Дмитрий Травин о встрече лидеров СНГ: "Это чисто ритуальные отношения"

Дмитрий Травин

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие заместитель главного редактора газеты "Дело" Дмитрий Травин.

Андрей Шарый: В прямом эфире Радио Свобода сейчас известный петербургский политический эксперт и экономический аналитик, заместитель главного редактора газеты "Дело" Дмитрий Травин.

Я воспользуюсь тем, что вы одинаково сильны и в политической, и в экономической сфере, и начну разговор с политики. Трудно было избавиться от ощущения, что какой-то ритуально-византийский характер этот саммит носит – все - один за другим - президенты подходят к ручке Дмитрия Медведева, кто на 15 минут, кто на час. Это свидетельствует о том, что расстановка сил внутри Содружества такова, что Россия - "старший брат", а все остальные, как бы они к ней не относились, какие бы горячие слова не говорили у себя дома, приезжают и кланяются?

Дмитрий Травин: Да, конечно, это чисто ритуальные отношения. Более того, мне кажется, что такого рода характер отношений выгоден, как правило, и той, и другой стороне. Вот если говорить о только что упомянутых российско-грузинских отношениях, ведь и Россия чувствует себя в кольце врагов - то Грузия нас предает, то Эстония, то еще кто-то, и Грузия чувствует, что Россия, как "старший брат", ей враждебна. Это сплачивает народ вокруг своих лидеров, и получается, что для укрепления жестких авторитарных режимов в каждой из стран такого рода отношения очень выгодны. Поэтому при встрече президенты оказываются друг к другу очень милы, а в то же время по отношению к своим народам они все время говорят о том, что, вот, у нас с этими плохие отношения, эти не так себя ведут. Вот такой характер отношений.

Андрей Шарый: Вот интересно заметил один из наших экспертов сегодня о том, что ожидают критического переосмысления неких проблем, и, похоже, все ожидают этого переосмысления друг от друга, но никто так в результате и не дожидается, все стоит на мертвой точке. Так все и будет в ближайшее время?

Дмитрий Травин: Я думаю, да, потому что, в общем, такой характер отношений, как ни странно, оказывается выгоден практически всем. Вроде бы мы конфликтуем, вроде бы отношения плохие, но они плохи для достижения каких-то позитивных изменений, скажем, в плане экономического сотрудничества, а для укрепления политических режимов они как раз очень хороши. Все режимы твердые, все на своем месте так и стоят.

Андрей Шарый: И получается, что раз такая ситуация устраивает всех, то политически такой каркас отношений СНГ может существовать сколь угодно долго. Верно я вас понимаю?

Дмитрий Травин: Да. Я думаю, что это может существовать довольно долго. Только в той мере, в какой пойдет в отдельных странах реальная демократизация и сближение с Евросоюзом, эти страны начнут ослаблять свои отношения с СНГ. Вот страны Балтии сразу двинулись в сторону Европы еще с момента распада Советского Союза, поэтому они не нуждаются в каких-то особых отношениях с Москвой, ритуальных отношениях, в частности. А те, кто нуждаются, они этот ритуал будут соблюдать.