В Чехии опубликована книга известного диссидента, в прошлом редактора самиздатского журнала "Окно" Франтишека Старека "Дома. Архипелаг свободы" (Baráky – Souostroví svobody). Это история чехословацкого андеграунда, написанная посредством рассказа о нескольких десятках коммун, возникших в Чехословакии в 60-х после начала гонений на музыкантов, литераторов и художников. Коммуны стали своего рода культурными центрами для творческих личностей и немногочисленной публики и просуществовали до падения коммунистического режима.
Коммунальный образ жизни в Чехословакии возник на волне интереса к субкультуре хиппи, появившейся в 60-х годах прошлого века в Соединенных Штатах. Некоторые представители чехословацкого андеграунда, как и хиппи, предпочитали жить в общинах. Только первые делали это из-за гонений со стороны режима, а вторые – на протест против пуританской морали.
Эти архивные кадры были сняты в 1979 году в коммуне около деревни Нове Вискы в Северной Чехии. Музыкальное сопровождение - группа Pepa Janíček And His Boys. В 1981 году усадьба была национализирована, а ее жители, включая членов музыкальной группы, - изгнаны.
В книге "Дома. Архипелаг свободы" есть описания 31 коммуны на территории Чехословакии и 3 коммун за ее пределами - созданных эмигрантами, убежавшими на Запад. Автор Франтишек Старек не называет их коммунами, а предпочитает говорить просто о домах, куда переезжали на постоянное место жительства или на время – для участия в концерте или выставке. В этих частных культурных центрах можно было относительно беспрепятственно проводить литературные чтения, организовывать концерты или выставки. Полиция не имела права – в отличие от публичной галереи или концертного зала – силой прерывать такие мероприятия. Инициатором создания первой коммуны в Чехословакии стал ныне видный чешский художник и в недавнем прошлом директор Национальной галереи в Праге Милан Книжак. В коммуне жил и умерший год назад поэт Мартин Йироус, автор программного документа чешского андеграунда.
- Андеграунд в Чехии появился при тоталитарном режиме, и это было связано с невозможностью некоторых художников, писателей, заниматься творчеством в тех условиях, - говорит автор книги Франтишек Старек. - Его существование не было связано с наступлением в Чехословакии периода застоя после 1968 года, так как репрессии в отношении так называемых "волосатых" начались в 1966 году, когда полиция силой постригла несколько сотен молодых людей, предпочитавших длинные волосы принятым в то время за норму коротким. Апогеем этих событий стал 1974 год, когда сотрудники службы безопасности разогнали концерт группы The Plastic People of the Universe. Несколько человек тогда получили ранения, многих арестовали. Наряду с такими крупными событиями, были и события менее значимые, но дававшие понимание о необходимости уйти в тень. Многие были осуждены за литературное творчество, за сочинение песен и их исполнение на публике. Преследования касались по сути всего рок-н-рольного движения, поэтому люди стремились убежать от них и создавали более свободные условия существования. Многие в складчину покупали дома в провинции, где создавались культурные центры - с надеждой, что в этих домах они смогут жить более спокойной жизнью.
- В чем заключались особенности жизни в описываемых вами общинах?
- Люди в складчину покупали дом, что становилось первым шагом к ведению общего хозяйства. Члены общин скидывались на пропитание, необходимые для ремонта инструменты, все, что нужно было для жизни. Я жил в трех таких коммунах. Обычно каждой семье с детьми или отдельному члену общины выделялась для жизни одна комната. Кухня была общей и женщины, как правило, готовили вместе. Мужчины вместе ремонтировали дома. Это было насущной необходимостью, потому что денег было мало, и обычно приобретались заброшенные деревенские усадьбы с полуразрушенными постройками. Важной составляющей жизни было искусство, так как жить в коммуны переезжали в основном люди, занимавшиеся творчеством – музыканты, художники, писатели. Они выступали в огромных амбарах, которые в Чехии являются неотъемлемой частью деревенских усадеб. Эти амбары служили концертными залами для тех музыкантов, кто не имел возможности организовывать публичные выступления. Отсюда и подзаголовок моей книги – "архипелаг свободы". В этом частном мире не действовали некоторые законы. В 70-х выступавших на публике музыкантов чаще всего судили по статье "хулиганство", а на частные концерты, куда приглашались друзья, эта статья не распространялась. Так удавалось противостоять правоохранительной машинерии.
- Некоторые коммуны упразднялись властями, а их собственность была национализирована. Так произошло, например, в Северной Чехии в 1981 году. Значит, полиция все-таки вмешивалась в жизнь коммун?
- Полиция, конечно, знала, когда проводились концерты. Бывало, что отключали электричество… Но со временем удавалось решать и эту проблему: наготове был специальный агрегат, производивший электричество из бензина. Нередко проблемы возникали с пропиской, так как власти отказывались регистрировать в одном доме большое количество людей, и многим приходилось жить в общинах на правах постоянного гостя. Власти чинили препятствия и при предоставлении работы, потому приходилось ездить на службу в другой город. Такие проблемы были, но в большинстве случаев соблюдалось право на свободное распоряжение земельным участком в частной собственности. Полиция могла вступить на эту территорию только с ордером прокурора на обыск, когда возбуждалось уголовное дело. Такое тоже случалось, но это не было каждодневной реальностью.
