16 марта исполнилось 80 лет Сергею Юрьевичу Юрскому, актёру, режиссёру, сценаристу, поэту. У «Поверх барьеров» своя история отношений с Юрским. В 1994 году в московской студии «Свободы» я записал с ним радиоспектакль «Любимцы господина Фабра».
Несколько слов об этой композиции. В её основе — тексты Жана-Анри Фабра, Марселя Пруста и собственно авторская речь. Жан-Анри Фабр —французский энтомолог (1823 –1915). Он не принадлежал к числу профессиональных учёных. Работал провинциальным учителем в Провансе, в свободное время исследовал насекомых. Автор десятитомных «Энтомологических воспоминаний».Язык его книг не подсушен профессиональным жаргоном, его интонации — эмоциональные, живые. Фабр — классический тип учёного-чудака, дилетанта с проблесками гениальности. Сергею Юрскому по ходу работы над пьесой я предложил отклоняться от текста, смеяться, вставлять междометия, вводные слова, менять порядок слов под «свой голос», подсвистывать птицам, подмурлыкивать жукам, пчёлам, комарам, короче, разговаривать. Так в студии завязался разговор интересных друг другу собеседников. Перед звукорежиссёром спектакля Фрэнком Уильямсом стояла другая задача: создание акустической драматургии из щебетов, трелей, жужжания, стрекота. В радиоспектакле звучат подлинные насекомые. Лето Фрэнк проводит на греческом острове — у него там дом. Однажды он привез мне в подарок концерт для кузнечиков, сверчков и стрекоз, сочинённый и исполненный средиземноморскими насекомыми. Фрэнк записывал их на рассвете, дабы чистоту стрекота, не дай Бог, не нарушил шорох велосипеда или треск мотоцикла. Этот концерт нам пригодился.
Повтор в «Поверх барьеров» радиокомпозиции «Любимцы господина Фабра» — это мой акустический жест благодарности мастеру.Помните, Сергей Юрьевич? Московская студия радио "Свобода", Старопименовский переулок. Двадцать с лишним лет назад.