Из чего выбирать современной феминистке

Из чего выбирать современной феминистке

Книге Бетти Фридан "Загадка женственности" исполнилось 50 лет
“Меня зовут Эмили Базелон. Я феминистка. И я не читала книгу Бетти Фридан — до настоящего времени”.

В этом месяце исполняется 50 лет с момента выхода в печать одной из главных феминистских книг в мире, “Загадки женственности” американской писательницы и активистки борьбы за права женщин второй волны Бетти Фридан.

Сайт Slate отмечает эту дату несколько необычным способом. Два редактора Slate, постоянные авторы феминистской рубрики Slate Double X Эмили Базелон и Норин Мэлоун обменялись открытыми письмами, в которых попытались осмыслить, а скорее, переосмыслить книгу Бетти Фридан.

Началась их переписка с признания Базелон: “Я только что прочитала “Загадку женственности”, книгу, которой в этом месяце исполняется 50 лет. В этом стыдно признаваться. Стыдно по нескольким причинам сразу: я феминистка, я помогала запускать феминистскую рубрику на сайте Slate, считается, что я образованный человек, к тому же Бетти Фридан была кузиной моей бабушки, так что я росла, зная ее”.

Меня удивило, что Базелон не читала этой книги. Для американской феминистки это действительно странно. В России эту книгу издавали всего один раз и довольно давно, я никогда не держала ее в руках, но читала разбросанные по интернету, переведенные волонтерами главы. “Загадка женственности” — это популярное любительское социологическое исследование идеалов американских женщин конца 50-х годов. Казалось, что главные феминистские победы в то время уже случились: женщины могли голосовать, получать образование, работать и самореализовываться. Но тут выяснилось, что ничего этого они делать не собираются, что образованные женщины среднего класса стремятся только к одному — к замужеству, которое автоматически означает загородный дом, кухню и воспитание детей. Вот такой пассаж, один из самых типичных в этой книге:

“Все реже и реже женщины выбирали карьеру, требующую самоотдачи. Двое из трех бросали курс, не закончив. В пятидесятые годы даже те, кто прилежно доучивался до конца, в том числе наиболее способные, не мечтали ни о чем другом, кроме замужества и материнства.
<...> Часть женских колледжей закрылась; профессора в учебных заведениях с совместным обучением стали заявлять, что не желают тратить силы на женщин; президент престижного колледжа Сары Лоуренс заговорила об открытии вакансий для юношей, а ее коллега из Вассар-колледжа предсказывала скорый конец всем женским высшим учебным заведениям в Америке, где они впервые в мире были открыты”.

Фридан проанализировала статьи в женских журналах, студенческих газетах, поговорила с сотней женщин и описала все это в своей книге, которая тут же стала бестселлером.

И вот теперь в своем письме в Slate американская феминистка Эмили Базелон признается, что не читала этой книги. Довольно быстро Базелон объясняет, как именно это произошло. Дело в том, что “Загадка женственности” так прочно зашита в американскую культуру, что главный ее посыл все равно всем известен. Похожую мысль мне высказал один знакомый студент гуманитарного вуза: “Я не читал “Архипелаг ГУЛАГ”, но я столько читал про него, что я и так знаю, о чем он”.

Базелон тоже много читала о книге своей троюродной бабушки. Например, она знает, в чем были главные нападки на эту книгу. Мол, Фридан описала только жизнь белых американок, принадлежащих к среднему классу, а афроамериканки и женщины из рабочего класса остались за пределами ее внимания.

Несмотря на это, Базелон испытывает благодарность и нежность к Бетти Фридан. Потому что видит в ее книге за попыткой академичного описания страх и одиночество — не только самой Фридан, но и целого поколения женщин. “Десятилетия спустя после выхода книги женщины все еще продолжают спорить, значит ли феминизм для женщины возможность выбирать все, что она захочет, в том числе сидеть дома с детьми и печь хлеб, или существует только один правильный выбор?” Базелон заканчивает свое письмо обращением к Норин Мэлоун: “Что ты думаешь, Норин? Что мы должны поменять, пока этой книге не исполнилось 75 или 100 лет?”

Мэлоун отвечает ей в том смысле, что тоже знает главную максиму этой книги — “Что может заставить меня не работать?” — с рождения. Но какой же бескомпромиссной кажется эта книга сейчас: “Фридан сравнивает женщин, сидящих дома с детьми, с узницами концлагеря”. Если письмо Базелон лирично и трогательно, полно благодарности, то письмо Мэлоун — смесь возмущения, иронии и понимания того, насколько книга не соответствует времени.

Мэлоун пишет о том, что очень немногие женщины, как и мужчины, сейчас имеют такую работу, которую Фридан сочла бы дающей чувство самореализации. Работа сама по себе в наши дни не значит ничего, и многие люди, наоборот, находят счастье и ощущение нужности в домашних делах или волонтерской деятельности.

“И знаешь, Эмили, — пишет Мэлоун, — мне показалась странной зацикленность Фридан на способности женщин всегда получать оргазм как на единственном показателе удовлетворенности женщин”. Самое смешное, что Мэлоун в самом конце своего письма замечает, что некоторые пассажи из книги Фридан, главной феминистской книги Америки, звучат абсолютно как строчки из журнала Cosmo.

Мне кажется, это совершенно замечательная переписка. В ней есть абсолютно все. Знание предмета участницами, дань уважения действительно великой женщине и феминистке, смелость расстаться с идеалами прошлого и признать сложности нового постфеминистского общества. Мне кажется, что, несмотря на то что Мэлоун критикует книгу, Бетти Фридан была бы счастлива, что пятидесятилетие ее главного труда отмечают именно так. И эти две женщины, и эта дискуссия — отчасти, конечно, заслуга Фридан и ее книги.

весь блог