По словам Франтишека Старека, после выхода книги "Дома. Архипелаг Свободы" ему удалось найти сведения о еще 7 чехословацких общинах. Информация о них войдет в дополненное издание, работа над которым начнется в ближайшее время.
Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".
Коммунальный образ жизни в Чехословакии возник на волне интереса к субкультуре хиппи, появившейся в 60-х годах прошлого века в Соединенных Штатах. Некоторые представители чехословацкого андеграунда, как и хиппи, предпочитали жить в общинах. Только первые делали это из-за гонений со стороны режима, а вторые – на протест против пуританской морали.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
В книге "Дома. Архипелаг свободы" есть описания 31 коммуны на территории Чехословакии и 3 коммун за ее пределами - созданных эмигрантами, убежавшими на Запад. Автор Франтишек Старек не называет их коммунами, а предпочитает говорить просто о домах, куда переезжали на постоянное место жительства или на время – для участия в концерте или выставке. В этих частных культурных центрах можно было относительно беспрепятственно проводить литературные чтения, организовывать концерты или выставки. Полиция не имела права – в отличие от публичной галереи или концертного зала – силой прерывать такие мероприятия. Инициатором создания первой коммуны в Чехословакии стал ныне видный чешский художник и в недавнем прошлом директор Национальной галереи в Праге Милан Книжак. В коммуне жил и умерший год назад поэт Мартин Йироус, автор программного документа чешского андеграунда.
- Андеграунд в Чехии появился при тоталитарном режиме, и это было связано с невозможностью некоторых художников, писателей, заниматься творчеством в тех условиях, - говорит автор книги Франтишек Старек. - Его существование не было связано с наступлением в Чехословакии периода застоя после 1968 года, так как репрессии в отношении так называемых "волосатых" начались в 1966 году, когда полиция силой постригла несколько сотен молодых людей, предпочитавших длинные волосы принятым в то время за норму коротким. Апогеем этих событий стал 1974 год, когда сотрудники службы безопасности разогнали концерт группы The Plastic People of the Universe. Несколько человек тогда получили ранения, многих арестовали. Наряду с такими крупными событиями, были и события менее значимые, но дававшие понимание о необходимости уйти в тень. Многие были осуждены за литературное творчество, за сочинение песен и их исполнение на публике. Преследования касались по сути всего рок-н-рольного движения, поэтому люди стремились убежать от них и создавали более свободные условия существования. Многие в складчину покупали дома в провинции, где создавались культурные центры - с надеждой, что в этих домах они смогут жить более спокойной жизнью.
- В чем заключались особенности жизни в описываемых вами общинах?
- Люди в складчину покупали дом, что становилось первым шагом к ведению общего хозяйства. Члены общин скидывались на пропитание, необходимые для ремонта инструменты, все, что нужно было для жизни. Я жил в трех таких коммунах. Обычно каждой семье с детьми или отдельному члену общины выделялась для жизни одна комната. Кухня была общей и женщины, как правило, готовили вместе. Мужчины вместе ремонтировали дома. Это было насущной необходимостью, потому что денег было мало, и обычно приобретались заброшенные деревенские усадьбы с полуразрушенными постройками. Важной составляющей жизни было искусство, так как жить в коммуны переезжали в основном люди, занимавшиеся творчеством – музыканты, художники, писатели. Они выступали в огромных амбарах, которые в Чехии являются неотъемлемой частью деревенских усадеб. Эти амбары служили концертными залами для тех музыкантов, кто не имел возможности организовывать публичные выступления. Отсюда и подзаголовок моей книги – "архипелаг свободы". В этом частном мире не действовали некоторые законы. В 70-х выступавших на публике музыкантов чаще всего судили по статье "хулиганство", а на частные концерты, куда приглашались друзья, эта статья не распространялась. Так удавалось противостоять правоохранительной машинерии.
- Некоторые коммуны упразднялись властями, а их собственность была национализирована. Так произошло, например, в Северной Чехии в 1981 году. Значит, полиция все-таки вмешивалась в жизнь коммун?
- Полиция, конечно, знала, когда проводились концерты. Бывало, что отключали электричество… Но со временем удавалось решать и эту проблему: наготове был специальный агрегат, производивший электричество из бензина. Нередко проблемы возникали с пропиской, так как власти отказывались регистрировать в одном доме большое количество людей, и многим приходилось жить в общинах на правах постоянного гостя. Власти чинили препятствия и при предоставлении работы, потому приходилось ездить на службу в другой город. Такие проблемы были, но в большинстве случаев соблюдалось право на свободное распоряжение земельным участком в частной собственности. Полиция могла вступить на эту территорию только с ордером прокурора на обыск, когда возбуждалось уголовное дело. Такое тоже случалось, но это не было каждодневной реальностью.
По словам Франтишека Старека, после выхода книги "Дома. Архипелаг Свободы" ему удалось найти сведения о еще 7 чехословацких общинах. Информация о них войдет в дополненное издание, работа над которым начнется в ближайшее время.
Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы".