Бишкек и Душанбе ужесточают регламентацию жизни иноверцев

Население центральноазиатских республик относится к «вероотступникам» с подозрением. Крещение у баптистов Бешкека

Как сообщил 23 мая в телефонном разговоре с корреспондентом Радио Свобода заместитель председателя Союза баптистов Кыргызстана Генрих Фот, мусульмане села Кулунак Нарынской области республики уже шестой день препятствуют захоронению 14-летнего сына киргиза-баптиста Алымбека Исакова. Когда баптисты собрались похоронить подростка на протестантском кладбище, туда пришли около 30 односельчан во главе с местным имамом Кенжебеком Имановым. Мусульмане запретили копать могилу, заявив, что баптисты «продали свою религию». Администрация управы открыто поддержала борцов с «вероотступниками». Местные власти посоветовали родителям умершего подростка вывести его тело за территорию управы и аннулировали собственное решение о выделении баптистам земельного участка для кладбища от 19 апреля 2006 года.
Гонения на мусульман, перешедших в христианство, стали печальной реальностью для всех центральноазиатских республик. Летом прошлого года около ста прихожан мечети ворвались в баптистский молитвенный дом на юге Кыргызстана и жестоко избили пастора. Во дворе был разожжен костер из Библий, а на воротах написано «Продается дом». На этом злоключения пастора не закончились. В октябре толпа мусульман забросала молитвенный дом бутылками с зажигательной смесью. Прихожанам лишь чудом удалось затушить пожар. В декабре 2005 года в киргизском селе Жеты-Огуз был убит местный житель, принявший христианство. Убийца до сих пор так и не найден, однако односельчане убитого протестанта не сомневаются, что он пострадал за свои религиозные убеждения.
Расправы над «вероотступниками» и миссионерами характерны и для других государств региона. В 2004 году в таджикском городе Исфара был застрелен из автомата протестантский пастор Сергей Бессараб, активно занимавшийся миссионерством среди мусульман. Как удалось установить следствию, Бессараба убили исламские фанатики. Случаи избиения мусульман, перешедших в христианство, зафиксированы в Узбекистане и Казахстане.


Такое поведение может восприниматься как варварство, однако, по мнению местных радикалов, оно вполне логично. Согласно канонам ислама, отрекшийся от своей веры должен быть казнен. Наказания грозят и другим нарушителям законов ислама. Так, около года назад жители одного из киргизских сел до смерти забили камнями мужчину и женщину, вступивших во внебрачную половую связь.


В частных беседах высокопоставленные чиновники этих стран оправдывают репрессивные законы против верующих именно нетерпимостью мусульман к прозелитизму (т.е. действиям, направленным на переход верующих из одной религии или конфессии в другую).


Первым ввел законодательство, резко ограничивающее права верующих, Узбекистан. Согласно принятому здесь в 1998 году закону о религиях и религиозных организациях, деятельность незарегистрированных религиозных общин в республике запрещена. На практике местные власти воспринимают как религиозную деятельность даже совместное чаепитие верующих в частных квартирах. Закон подкреплен соответствующими статьями Административного и Уголовного кодексов. Он также запрещает любую миссионерскую деятельность и прозелитизм. Лидеров незарегистрированных общин религиозных меньшинств нередко приговаривают к тюремному заключению. Так, как сообщило 22 мая информационное агентство fergana.ru, к четырем годам лишения свободы приговорен врач, организовавший незарегистрированное собрание «Свидетелей Иеговы». Уголовный суд Самарканда, рассмотрев материалы дела в отношении Олима Тураева, признал его виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 216 (незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций) и 229-2 (нарушение порядка преподавания религиозных вероучений) УК республики.


Вслед за Ташкентом существенно ужесточила профильное законодательство и Астана. Два года назад депутаты парламента Казахстана ввели поправки в закон о религии, требующие обязательной регистрации религиозных объединений, а также усиливающие контроль за миссионерской деятельностью.
Общая для стран Центральной Азии тенденция вмешательства государства в жизнь верующих затронула и Таджикистан. В 2008 году парламент республики должен рассмотреть новый проект закона о религиях. Он содержит целый ряд существенных ограничений прав верующих. Новый проект закона во многом повторяет узбекский и даже идет еще дальше. Им вводятся квоты на количество культовых учреждений в зависимости от величины населенного пункта. Для открытия неисламского объединения, местного или имеющего централизованную структуру, требуется соответственно 200 и 600 подписей.


Судя по всему, ограничить деятельность религиозных меньшинств намерен и Бишкек. Как сообщает информационное агентство 24.kg, парламент Кыргызстана намерен разработать новый закон о вероисповедании и религиозных организациях. Об этом 21 мая на пресс-конференции заявил спикер законодательного собрания страны Адахан Мадумаров. По его словам, парламент ужесточит «работу в данном направлении». «До 50 различных религиозных организаций очень вольготно чувствуют себя в Кыргызстане. Это и экстремисты, и те, кто работает над разложением общества. Мы должны дать правоохранительным органам соответствующие полномочия, потому что сейчас они ими не наделены», - отметил он.
Как сообщил Радио Свобода заместитель председателя Союза баптистов Кыргызстана Генрих Фот, проект нового закона уже разработан. Он требует от религиозного объединения обязательной регистрации; при этом до нее не допускаются сообщества с числом членов менее 200 человек. Проект также запрещает прозелитизм и миссионерскую деятельность. «Если депутаты примут новый проект закона, то для нас, как и для других религиозных меньшинств, это будет просто катастрофой. В большинстве населенных пунктов у нас меньше 200 единоверцев, к тому же многие наши общины незарегистрированы. Миссионерство – часть нашей веры, а проект закона запрещает нам заниматься проповедованием вне церкви», - заявил нам Генрих Фот. Новый проект закона задевает интересы и православных, так как во многих населенных Киргизии проживает меньше 200 представителей данной конфессии.