очень больно, я закричала".

Елена Солнцева: Еще одно нападение было совершено в городе Эскишехир на северо-западе Турции в апреле минувшего года. 20-летняя Нуран Кылыч возвращалась после школы домой. На центральной улице к ней подошел незнакомый мужчина. Со словами "Ты снова надела мини-юбку", он ударил ее ножом в бедро, после чего скрылся. Девушка получила легкое ранение. Рассказывая о случившемся полицейским, она заметила, что молодой человек подходил к ней и раньше. "Это был молодой парень, - сказала она, - он показал на мою юбку и заявил, чтобы я не надевала такую больше никогда. Я подумала, что это шутка. Через два дня я снова увидела этого мужчину. Он подошел и сказал: "Ты снова надела мини-юбку", потом ударил меня ножом... "В цивилизованной стране каждый может одеваться как хочет, - говорит журналист молодежного Интернет сайта Айшегюль Курназ, - однако в Турции с этим существуют большие проблемы".

Айшегюль Курназ: Ажиотаж вокруг коротких юбок негласно поддерживает правящая исламистская Партия справедливости. Вот вам наглядный пример. Не так давно на стамбульском шоу все манекенщицы были одеты в короткие юбки. Зная о том, что прибудет министр от правящей исламистской партии, руководство выставки посчитало нужным переодеть девушек в длинные юбки. Все жены кабинета министров в длинных тюрбанах. Чиновники правящей партии недолюбливают слишком открытых женщин и не скрывают это. Ранее в Стамбуле запретили наружную рекламу купальных костюмов из-за безнравственности подобных изображений. По мнению правящей исламистской Партии справедливости, это оказывало нехорошее воздействие на горожан, мешало водителям городского транспорта, приводило к многочисленным авариям на дорогах.

Елена Солнцева: Не так давно бывший министр энергетики Турции Хилми Гюлер, член правящей Партии справедливости, правая рука премьера Эрдогана, осудил "неприличное" мини, благодаря которому в Турцию чуть не перестал поступать иранский газ. В Турцию прибыла представительная делегация из Тегерана, чтобы подписать многомиллионные контракты. На следующий день представители иранской делегации отказались продолжать переговоры, заявив, что возвращаются домой. Поводом для скандала стали слишком короткие юбки обслуживающего персонала. Как заявили представители иранской делегации, это проявление неуважения к нормам ислама. Чтобы избежать конфликта между Турцией и Исламской Республикой, иранских гостей переселили в другую гостиницу. Вот как комментирует ситуацию экономист Аслан Картал.

Аслан Картал: Нигде не видел таких хорошеньких ножек, как в Тегеране. Я был там накануне исламской революции, когда на улице еще можно было увидеть мини. Сегодня страна совсем не та. Мораль не позволяет девушкам так одеваться. Платья, костюмы, юбки и блузки в Иране практически не существуют. Они скрыты под манто и хиджабом. Газеты публикуют списки нравственных грехов, которые касаются женщин. Это использование косметики, ношение шляп вместо платков. Кроме того, иранская полиция запрещает женщинам появляться в публичных местах в брюках, коротких юбках и пальто, а также в юбках с разрезами.

Елена Солнцева: Плакат с изображением короткой юбки, перечеркнутой жирной красной чертой, установлен у входа в мечеть на азиатской части Стамбула. Слишком современная молодежь, забывая о правилах приличия, приходит на молитву в неподобающей одежде. "При входе нужно обязательно снять обувь, - говорит сорокалетний имам Айхан, - Нужно выглядеть опрятно - не стоит отправляться в храм в грязной помятой одежде. Исключены шорты, майки, особенно короткие юбки, которые могут привлечь излишнее, ненужное внимание мужчин". Однако сегодня вполне нормальным считается посещение мечети в джинсовой одежде. Производители освоили выпуск джинсовых изделий для верующих. Джинсы и юбки для современных мусульман специально видоизменены для того, чтобы проповедующие ислам чувствовали себя комфортно во время ежедневных молитв. Юбки с высокой талией и множеством карманов для часов, браслетов, очков и других аксессуаров. Айхан, мулла стамбульской мечети.

Айхан: Достаточно дешевые джинсы отвечают всем тонкостям мусульманского образа жизни. Благодаря свободному покрою верующим удобно сгибаться и становиться на колени во время молитвы. Многочисленные карманы вмещают аксессуары, которые мусульманские женщины обязаны снять во время богослужения. Швы прошиты зелеными нитками, поскольку зеленый цвет в исламе считается священным.

Елена Солнцева: "Намуз" - кодекс чести для турецких мужчин и правила поведения мусульманских женщин, который преподают во всех школах на уроках религии. "Уважающая себя турчанка из хорошей семьи, - говорит преподаватель стамбульского лицея Семра Айкут, - никогда не выйдет на улицу в слишком откровенном платье. Зато девушки, стремящиеся привлечь к себе нездоровое внимание мужчин, принадлежащие, обычно, к низшему классу, одеваются излишне вызывающе и нескромно". С наступлением весны в стамбульских школах начинается борьба с короткими юбками. В стране у всех школьников одинаковая форма: мальчики носят рубашки, брюки, свитера, в жаркую погоду шорты, а девочки –длинные, до колен юбки. Все попытки укротить их длину
пресекаются на корню. Для этого даже есть специальные
строгие наставники. Так, например, ректор лицея на юго-востоке страны запретил школьные формы выше колен, потому что девушки в коротких юбках, дескать, смущают педагогов мужчин, отвлекают их от учебного процесса. Ученицам велели отпустить школьные юбки ниже колен или покинуть учебное заведение. Девушкам также запретили сидеть не надлежащим образом: скрещивать ноги, класть одну ногу на другую. "В стамбульских лицеях за слишком короткую школьную юбку могут выдворить из учебного заведения. Тринадцатилетняя Зейнеб, ученица одной стамбульской школ.

