Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов и Георгий Кобаладзе.
Кирилл Кобрин: В Грузии, по официальным данным, партия президента Михаила Саакашвили на парламентских выборах получила чуть более 60 процентов голосов избирателей, у «Объединенной оппозиции» около 14 процентов. В то же время оппозиция оспаривает эти результаты.
Олег Кусов: Оппозиция проиграла, но на радикальные акции протеста не решилась. Президент Грузии Михаил Саакашвили предложил будущей парламентской оппозиции сотрудничество и участие в управление государством.
Рассказывает наш корреспондент в Тбилиси Георгий Кобаладзе.
Георгий Кобаладзе: Пресс-спикер Центральной избирательной комиссии, Зураб Качкачишвили опубликовал первые предварительные, но официальные данные итогов выборов в парламент Грузии. Эти цифры стали известны после подсчета примерно 10 процентов голосов. В целом они подтверждают прогноз нескольких неправительственных организаций, опубликовавших накануне итоги проводимых ими exit poll . Согласно официальным данным ЦИК, в выборах лидирует правящая партия «Единое национальное движение», набравшая по пропорциональным спискам почти 63 процента голосов. На втором месте - «Объединенная оппозиция» - почти 14 процентов. 5-процентный барьер преодолели также лейбористы и «Христианские демократы». А вот Республиканская партия, состоящая из интеллектуалов и диссидентов советской эпохи, по всей видимости, не попадает в парламент. Вместе с тем, ЦИК аннулировал результаты выборов на нескольких избирательных участках из за очевидных нарушений, но это вряд ли повлияет на окончательный результат.
Сразу после обнародования результатов exit poll президент Саакашвили выступил по всем каналам грузинского телевидения и поблагодарил граждан за активность и поддержку.
Михаил Саакашвили: По всем данным, выборы в основном прошли спокойно. Многонациональный народ Грузии выразил свою волю. Не скрою от вас, даже я удивлен тем высочайшим уровнем поддержки, которую мы получили в результате выборов. И это несмотря и после четырех лет очень болезненных реформ. Новый парламент будет гораздо более плюралистическим и многопартийным, чем прежний. Обещаю, что буду встречаться даже с самой маленькой фракцией в парламенте. Кроме того, несмотря на то, что наша партия получила почти конституционное большинство, мы не будем менять конституцию, как опасаются многие. Во всяком случае, без широких консультаций с политическими силами в парламенте и стране.
Георгий Кобаладзе: Тем временем оппозиция не согласна с итогами выборов и намерена добиваться их пересмотра. Накануне оппозиционеры не решились (как угрожали до выборов) пойти на штурм Центральной избирательной комиссии, когда там шел подсчет голосов. По мнению наблюдателей, оппозиция реально оценила свои силы и, поскольку в будущем парламенте им гарантировано представительство (пусть и не очень значительное), оппозиционеры решили не обострять обстановку. Во всяком случае, на улицах Тбилиси пока не видно ни усиленных отрядов полиции или спецназа, ни водометов, которые, по данным прессы, вводились в город для разгона возможных акций протеста.
Олег Кусов: Еще до парламентских выборов президент Саакашвили сделал заявление, что готов поделиться частью своих функций с новым парламентом. По мнению эксперта Грузинского фонда стратегических и международных исследований Арчила Гегешидзе, Саакашвили понимает, что сегодня Грузии необходим не декоративный, а влиятельный парламент.
Арчил Гегешидзе: После «революции роз» были внесены определенные изменения в конституции, в соответствии с которыми президентская власть усилилась значительно за счет ослабления парламента, и, кстати, это являлось и до сих пор является одним из упреков со стороны оппозиции и не только. Некоторые организации до сих пор советуют власть, чтобы такое равновесие между ветвями власти было восстановлено. И заявления в свое время Саакашвили делал, что будущему парламенту он бы передал часть своих полномочий, но это было пару месяцев тому назад. В какой степени это будет в реальности - посмотрим. Одно ясно, что вчера, уже после предварительных результатов выборов, президент Саакашвили сказал, что он готов, несмотря на результаты этих выборов сказать, что в будущем он будет советоваться со всеми другими партиями. Он понимает, что ослабленный парламент не на руку общему имиджу грузинской демократии, и что такой несовершенный имидж демократии мешает Грузии в продвижении планов, в том числе по продвижению, если хотите, к евроатлантическим институтам. Он, конечно, это осознает, и, видимо, хочет как минимум какие-то там косметически изменения в этом отношении привнести, а как максимум, может быть, он собирается усовершенствовать грузинскую демократию в этом отношении, хотя бы частично восстановить баланс между ветвями власти.
Олег Кусов: Правящая партия «Единое национальное движение» по итогам парламентских выборов сохранила свои позиции на политическом поле Грузии. Политики говорят об окончании ключевого этап жесткой борьбы между сторонниками и противниками Михаила Саакашвили. Победа на этом этапе, как подчеркивают представители официального Тбилиси, не означает разгрома оппозиции, «как это произошло в соседней стране».
Могут ли все эти обстоятельства повлиять на внешнеполитический курс Тбилиси, учитывая, что объектом критики оппозиции часто становились сложные отношения президента Саакашвили с Москвой? Слово - заместителю директора Информационно-аналитический центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексею Власову.
Алексей Власов: Я бы, наверное, все-таки оставил определенную долю вероятности, что Саакашвили тоже не оставляет калитку закрытой и все-таки параллельно с традиционным для него жестким информационным и не столько информационным прессингом по отношению к России с точки зрения ситуации вокруг непризнанных республик все-таки будет продвигать, может быть, не так открыто, но делать какие-то шаги навстречу поиску компромиссного решения. По крайней мере, мне кажется, что это было бы с точки зрения имиджа, а Саакашвили своему имиджу придает огромное внимание, ни для кого не секрет, я думаю, что это был бы тактически грамотный ход, за который, в принципе, Россия могла бы при наличии определенных условий ухватить, попробовать раскрутить это направление. Есть ожидания, что с приходом Дмитрия Медведева политика позднего путинизма будет несколько смягчена в отношении стран позднесоветского зарубежья, которые числятся в недругах России. Но говорить о том, что шансы на сближение позиций достаточно высоки, это будет уже чересчур оптимистично. Я бы сказал так: 70 против 30, что ситуация останется в том самом состоянии холодной или уже близкой к горячей войны, которая была на протяжении последних нескольких лет.
Олег Кусов: Примерно через час свое мнение о прошедших парламентских выборах в Грузии намерена высказать международная миссия наблюдателей. Наблюдатели от Межпарламентской ассамблеи СНГ уже заявили агентству «Интерфакс», что они не выявили каких-либо серьезных нарушений в ходе выборов.