Весёлый Букер

Русская Букеровская премия досталась журналистке газеты «Голос Череповца» Елене Колядиной, сочинившей эротический роман «Цветочный крест». Излишне серьезные люди восприняли эту новость с недоумением или возмущением, говорят о корпоративном позоре, а мне решение жюри кажется вполне адекватным. С самого начала своего существования Русский Букер носил имитационный, почти пародийный характер. Позаимствовав название у британской премии, не самой интересной, но хотя бы солидной, Русский Букер за 19 лет так и не стал предприятием, которое можно воспринимать всерьез. Я заглянул однажды на букеровский банкет в Москве и сразу заметил шутовской характер происходящего: пестрая толпа, сметавшая скверное угощение, напоминала то ли собрание неудачливых посетителей ипподрома, то ли депортированных в Румынию скитальцев-нелегалов. Литературные речи публику не интересовали: непонятно кто награждал непонятно кого, и единственным серьезным обстоятельством в этой цирковой постановке были спонсорские деньги.

С годами пародийность нарастала, и хотя иногда награду присуждали неплохим романам известных писателей, затея в целом оставалась лишенной смысла, особенно на фоне серьезных литературных наград, таких как премия имени Андрея Белого, например. И вот уже второй год подряд Букера вручают откровенно случайным книгам: Елена Чижова и Елена Колядина получили известность только после появления в шорт-листе. Выбор необъясним – как будто он доверен дрессированному попугаю или какому-нибудь несложному механизму. Мне кажется, это очень правильный подход: раз ничего толкового не получилось, а спонсоры продолжают платить, следует оставить всякую серьезность, позабыть о претензиях и просто забавлять публику, чтобы кушала на банкете и не скучала.