Зейнеб: Если нарушишь дресс-код, дают карточку. Наберешь четыре карточки – получишь дисциплинарное взыскание. За это вызывают к директору, отправляют письма родителям. Нас учат в школе, что короткую юбку носить нельзя, мальчики будут смеяться и смотреть.

Елена Солнцева: Секретарше в короткой юбке в стамбульский офис вход закрыт. Строгий дресс-код запрещает женщине передвигаться по офису с голыми ногами. Запрещены броский макияж, яркие ногти. Не допускаются босоножки на тоненьких ремешках и шлепанцы, только закрытые туфли. Даже в туфельках с обрезанным мысом в офисе появляться нельзя. Универсальным деловым фасоном считается прямая модель длиной около пяти сантиметров ниже колена. "Многие женщины считают это ущемлением своих прав", - говорит активистка женской организации, тридцатилетняя служащая банка Айшеназ Курдак . "Женщины намерены продолжить борьбу за право носить мини выше колен до шести сантиметров", - добавляет она. Несколько лет назад стамбульские активистки уже добились отмены драконовского закона, по которому они не имели права носить на работе брюки. Этот закон был принят в 1982 году. В знак протеста женщины - служащие выходили на работу в брюках, презрев традицию и мнение начальства. Активистка женской организации, тридцатилетняя Айшеназ Курдак:

Айшеназ Курдак: На решительные меры женщин сподвигло сочетание холода и отсутствия центрального отопления в госучреждениях. В зимнее время многие женщины мерзнут из-за отсутствия отопления , но при этом не могут надеть теплые брюки. А летом, когда жарко, в госучреждениях Турции существует запрет на одежду без рукавов, с открытыми участками на теле, а также на открытую обувь и короткие юбки. Необходимо изменить этот порядок.

Елена Солнцева: Есть и те, кто считает короткую юбку символом западного либерализма. С большим энтузиазмом отмечали в минувшем году пятидесятилетие создания мини-юбки известным английским дизайнером Мэри Квант. Обложки стамбульских гламурных журналов пестрели фотографиями маленькой Лесли Хорнби – знаменитой модели Твигги, ставшей кумиром стиля мини... Популярный женский журнал опубликовал статью под названием "Назло хиджабам..". читаем. "Оскорбления, нападения, сексуальное преследование со стороны водителей такси, это только часть трудностей, с которыми приходится сталкиваться женщинам, чтобы завоевать право носить мини". Сорокалетняя Муккадеш Тюрк живет в консервативном черноморском Трабзоне, где короткую юбку отваживаются носить только самые отчаянные. Женщина утверждает, что неоднократно подвергалась преследованиям со стороны мужчин. Устав от издевательств соседа по лестничной клетке, который осмеивал ее за ношение непристойной одежды, женщина подала в суд. Судьи-мужчины не увидели состава преступления. Они заявили, что в стране свобода мысли и каждый может готовить, что хочет. Это недалеко от истины, утверждает французская журналистка Карин, которая уже седьмой год живет в Стамбуле.

Карин: В Стамбуле многие девушки носят короткие юбки. Летом очень жарко. Там, где я живу, нет особой проблемы. Однако если попадаешь в другой, более консервативный район, могут возникнуть неприятности. Если я еду в другое место, я бывают очень осторожна. Обычно одеваю брюки. Юбку только по случаю специальных торжеств, в кругу своих близких. Все зависит от места, где ты живешь.

Елена Солнцева: Бросается ли в глаза разница между Парижем и Стамбулом?

Карин: Конечно, в Европе более свободно. А здесь люди смотрят на тебя. Я не люблю излишнего внимания. А они все время смотрят друг на друга в метро, в транспорте, на улице. Ты
чувствуешь давление, тебе некомфортно. Я обычно очень осторожна в одежде, потому что не хочу привлекать к себе нездорового внимания. Я часто чувствую агрессию и повторяю про себя: оставьте меня в покое.

Елена Солнцева: А как ведут на улицах себя мужчины?

Карин: Мужчины бесцеремонно смотрят на женщин. Я бегают по утрам. Одеваю шорты, майку. Они смотрят на меня довольно пристально. Я все время думаю, что-то со мной не так. Думаю, все дело в манерах и отс утствии образования. Они хотят знать, что происходит, любят сплетничать, знать твое, личное, нарушая частную территорию. Все дело в образовании. Если у тебя хорошее воспитание, ты не будешь так бесцеремонен.

Елена Солнцева: А может все дело в исламе?

Карин: Многие мусульмане не ходят в мечеть, однако роль мужчины и женщины до сих пор остается прежней. Женщина-мать, она не может одеваться в мини. Они очень категоричны. Если ты наденешь короткую юбку, они скажут, что ты дешевая проститутка....

Елена Солнцева: "Одежда –важный идеологический социальный символ в Турции", - пишет автор книги " Между мечетью и короткой юбкой", журналистка Мелда Акбаш, которая родилась и долгое время жила в Германии . " Усы, значки, костюмы, длинные рукава и короткие юбки могут много рассказать об их владельцах. Этим символам люди придают слишком большое значение, провоцируя социальную истерию. Турция, которая вот уже многие годы стремится в Европу, пока не смогла выработать ясный подход к тому, как одеваться свободно, что , собственно, говорит об отсутствии свободы…"